Договор перевозки грузов авторанспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

Общие условия касаются количества и наименования груза, определения  его веса, тары (упаковки), маркировки и объявления ценности. Специальные  — устанавливаются для грузов, перевозка которых требует соблюдения особых мер и условий их транспортировки. Так, при перевозке многих видов  грузов необходимо представить сертификат их качества, а при перевозке животных и птиц — карантинные (ветеринарные) документы.  

Количество и род  груза, который подлежит сдаче к  перевозке, определяются заявкой, договором  об организации перевозок или  самим договором перевозки. Замена одного груза другим допускается  с согласия перевозчика. Предъявляемый  к перевозке груз должен быть правильно  наименован.  

Грузы, нуждающиеся  в предохранении от утраты, порчи  или повреждения, должны предъявляться  в исправной таре, соответствующей  стандартам или, по крайней мере, обеспечивающей их полную сохранность. При несоблюдении этого требования транспортная организация  вправе отказать в приеме груза. По усмотрению отправителя груз может  быть сдан к перевозке с объявленной  ценностью. Использование последней  облегчает доказательство стоимости  груза при его утрате и повреждении. Одним из условий, обеспечивающих сохранность  и индивидуализацию груза в процессе перевозки, является его маркировка, т.е. нанесение на груз определенных надписей и условных знаков для определения  принадлежности груза, его особенностей, соблюдения мер предосторожности (например, “верх”, “стекло”, “не кантовать”) и т.д.  

Вес груза может  быть определен:  

· взвешиванием (воздушный и часто другие виды транспорта);  

· по трафарету на каждом грузовом месте;  

· по стандарту при перевозке грузов, упакованных в тару стандартной вместимости;  

· расчетным способом (например, по обмеру или по осадке судна);  

· условно (животных, автомобилей и пр.).   

Способ определения  веса указывается в транспортных документах. Если иное не установлено  законом или договором, вес груза  определяет тот, кто производит погрузку.[31] [31]  

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные  сроки. При нарушении этого условия  он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена  в несколько раз при наличии  его вины.   

Кроме того, просрочка  кредитора-получателя в этом случае снимает с перевозчика ответственность  за порчу груза, вызванную его  несвоевременной приемкой. По истечении  установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, т. е. грузы, прибывшие без сопроводительных документов.  

Совершая названные  действия, стороны вступают в договорные отношения. 

3.3. Расчеты по  договору перевозки груза  

Провозная плата  обычно должна быть внесена грузоотправителем  при заключении договора перевозки. Допускается также перевод платежной  обязанности на получателя (см., например, ст. 163 КТМ). Распределение платежных  обязанностей зависит также от условий  договора, заключенного между отправителем и получателем. Они могут по-разному  определить момент перехода платежных  обязанностей в перевозке от одной  стороны к другой в зависимости  от условий передачи товара (с завода, со склада отправителя, со станции отправления, со станции назначения, на складе у получателя). Кроме провозной платы, отправитель обязан оплатить дополнительно оказанные ему услуги (например, за взвешивание, за хранение груза). Они оплачиваются по соглашению сторон.   

Расчеты с автотранспортными  предприятиями и организациями  за перевозку грузов и по другим платежам, связанным с этими перевозками, производятся грузоотправителем (грузополучателем) в порядке, установленном договором.[32] [32]   

При централизованных перевозках грузов все расчеты с  автотранспортным предприятием или  организацией за перевозку, экспедирование и другие, связанные с перевозкой, операции и услуги производятся грузоотправителем  или грузополучателем. При этом в  установленных случаях суммы, выплаченные  автотранспортным предприятиям и организациям за указанные перевозку, операции и  услуги, или включаются грузоотправителями в счета за отпущенную продукцию, или удерживаются грузополучателями  при оплате счетов грузоотправителей  за полученную продукцию. [33] [33]   

Причитающиеся автотранспортным предприятиям и организациям платежи  за перевозку грузов, а также за погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные операции и другие услуги вносятся при приеме заказа на перевозку, платежными поручениями, акцептованными банком, а  в отдельных случаях - наличными  деньгами согласно правилам СБ РФ.   

В таком же порядке  грузоотправители и грузополучатели  вносят автотранспортным предприятиям и организациям, осуществляющим централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты  с выполнением транспортно- экспедиционных операций и услуг, платежи, уплачиваемые автотранспортными предприятиями  и организациями за грузоотправителей  и грузополучателей соответствующим  видам транспорта за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и другие услуги и  операции. [34] [34]   

В договорах на перевозку  грузов автомобильным транспортом  по соглашению сторон могут предусматриваться  расчеты плановыми платежами  в порядке, устанавливаемом договором.   

До внесения провозной  платы автотранспортные предприятия  и организации грузы к перевозке  не принимают. В виде исключения, до внесения провозной платы грузы  могут быть приняты к перевозке  автотранспортным предприятием или  организацией по разрешению вышестоящего по отношению к ним органа. В  случаях несвоевременного внесения провозной платы с грузоотправителя (грузополучателя) взыскивается дополнительно  к провозной плате проценты от суммы платежей за каждый день просрочки  внесения провозной платы, если данное условие есть в договоре перевозки  груза.   

Если автотранспортное предприятие или организация  не приступили в течение трех дней к выполнению заказа, полученная при  его оформлении провозная плата  должна быть возвращена грузоотправителю или грузополучателю в сроки, устанавливаемые договором. В случае несвоевременного возврата провозной  платы за несостоявшуюся перевозку  груза автотранспортное предприятие  или организация уплачивает грузоотправителю или грузополучателю штраф в  размере процента от суммы платежей за каждый день просрочки, если данное также предусмотрено в договоре.   

Окончательный расчет за перевозку грузов производится грузоотправителем  или грузополучателем на основании  счета автотранспортного предприятия  или организации.   

Основанием для  выписки счета за осуществленную перевозку служат товарно-транспортные накладные либо акты замера или акты взвешивания груза, а за пользование  автомобилями, оплачиваемыми по повременному тарифу, - данные путевых листов, заверенных грузоотправителем или грузополучателем. Расчеты автотранспортных предприятий  и организаций с предприятиями, организациями и учреждениями за предоставляемые им автобусы и легковые автомобили производятся в порядке, установленном договором перевозки. 

4. Ответственность  сторон по договору 

4.1. Понятие ответственности  и ее виды   

Имущественная ответственность  участников обязательства по перевозке  грузов строится на общих принципах  ответственности в гражданском  праве (гл. 25 ГК РФ).  

В ст. 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной  ответственности за нарушение обязательств.   

Прежде всего она  относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению  с общим порядком. Ограничения  могут распространяться на упущенную  выгоду и даже на часть реального  ущерба. Кроме того, такая ответственность  в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной  законом ответственности перевозчика  недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются  транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК Рф ). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности  перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо стороны обязательства ( ст. 126 УАТ).  

Таким образом, ответственности  за нарушение обязательств по перевозке  ныне свойственны:  

· ограничение права на взыскание части убытков;  

· запрет на уменьшение или Устранение нормативной ответственности перевозчика;  

· возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.  

Особенностью ответственности  за нарушение обязательств по перевозке  грузов является также то, что она  может наступать не только за нарушение  уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных  с организацией перевозок. Такова ответственность  перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК РФ ).  

Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих договору перевозки (административный акт при поставках по государственному контракту). По своей природе такая  ответственность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 ГК РФ устанавливает примерный  перечень обстоятельств, при наступлении  которых перевозчик или отправитель  освобождаются от ответственности  за неподачу транспортных средств и  их неиспользование (непредъявление груза  к перевозке). [35] [35]  

К их числу относятся:  

· непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия;  

· прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом;  

· иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).  

Перечень этих обстоятельств  в ГК РФ , уставах и кодексах рассматривается  как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их наступление  и не зависело от сторон, не освобождают  отправителя и перевозчика от ответственности за несовершение действий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители  несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование  независимо от вины, на началах предпринимательского риска.[36] [36]  

Виды имущественной  ответственности. Одним из признаков  ответственности в обязательствах по перевозке грузов является ее ограниченный характер. Во многих случаях ответственность  исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию  в случаях и пределах, установленных  ГК РФ , транспортными уставами и  кодексами, а иногда — соглашением  сторон (например, в силу п. 1 ст. 794 ГК РФ ).  

Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности. Ответственность  за неподачу транспортных средств или  за их неиспользование как в новых  уставах и кодексах, так и в  актах Союза ССР исторически  рассматривается как ответственность  за невыполнение заявки (плана перевозок) и имеет характер исключительной неустойки (ст. 127 УАТ ). Санкции, предусмотренные  в них, взыскиваются либо в твердо установленном размере за учетную  единицу, либо в процентном отношении  к провозной плате[37] [37]. В настоящее  время в соответствии со ст. 794 ГК РФ размер этой неустойки может быть определен по соглашению сторон при  условии соблюдения запрета на снижение или устранение ответственности  перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и уставах могут  быть установлены дополнительные виды штрафов, связанных с организацией перевозочного процесса, применяемых  к отправителям и получателям.   

4.2. Ответственность  клиента   

Грузоотправитель (грузополучатель) за не предъявление к перевозке груза  в количестве, предусмотренном в  декадном плановом задании на перевозку  или в принятом к исполнению разовом  заказе, уплачивает автотранспортному  предприятию или организации  штраф в размере процентов  от стоимости перевозки не предъявленного груза.   

Информация о работе Договор перевозки грузов авторанспортом