“Грузовой автомобиль 4-го класса” с разработкой сцепления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проектирования является освоение приемов инженерного конструкторского творчества, развитие умения применять знания на практике и, следовательно, более глубоко усвоить курс «Конструирование и расчет автомобиля».
В ходе выполнения курсовой работы необходимо на основе анализа существующих отечественных и зарубежных аналогов разработать и обосновать компоновочную схему и основные параметры автомобиля и проектируемого узла.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….….3
1.Анализ ближайших аналогов и обоснование выбора параметров АТС ……....4
1.1 Выбор ближайших аналогов …….……………………………………….….4
1.2 Выбор основных параметров автомобиля…………………………….…….6
2.Тяговый расчет и анализ тягово-скоростных свойств АТС……………….……8
2.1 Определение мощности двигателя…………………………………….…….8
2.2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя…….……….9
2.3 Определение передаточных чисел трансмиссии……………………….…10
2.4 Построение динамической характеристики ………………………….…...11
3. Определение нагрузочных режимов трансмиссии ходовой части……….….15
3.1 Определение нагрузочных режимов трансмиссии при расчёте на прочность………………………………………………………………………..15
3.2 Определение нагрузочных режимов трансмиссии при расчёте на долговечность…………………………………………………………………...17
3.3 Определение нагрузочных режимов ходовой части при расчёте на прочность………………………………………………………………….…….18
4.Расчет сцепления………………………………………………………………...23
4.1 Определения основных параметров сцепления……………………...…...23
4.2 Расчет деталей………………………………………………………………24
4.3 Расчет показателей износостойкости сцепления………………………....25
4.4 Расчет ведущих и ведомых деталей……………………………………….29
4.5 Определение параметров привода…………………………………………31
Вывод……………………………………………………………………………….33
Описание кинематической схемы………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

раздел 1 Виталино.docx

— 391.73 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта 
Украины

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

 

Кафедра Автомобилей

 

 

 

Пояснительная записка по курсовой работе по теме: 
“Грузовой автомобиль 4-го класса” с разработкой сцепления.

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.А-43

Храмчихин В.А.

Проверил: Красюк А.Н.

 

 

 

Харьков 2012 

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….….3

1.Анализ ближайших аналогов  и обоснование выбора параметров  АТС  ……....4

1.1 Выбор ближайших аналогов …….……………………………………….….4

1.2 Выбор основных параметров автомобиля…………………………….…….6

2.Тяговый расчет и анализ  тягово-скоростных свойств АТС……………….……8

2.1 Определение мощности двигателя…………………………………….…….8

2.2 Построение внешней  скоростной характеристики двигателя…….……….9

2.3 Определение передаточных  чисел трансмиссии……………………….…10

2.4 Построение динамической характеристики ………………………….…...11

3. Определение нагрузочных  режимов трансмиссии ходовой  части……….….15

3.1 Определение нагрузочных режимов трансмиссии при расчёте на прочность………………………………………………………………………..15

3.2 Определение нагрузочных режимов трансмиссии при расчёте на долговечность…………………………………………………………………...17

3.3 Определение нагрузочных режимов ходовой части при расчёте на прочность………………………………………………………………….…….18

4.Расчет сцепления………………………………………………………………...23

4.1 Определения основных параметров сцепления……………………...…...23

4.2 Расчет деталей………………………………………………………………24

4.3 Расчет показателей износостойкости сцепления………………………....25

4.4 Расчет ведущих и ведомых деталей……………………………………….29

4.5 Определение параметров привода…………………………………………31

Вывод……………………………………………………………………………….33

Описание кинематической схемы………………………………………………..34

Список литературы………………………………………………………………..38

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью курсового проектирования является освоение приемов инженерного  конструкторского творчества, развитие умения применять знания на практике и, следовательно, более глубоко  усвоить курс «Конструирование и  расчет автомобиля».

В ходе выполнения курсовой работы необходимо на основе анализа  существующих отечественных и зарубежных аналогов разработать и обосновать компоновочную схему и основные параметры автомобиля и проектируемого узла.

В связи с тем, что узлы и детали автомобиля работают в условиях постоянно изменяющихся по величине и направлению динамических нагрузок, иногда значительно превосходящих  статические, а необходимость достижения малого собственного веса автомобиля требует малых запасов прочности, методы расчета и расчетные нормативы  автомобильных агрегатов существенно  отличаются от аналогичных методов  и нормативов общего машиностроения. Поэтому следует изучить специальную  техническую литературу, позволяющую  получить представление об особенностях расчета автомобильных конструкций.

 

1 Обоснование  основных параметров проектируемого  автомобиля

1.1 Выбор ближайших аналогов.

Данные по отечественным  и зарубежным аналогам принимаем  из справочника НИИАТ. Для выбора ближайших аналогов определим следующие  критерии, которым они должны отвечать

  1. Тип АТС – грузовой
  2. Класс – IV
  3. Масса груза – 7,2 т
  4. Надежность и ремонтопригодность в условиях нашей страны

Основные параметры ближайших  аналогов представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Автомобильные  аналоги

Параметры

Ближайшие аналоги

Модель АТС

ГАЗ-САЗ-3507

M-B LKN Atego

МАЗ 4788

Проектируемый автомобиль

1

2

3

4

5

1.вид автомобиля

Грузовой

Грузовой

Грузовой

Грузовой

2.компоновочная схема

4х2

4х2

4х2

4х2

3.максимальная масса перевозимого  груза mг, кг

8000

14000

10100

14000

4.Снаряженная масса, mс, кг

3600

5030

5450

5030

5.Полная масса, ma, кг

8000

13500

10100

 

6.Максимальная скорость, Vmax, км/ч

90

90

100

89

7.Время разгона с места,  до 60 км/ч, tp, с

13

12

13

13

8.Двигатель

Бензин

Дизель 

Дизель 

Дизель

9.Рабочий объем, Vл, л

4250

4249

4750

4249

10. Наличие ограничителя  частоты вращения

да

да

да

да

11.Максимальная мощность  двигателя, Nmax, кВт

87,5

125

95,7

169

 

Таблица 1.1 - продолжение

12.Частота вращения КВ  при максимальной мощности, nmax,об/ми

3200

2300

2400

2000

   

13.Максимальный крутящий  момент, Memax, Н·м 

274,7

660

449

893

14.Частота вращения КВ  при максимальном крутящем моменте, nм, об/мин

2250

1200

1300

1600

15.Сцепление

однодисковое

MF362

МТЗ, одн. Сух

MF 362

16.Коробка передач

ГАЗ м

G 60-6/9,2 m

ЗИЛ-695Д

G 60-6/9,2m

17. Дополнительная коробка

-

-

-

-

18. Главная передача

од., гипоид.

HL4

МАЗ, одн. Гипоид

HL4

19.Передаточные числа:

       

первая передача, Uk1

6,555

9,2

6,45

9,009

вторая передача, Uk2

3,933

5,23

3,56

5,1

третья передача, Uk3

2,376

3,14

1,98

3,02

четвертая передача, Uk4

1,442

2,03

1,275

1,66

пятая передача, Uk5

1

1,37

1

0,97

Шестая передача, Uĸ₆

-

1

-

-

главной передачи, U0

6,17

2,923

3,45

2,31

20.Масса, приходящаяся  на ведущие колеса, mВ, кг

6000

9300

6450

9300

21.Размер шин

8,25R20

285/70R19,5

235/75R17,5

285/70R19,5

22.Статический радиус  колеса с нагрузкой, rс, м

0,2913

0,487

0,3353

0,487

23.Габаритная высота, Н,  м

2,32

2,655

3,455

2,655

24.База, L, м

3,77

3560

4,2

3560

25.Колея передних колес,  В, м

1,63

1,975

1,982

1,975

26.Коэф. сопротивл. Воздуха,  К, Н·с²/м^4

0,42

0,4

0,39

0,4

27.КПД трансмиссии, η

0,81

0,85

0,83

0,87


 

    1. Выбор основных параметров автомобиля. 
      1.2.1 Выбор основных весовых и геометрических параметров автомобиля.

В результате анализа эксплуатационных и технических параметров ближайших  аналогов устанавливаем и объясняем  необходимые данные для тягового расчета параметров автомобиля и двигателя.

Из аналога Mercedes Benz LKN Atego мы берём наши данные для расчета

Полную массу АТС в  килограммах находим по следующей  формуле

где - снаряженная масса авто (с заправкой и снаряжением, но без водителя и пассажиров), принимаем для проектируемого АТС, по аналогу Mercedes Benz LKN Atego.

- масса груза,  кг.

   Тогда                            

По данным анализа ближайших  аналогов определяем 
1. Полная масса  
2. База автомобиля  
3. Габаритная высота  
4. Колея передних колес

Данный выбор связан с тем, что у данного аналога самые лучшие геометрические габариты для получения большой грузоподъемности и использования мощности двигателя. Площадь лобовой поверхности АТС определяем по формуле,

 

где коэффициент заполнения лобовой площади АТС для грузовиков.

1.2.2 Определяем мощность  двигателя и его внешнею скоростную  характеристику.

         Для проектирования АТС берем  дизельный двигатель, потому что  :

а) низкая стоимость, по сравнению  с другими двигателями 
б) хороший ресурс (моточасы) 
в) хорошие мощностные и экономические характеристики

Потребную мощность двигателя,  (кВт) для движения АТС с максимальной скоростью определяется по формуле:

 

где   
       V – максимальная скорость, км/ч; 
       - коэффициент суммарного дорожного сопротивления ; 
       - КПД трансмиссии ; 
      K – коэффициент сопротивления воздуха, .

 

 

2. Тяговый расчет и анализ тягово-скоростных свойств АТС

 

2.1 Определение мощности  двигателя.

 

Для построение внешней скоростной характеристики двигателя внутреннего  сгорания используют эмпирическую формулу, позволяющую по известным координатам  одной точки скоростной характеристики воспроизвести всю кривую мощности.

 

 
               где , кВт – текущее значение мощности двигателя, соответствующее частоте вращения вала n об/мин.

              - эмпирические коэффициенты характеризующие тип ДВС 
Для дизеля ,

 

Выбираем текущее значении n , диапазон частоты вращения коленчатого вала двигателя от до и разбиваем на произвольное число участков с интервалом

 

Определяем для принятых значений n, вычисляем соответствующие значения величины крутящего момента двигателя

 

Результаты расчетов заносим  в таблицу 2.1

 

Таблица 2.1 - Значения для  построения внешней скоростной характеристики двигателя 

Параметры

Значения

n, об/мин

400

800

1200

1600

2000

2300

 

0,173

0,347

0,521

0,695

0,869

1

 

0,030

0,120

0,272

0,483

0,756

1

 

0,005

0,042

0,142

0,336

0,6576

1

 

0,127

0,313

0,527

0,737

0,911

1

Ne,кВт

27,19

67,04

112,81

157,73

195,05

214

Me, Н*м

649,2

800,3

897,8

941,4

931,3

888,5


2.2 Построение ВСХД и , примерный вид которой показан на рисунок 2.1 (по данным из таблицы 2.1)

Рисунок 2.1- Внешняя скоростная характеристика дизеля.

2.3 Определение передаточных чисел трансмиссии

Рассчитываем передаточное число главной передачи по формуле :

 

где  – радиус качения колеса, м 
- передаточный числа КП на высшей передачи и дополнительного редуктора .

Найдем передаточное число  первой ступени КП из условия преодоления максимального суммарного дорожного сопротивления, , считая, что динамический радиус колеса  равен статическому .

 

Значение  берем из рисунка 2.1  ВСХД

Определяем передаточное число первой ступени передачи из условия обеспечения устойчивости , минимальной скорости АТС 

 

Из двух полученных значений передаточных чисел необходимо выбрать  большее. Поэтому для дальнейших расчетов принимаем 9,65.

Определяем передаточные числа промежуточных передач  по формуле:

 
где P – число передач 
y – порядковый номер передачи  

 

 

 

2.4 Построение динамической характеристики

Динамическая характеристика рассчитывается по теоретическим значениям  передаточных чисел. При расчете  динамической характеристики АТС для  каждой i-ой передачи и текущего значения частоты вращения коленчатого вала двигателя необходимо определить :

Скорость АТС – V км/ч 

Силу тяги на колесах - , Н 

Силу сопротивления воздуха - , Н 

Динамический фактор  - D 

Расчет для построения динамической характеристики для всех передач приведен в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 - Данные для построения динамической характеристики

параметры

Числовые значения

n, об/мин

400

800

1200

1600

2000

2300

, Н*м

649,2069

800,3806

897,8036

941,476

931,3978

888,5652

I передача

 

, км/ч

1,605553

3,211106

4,816659

6,422212

8,027765

9,23193

, H

51829,71

63898,72

71676,53

75163,13

74358,53

70938,98

,H

0,43759

1,750358

3,938306

7,001433

10,93974

14,46781

,H

51829,27

63896,97

71672,59

75156,13

74347,59

70924,51

 

D

0,255232

0,31466

0,35295

0,370105

0,366123

0,349267

II передача

 

, км/ч

2,832466

5,664931

8,497397

11,32986

14,16233

16,28668

, H

29379,12

36220,31

40629,08

42605,42

42149,34

40211,01

,H

1,361905

5,447622

12,25715

21,79049

34,04764

45,028

,H

29377,76

36214,86

40616,82

42583,63

42115,3

40165,98

 

D

0,14467

0,178339

0,200017

0,209702

0,207396

0,197797

III передача

, км/ч

4,997931

9,995862

14,99379

19,99172

24,98966

28,7381

, H

16649,96

20527,05

23025,62

24145,67

23887,2

22788,69

,H

4,240316

16,96126

38,16284

67,84505

106,0079

140,1954

,H

16645,72

20510,09

22987,46

24077,82

23781,19

22648,49

 

D

0,081972

0,101002

0,113201

0,118571

0,11711

0,111532

IV передача

 

 

 

 

 

 

, км/ч

9,113874

18,22775

27,34162

36,4555

45,56937

52,40478

, H

9130,622

11256,77

12626,95

13241,17

13099,43

12497,02

,H

14,10015

56,4006

126,9014

225,6024

352,5038

466,1862

,H

9116,522

11200,37

12500,05

13015,57

12746,93

12030,84

D

0,044894

0,055156

0,061556

0,064095

0,062772

0,059246

V передача 

 

 

, км/ч

15,49359

30,98717

46,48076

61,97435

77,46793

89,08812

, H

5370,954

6621,629

7427,62

7788,926

7705,547

7351,189

,H

40,74944

162,9977

366,7449

651,991

1018,736

1347,278

,H

5330,205

6458,631

7060,875

7136,935

6686,811

6003,911

 

D

0,026249

0,031805

0,034771

0,035146

0,032929

0,029566

ψ

0,021

0,021

0,021

0,021

0,021

0,021

Информация о работе “Грузовой автомобиль 4-го класса” с разработкой сцепления