Договор перевозки грузов авторанспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

Стоимость перевозки  не предъявленного или не перевезенного  груза определяется исходя из тарифов  и среднего расстояния перевозки.[38] [38]   

“При систематическом  нарушении Клиентом пунктов а, б,е, ст. 8 Настоящего договора, а так же порядка расчетов , Автотранспортное предприятие помимо санкций, предусмотренных  УАД, имеет право приостановить  перевозку грузов, предупредив Клиента  за 5 дней”[39] [39] 

4.3. Ответственность  перевозчика   

Прежде всего рассмотрим ответственность перевозчика за не сохранность груза.   

Не сохранность  груза может проявляться в  его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность  выдать груз получателю в течение  установленных сроков (30 дней по истечении  срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или  количестве груза, принятого к перевозке  и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза—несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче  обычно составляется документ о не сохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее  установленной силы и оценивается  судом наряду с другими документами  и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК РФ)[40] [40].  

Общим условием ответственности  перевозчика за утрату, недостачу  или порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется  отклонение от общих правил ответственности  коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК РФ ) и отвечающих на началах  риска. Перевозчик же несет ответственность  за не сохранность груза после  принятия его к перевозке и  до выдачи получателю (иному управомоченному  лицу), если не докажет, что утрата, недостача  или повреждение груза произошли  вследствие обстоятельств, которые  он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК РФ). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем  ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.  

Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств  относятся:  

· особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств;  

· недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке;  

· сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; [41] [41]  

· сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму, и пр. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ и др.);  

Действующим законодательством  предусмотрены также случаи, когда  перевозчик может освободиться от ответственности  за утрату, недостачу или порчу  груза путем простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств, а бремя доказывания вины перевозчика  прямо возложено на грузовладельца[42] [42].  

К ним, в частности, относятся:  

· прибытие груза в исправном транспортном средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами отправителя или иными средствами фиксации сохранности груза, установленными им;  

· прибытие груза в сопровождении представителя (охранника, экспедитора) отправителя или получателя;  

· недостоверность, неточность или неполнота сведений, указанных в перевозочном документе;  

· естественные причины связанные с перевозкой груза в открытом месте (например, в открытом составе);  

· естественная убыль груза в пределах нормы.  

Ответственность перевозчика  за несохранность перевозимого груза  ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть  ущерба может возмещаться перевозчиком трояко:  

· в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;  

· в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости;  

· в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности,— в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).   

Для определения  стоимости груза применяется  несколько способов. Доказательством  стоимости груза прежде всего  является его цена, указанная в  счете продавца или в договоре.   

При отсутствии счета  или договорной цены применяется  общее правило: стоимость груза  исчисляется исходя из цены, которая  при сравнимых обстоятельствах  обычно взимается за аналогичные  товары. Клиент может выбрать, на какой  момент исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с возмещением  ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если она не входит в стоимость груза.[43] [43]  

Особый вид нарушения  перевозчиком своих договорных обязанностей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих  транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется  в процентном отношении к провозной  плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта  ответственность также может  быть изменена по соглашению сторон с  соблюдением правил ст. 793 ГК РФ. Просрочка  в доставке груза может явиться  причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный  порчей (гибелью) груза.  

От имущественной  ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее  установленное распределение риска  убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза.

5. Заключение   

Таким образом суммируя все вышесказанное можно сделать  следующие выводы.   

По договору перевозки  транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный  ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному  на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную  плату (ст, 72 Основ, ст. 373 ГК).   

Договор перевозки  грузов - один из важнейших хозяйственных  договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью  и сельским хозяйством, промышленностью  и торговлей. Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных  и общественных организаций заключается  на основании плана, обязательного  для обеих сторон.   

Таким образом, договор  перевозки грузов плановымй. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права  и несут обязайности, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным  с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Договор заключается между перевозчиком и грузоотправителем.   

Однако в договоре перевозки груза участвует третье лицо, которое в результате него приобретает права и обязанности. Это лицо называется получателем. В  договоре перевозки третье лицо имеет  не только права, но и несет обязанности: Принять груз, требовать составления  актов, своевременно вывезти груз, хотя к заключению договора перевозки  третье лицо - грузополучатель - никакого отношения не имеет. Его обязанности  вытекают из его взаимоотношений  с грузоотправителем (как правило, с поставщиком).   

Виды договора перевозки  зависят от вида транспорта, осуществляюшего  перевозки.   

Перевозка оформляется  накладной. Она содержит все существенные условия договора и по существу является формой договора перевозки (на морском  транспорте перевозка оформляется  коносаментом). Накладную заполняет  отправитель в установленной  форме и вручает перевозчику  с грузом. В ней указываются  наименование отправителя, получателя, место отправления и доставки груза, число мест, масса груза, род  упаковки и характеристика перевозимого груза.   

На перевозку груза  автомобильным транспортом выписывается товарно-транспортная накладная в  четырех экземплярах. так как  она является не только перевозочным документом,в одновременно и документом учета товарных ценностей грузоотправителя и грузополучателя. Грузоотправитель несет ответственность за неправильность и неполноту сведений в накладной.   

В соответствии с  договором перевозки перевозчик обязан доставить переданный ему  груз в пункт назначения в целости  и сохранности и выдать его  управомоченному на его получение  лицу. Если груз перевозчиком был утрачен, испорчен либо поврежден, то он обязан возместить грузоотправителю или грузополучателю  возникшие в результате этого  убытки. За утрату или недостачу  груза перевозчик выплачивает получателю стоимость утраченного или недостающего груза. Перевозчик обязан доставить  груз в установленный срок.   

Срок доставки определяется в зависимости от вида транспорта и от расстояния между пунктом  отправления и пунктом назначения. На железной дороге сроки доставки исчисляются также в зависимости  от вида скорости (большая скорость, грузовая скорость).   

За задержку доставки груза перевозчик уплачивает штраф. На железной дороге он определяется в  зависимости от просрочки и размера  провозной платы. Размер штрафа не может  превышать 75 % размера провозной  платы. При приемке груза грузополучатель  обязан проверить сохранность прибывшего груза, а именно: целостность пломб, исправность вагонов, льдоснабяение, соответствие груза данным, указанным  в накладной. Если грузополучатель  обнаружит какое-то отклонение от уставных правил, он должен потребовать составления  коммерческого акта. Требование о  составлении коммерческого акта должно быть заявлено и в том случае, когда скоропортящийся груз пришел с просрочкой.   

Коммерческий акт  является основанием для возложения ответственности на перевозчика, отправителя  и грузополучателя. Если в приемке  участвовал эксперт, должен быть составлен  специальный акт с указанием  этого в коммерческом акте.   

В заключении мы еще  раз обобщили понятие “договор перевозки” и кратко сделали выводы.

Список литературы  

Нормативные акты:   

1. Положение о  Российской транспортной инспекции  №1114 от 19.09. 1996г. //Библиотечка российской  газеты .- 2001г. – вып.12.  

2. Устав автомобильного  транспорта РСФСР в ред. Постановления  правительства РФ от 28.04.1995г. №433.// Собрание законодательств .- 1995.- № 5.  

3. Положение о  лицензировании перевозок автомобильным  транспортом пассажиров и грузов  в международном сообществе, а  также грузов в пределах РФ  от 16.03.1997г. № 322 // Собрание законодательств  .- 1997.- № 4.  

4. Постановления  Пленума Высшего Арбитражного  Суда РФ от 12 ноября 1998 г. “Об  ответственности перевозчика по  доставке груза” // ВВАС .- 1998.- №12  

5. Инструкцию о  порядке расчетов за перевозки  грузов автомобильным транспортом,  

утвержденную Минфином СССР 30 ноября 1983 г. N 156.// Собрание законодательств .- 1998.- № 6.  

6. Постановления  Правительства РФ от 26 мая 1992 г.- № 347  

7. Общие правила  перевозки грузов автомобильным  транспортом : Утверждены Минавтотрансом  РСФСР 30.07.1971г. // Библиотечка российской  газеты .- 2001.- Вып.12.  

8. Письмо ВАС от 21августа 1992 г. № С-13/ОП-204 “О  практике разрешения хозяйственных  споров, возникающих из перевозок  грузов” // Вестник ВАС. - 1992.- №1  

9. Письмо ВАС от 22 января 1993 г. № С-13/ ОСЗ-23 “Об  ответственности грузоотправителей” // Вестник ВАС. - 1992.- №1.  

10. Женевская конвенция  1956 г о договоре международной  дорожной перевозки грузов  

11. Правила перевозки  опасных грузов автомобильным  транспортом от 08.08.1995г. №73.   

Учебная литература:  

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право:  Учебник. В 2 Т. – М.: Статус,2000.  

2. Гражданское право.  В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е.  А. Суханова. М., 1993.  

3. Гражданской Кодекс  РФ: В 2ч.: Ч.2.- М., Юристъ,2000.  

4. Киселев Ю.В.  Договор перевозки и особенности  регулирования правовых отношений,  связанных с перевозкой груза,  пассажиров и багажа автомобильным  транспортом : Правовой комментарий  // Хозяйство и право .- 2001.- №5.- С.15.  

Информация о работе Договор перевозки грузов авторанспортом