Договор перевозки грузов авторанспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

В одной из них  перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила  об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой — перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной  перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности  сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.[7] [7]  

ГК РФ впервые  выделил договор транспортной экспедиции в отдельную главу, хотя и раньше самостоятельная природа этого  обязательства не подвергалась серьезным  сомнениям. Нормы, содержащиеся в этой главе, имеют самый общий характер, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 801 ГК РФ должен быть принят специальный  закон о транспортно-экспедиционной деятельности. В его отсутствие сохраняют  силу правила действующих транспортных уставов и кодексов, посвященные  экспедиции.   

Более подробной  регламентации подверглась экспедиционная деятельность автомобильного транспорта, наиболее часто выступающего экспедитором ввиду своей специфики. В УАТ  содержится особая глава об экспедиции (раздел VIII). Кроме того, существуют специальные документы ведомственного и межведомственного характера (правила  транспортно-экспедиционного обслуживания). Они сохраняют силу в части, не противоречащей главе 41 ГК РФ.  

К вопросам, не имеющим  в настоящее время специального нормативного разрешения, могут применяться  общие положения обязательственного права, а также упомянутые выше нормы  глав 49, 51, 52 ГК РФ.  

Элементы договора. Субъектами договора экспедиции являются клиент — сторона, которой оказываются  услуги, и экспедитор — сторона, которая оказывает услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель  и получатель груза, а также его  собственник), заинтересованные в получении  экспедиционных услуг. В качестве экспедитора  может выступать только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК РФ).[8] [8]  

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие  услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации  перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые  могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя (“от склада до склада”). При частичном  обслуживании он выполняет все или  часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том  и в другом случае к основным услугам  могут быть добавлены дополнительные.  

Форма договора транспортной экспедиции—простая письменная (ст. 802 ГК РФ). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании  договора присоединения (ст. 428 ГК РФ). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в частности, в  том случае, когда экспедитор действует  от имени  клиента).  

Срок, на который  заключается договор экспедиции, определяется характером взаимоотношений  сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений, требующих однократного совершения каких-либо операций (например, отправки или получения партии груза), заключаются разовые договоры экспедиции. Отношения сторон в этом случае могут  оформляться путем подачи клиентом заявки и принятия ее к исполнению экспедитором. При наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании заключаются длительные договоры.[9] [9]  

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев могут использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. система ставок за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, уплачиваемое экспедитору, следует  отличать от компенсации расходов, понесенных последним при осуществлении  своей деятельности (по внесению провозной  платы, платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза  и пр.).  

Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности  его сторон. Содержание и объем  обязанностей экспедитора зависят  от потребностей клиента. Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие  общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными  особенностями конкретного договора.  

Содержание основных обязанностей предопределено самой  сущностью договора. Они включают следующие операции:  

· организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршрут выбранному клиентом или экспедитором;  

· заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;  

· обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте;  

· осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).[10] [10]   

При этом экспедитор может выполнять не только собственно экспедиционные функции, но и обязанности  перевозчика. В последнем случае на его отношения с клиентом распространяются правила о перевозке, включая  размер ответственности, сокращенный  срок исковой давности и др.  

В числе дополнительных обязанностей экспедитора могут  быть упомянуты:  

· получение требующихся для экспорта и импорта документов (сертификатов, санитарных свидетельств и иных разрешений и др.);  

· выполнение таможенных и иных формальностей (оформление грузовых таможенных деклараций и пр.);  

· проверка количества и состояния груза;  

· погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;  

· сопровождение груза в пути;  

· уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента;  

· хранение груза в пункте назначения;  

· выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.[11] [11]   

Перечень дополнительных операций, которые могут осуществляться экспедитором, не является исчерпывающим. Причем к числу подобных услуг  могут относиться и действия, формально  не связанные с перевозкой, но относящиеся  к ней в контексте особых договоренностей  между клиентом и экспедитором (например, подготовка контракта с перевозчиком и т. п.).  

В конкретных договорах  экспедиции круг основных и дополнительных обязанностей экспедитора может  быть различным. Типичными, однако, являются следующие операции:  

· представление перевозчику заявок клиента;  

· проверка правильности заполнения клиентом транспортных документов, получение разрешения на завоз груза к отправлению;  

· приемка груза на складе клиента, доставка и сдача его транспортным организациям;  

· оплата за клиента провозных платежей;  

· заключение договоров перевозки;  

· уведомление клиента о прибытии груза;  

· раскредитование перевозочных документов на прибывший груз;  

· приемка груза на станциях (пристанях, портах) и их доставка клиенту;  

· участие в составлении коммерческих актов при не сохранности груза.[12] [12]   

Кроме того, при транспортной экспедиции внешнеторговых грузов экспедитор обычно принимает на себя обязанности  по оформлению договоров страхования  груза, оплачивает таможенные и иные пошлины и сборы, оформляет грузовую таможенную декларацию, осуществляет хранение груза и др  

Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим  правилам путем его надлежащего  исполнения и в иных случаях, установленных  законом. Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения Любая из его сторон вправе сделать это, предупредив  об этом своего контрагента в разумный срок Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне  убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК РФ).[13] [13] 

2.2. Порядок заключения  договора   

Законодательство  предусматривает три основные стадии заключения договора, которые являются общими для различных видов договоров  и вступающих в отношения субъектов: направление одной стороной предложения  заключить договор (“оферту”, письменно  или устно), рассмотрение другой стороны  оферты и дача ответа о принятии предложения (“акцепт”) получение  акцепта стороной, направившей оферту.   

Согласно ст.433 ГК РФ договор признается заключенным  в момент получения лицом, направившим  оферту, ее акцепта.   

Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным  с момента передачи соответствующего имущества (ст.224 ГК РФ).[14] [14]   

Договор, подлежащий государственной регистрации, считается  заключенным с момента его  регистрации, если иное не установлено  законом.   

Как мы видим, пункт 2 ст.433 ГК РФ для определения момента  заключения реального договора отсылает нас к ст.224 ГК РФ , где указывается, что передачей имущества является не только его вручение соответствующему лицу, но также и сдача транспортной организации либо организации связи  для доставки адресату. К передаче вещи приравнивается передача коносамента  или иного товарораспорядительного  документа.   

При заключении требующих  государственной регистрации договоров (например, сделки с землей или недвижимым имуществом) суд, как мы знаем, вправе по требованию одной из сторон вынести  решение о регистрации сделки, если другая уклоняется от государственной  регистрации договора. При этом сделка регистрируется по решению суда. Момент заключения договора в подобных ситуациях  также должен определяться в соответствии с решением суда.  

Договор перевозки  груза заключают транспортная организация  и грузоотправитель (грузовладелец). Если после доставки в пункт назначения груз подлежит выдаче самому отправителю, то круг участников обязательства перевозки  этим и ограничивается. Чаще всего  однако, в качестве грузополучателя  указывается третье лицо, которое  является контрагентом отправителя  по договору (купли-продажи и др.). Ему и должен быть выдан груз в  пункте назначения[15] [15].  

Договор перевозки  груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется  доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение  груза лицу (получателю), а отправитель  обязуется уплатить за перевозку  груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).  

Из определения  вытекает, что договор грузовой перевозки  — взаимный и возмездный. Он считается  заключенным лишь после передачи груза перевозчику и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Только на морском транспорте договор  перевозки, именуемый договором  фрахтования или чартером, является консенсуальным.  

Договор перевозки  груза — строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением  обязательных реквизитов, которые установлены  законодательством.[16] [16]  

Как правило, договор  перевозки груза носит публичный  характер (ст. 789, 426 ГК РФ).  

Однако для признания  договора грузовой перевозки публичным  требуется соблюдение ряда условий.   

Во-первых, в качестве перевозчика должна выступать специализированная коммерческая организация, осуществляющая перевозки транспортом общего пользования.  

Во-вторых, в соответствии с транспортным законодательством  или лицензией эта организация  должна быть наделена функциями общественного  возчика, обязанного осуществлять перевозки  по требованию всякого, кто обратится.   

В-третьих, эта организация  должна быть включена в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки  транспортом общего пользования, который  подлежит обязательному опубликованию.  

Информация о работе Договор перевозки грузов авторанспортом