История Октябрьской железной дороги

Автор: l******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 21:52, реферат

Описание работы

Октябрьская железная дорога — вторая (правильнее считать третья Петербурго-Варшавская жел.дорога) по старшинству железная дорога России. Объединяет Санкт-Петербург и Москву. Управление находится в Санкт-Петербурге. В состав дороги входит инфраструктура до Ленинградского вокзала г. Москвы, в том числе проходящая непосредственно по территории Московской области и столицы России. Один путь Oктябрьской железной дороги, длиною несколько сотен метров, проходит по соседству с путями Ярославского направления и около 2 км вдоль Каланчевского направления Московской железной дороги. Участок Октябрьской железной дороги Санкт-Петербург — Павловск занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 540-034c).Октябрьская железная дорога была создана после революции на базе существующих дорог: Николаевская железная дорога после национализации в мае 1918 года перешла в ведение НКПС, после 1923 года дорога была переименована и стала называться Октябрьской.

Содержание

Стр.3 – Введение
Стр. 4-13 – Хронология
Стр. 14-15 – Скоростные поезда ОЖД
Стр. 16–19 – Заключение
Стр. 20 – Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История Октябрьской железной дороги.docx

— 34.90 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра организации перевозок 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

Тема:  «История Октябрьской железной дороги» 

Дисциплина: История железных дорог 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                    Хрупов И. А.

                                                          гр. ОП-09-1 
 
 
 

Принял:                                                                         Воронова Г. И. 
 
 
 
 
 
 
 

Липецк  – 2010

2

Содержание:

Стр.3 – Введение

Стр. 4-13 – Хронология

Стр. 14-15 – Скоростные поезда ОЖД

Стр. 16–19 – Заключение

Стр. 20 – Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Введение

   Октябрьская железная дорога — вторая (правильнее считать третья Петербурго-Варшавская жел.дорога) по старшинству железная дорога России. Объединяет Санкт-Петербург и Москву. Управление находится в Санкт-Петербурге. В состав дороги входит инфраструктура до Ленинградского вокзала г. Москвы, в том числе проходящая непосредственно по территории Московской области и столицы России. Один путь Oктябрьской железной дороги, длиною несколько сотен метров, проходит по соседству с путями Ярославского направления и около 2 км вдоль Каланчевского направления Московской железной дороги. Участок Октябрьской железной дороги Санкт-Петербург — Павловск занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 540-034c).Октябрьская железная дорога была создана после революции на базе существующих дорог: Николаевская железная дорога после национализации в мае 1918 года перешла в ведение НКПС, после 1923 года дорога была переименована и стала называться Октябрьской. 
 
 
 
 
 
 
 

4

Хронология

    30 октября 1837 года запущена Царскосельская железная дорога: Царскосельский вокзал Санкт-Петербурга — Царское Село (сейчас станция Детское Село в городе Пушкин) — Павловск, протяжённостью 27,5 км, шириной колеи 1829 мм. Паровозная тяга, вместо конной, на всём протяжении дороги была введена весной 1838 года. Время следования составляло 42 минуты при средней скорости 32,8 км/ч. Автор проекта и руководитель строительства — чешский инженер Ф. А. Герстнер.

    15 сентября 1841 года — проект железной  дороги между Петербургом и  Москвой, составленный профессорами  Института Корпуса Инженеров Путей Сообщения П. П. Мельниковым и Н. О. Крафтом, был представлен императору Николаю I. Дорога по протяжённости значительно превосходила все существовавшие за рубежом магистрали. С учётом разъездов и станционных веток составила 652 км. Петербург — Московская дорога была задумана как двухколейная, с паровой тягой и скоростью движения пассажирских поездов 37,4 км/ч.

    1 февраля 1842 года императором Николаем I подписан Указ о строительстве  железной дороги между Санкт-Петербургом  и Москвой. Работы по строительству  этой железной дороги были  начаты в мае 1843 года, одновременно  с двух сторон — от Санкт-Петербурга  и от Москвы.

    16 августа 1851 года — из Петербурга  в Москву построена двухпутная Николаевская железная дорога: Николаевский вокзал Санкт-Петербурга — Николаевский вокзал Москвы. Прошли первые поезда, перевозившие по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков. Спустя три дня проследовал императорский поезд. Железная дорога имела протяжённость 649,7 км. Принятая ширина колеи 1524 мм стала

    5

общегосударственной колеёй на сети железных дорог Российской империи, а затем и СССР (до 70-х  годов XX века).

    1 ноября 1851 года — открыто регулярное  движение на Петербурго — Московской железной дороге. В пределах магистрали было построено 184 моста, 19 путепроводов, проложено 69 труб. Ширина колеи 1524 мм стала обязательной для всех железных дорог России. К моменту открытия дороги Александровским механическим заводом было построено 121 грузовых и 43 пассажирских паровоза и более 2500 вагонов и платформ. Первый поезд находился в пути 21 час 45 минут. Тогда же началось движение на линии Варшавский вокзал Санкт-Петербурга — Гатчина Варшавская (44,6 км). До 1940 года эта железная дорога входила в Северо-Западные железные дороги, после в Ленинградскую железную дорогу. Это была первая в России двухпутная железная дорога с левосторонним движением, которое было изменено на правостороннее лишь в конце 40-х годов XX века.

    8 сентября 1855 года магистраль получила  название «Николаевская железная  дорога» в честь императора  Николая I.

    21 июля 1857 года состоялось торжественное  открытие Петергофской железной  дороги между Петергофским вокзалом  Санкт-Петербурга и Петергофом, строительство  которой началось в 1853 году.

    15 декабря 1862 года на Петербурго-Варшавской железной дороге открыто регулярное движение поездов до Варшавы.

    11 сентября 1870 года введена в строй  первая железная дорога в северном  направлении Санкт-Петербург —  Рийхимяки (Финляндская железная дорога). Она строилась и эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог.

    22 октября 1870 года открыта Балтийская  железная дорога, соединившая

    6

Николаевскую  железную дорогу с морскими портами  на Балтийском море.

    2 ноября 1871 года открыта Приморская  железная дорога.

    В 1875 году ветвь была передана в управление обществу Сестрорецкой железной дороги.

    В 1897 году Царскосельская железная дорога была включена в состав частной Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и была перешита на «русскую колею 1524 мм».

    1 января 1906 года началось регулярное  движение поездов по линии  Обухово — Вологда — Вятка.  Новая магистраль открыла путь  прямым железнодорожным перевозкам  от Санкт-Петербурга до Владивостока.

    1 января 1907 года Петербурго-Варшавская, Балтийская и Псково-Рижская железные дороги объединены в Северо-Западные железные дороги. Эксплуатационная длина линии составила 2716,58 км.

    1911-1912 годы построено здание Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Архитектор А. А. Гречанников. Стиль Русский неоклассицизм. Ныне в здании располагается Управление Октябрьской железной дороги.

    3 ноября 1916 года закончилось сооружение  Мурманской железной дороги, самого  северного в мире железнодорожного  пути.

    Июль 1920 года Петроградская сеть Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги присоединена с Северо-Западным железным дорогам.

    27 февраля 1923 года приказом №  1313 наркома путей сообщения Ф.  Э. Дзержинского Николаевская  железная дорога переименована в Октябрьскую железную дорогу.

    7

    1 сентября 1929 года Северо-Западные  железные дороги объединились  с Октябрьской дорогой. Основные  магистрали: Ленинград — Москва, Ленинград — Псков, Ленинград  — Нарва слились в единое  Управление Октябрьских железных  дорог (с 1936 года — Управление  Октябрьской железной дороги).

    9 июня 1931 года был пущен первый  советский экспресс «Красная  стрела». Он покрыл расстояние  между Ленинградом и Москвой  за рекордно короткий срок  — 10 часов.

    6 сентября 1933 года электрифицирован  первый участок Октябрьской железной  дороги Ленинград — Ораниенбаум.

    7 ноября 1935 года открылась первая  очередь электрифицированного участка  Кандалакша — Апатиты.

    1940 год - изменены границы Октябрьской и Кировской железных дорог, в которые включены участки, отошедшие от Финляндии в результате окончания Советско-Финской войны. Постановлением СНК из части Октябрьской железной дороги организована Ленинградская железная дорога.

    Октябрь 1941 — апрель 1943 годы действовала  легендарная «Дорога жизни» с  её железнодорожным участком Ленинград-Финляндский — Ладожское Озеро.

    7 февраля 1943 года в блокадный  Ленинград прибыл первый поезд  с Большой земли. Это стало  возможным благодаря прорыву блокады Ленинграда 18 января 1943 года и строительству на южном берегу Ладожского Озера железнодорожной линии между Шлиссельбургом и Синявино. По дороге общей протяжённостью 8-10 км было открыто регулярное железнодорожное сообщение Ленинграда с Большой землёй. Получившая название Дорога Победы работала до 10 марта 1944 года, по ней

    8

было  проведено 5 тысяч 440 поездов.

    В 1944 году возобновлено движение на главном  ходу Ленинград — Москва. 23 февраля  прошли первые грузовые поезда, 20 марта  вновь начал курсировать поезд  «Красная стрела».

    27 августа 1948 года состоялось открытие  Ленинградской детской железной  дороги — «Малая Октябрьская». Её протяжённость составляла  более 8 км с 3 станциями: «Кировская»,  «Зоопарк» и «Озерная».

    1950 год - на Октябрьской дороге закончено восстановление разрушенных в ходе войны свыше 3,5 тыс. км путей, более 300 вокзалов и 1126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тыс. км линий связи.

    В 1953 году Октябрьской железной дороге передана Ленинградская железная дорога, пути которой входили до 1940 года в Северо-Западные железные дороги, в составе которых находились бывшая частная Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога (современное Ленинград — Витебское направление), а также линии Ленинград — Варшавского и Ленинград — Балтийского направлений.

    1 августа 1955 года присоединено  Медведевское отделение Калининской железной дороги.

    13 июля 1959 г. постановлением Совета  Министров СССР № 748 «Об укреплении  железных дорог» и приказом  Министерства путей сообщения  СССР № 42 от 14 июля 1959 г. Кировская  железная дорога и Октябрьская  железная дорога были объединены  в Октябрьскую железную дорогу  с управлением в г. Ленинграде.

    1962 год - линия Ленинград — Москва переведена на электротягу.1963 год — Ржевское и Великолукское отделение Калининской железной дороги присоединены к Октябрьской железной дороге. Общая протяжённость

    9

Октябрьской магистрали составила 8 тыс. км.1965 год  впервые вышел на линию дневной  экспресс «Аврора», маршрутная скорость которого составила 130 км/час.

    В итоге только за 1958—1963 годы скорость движения пассажирских поездов возросла с 72,3 до 130,4 км/час, а в марте 1966 г. на электровозе ЧС2м-565 была достигнута скорость 200 км/час.

    1966 год Указом Президиума Верховного  Совета СССР дорога награждена  орденом Ленина.

    27 сентября 1967 года введена в эксплуатацию  система автоматического планирования  поездной и грузовой работы  на станции Ленинград-Сортировочный-Московский.

    1984 год - в Центральном железнодорожном бюро Ленинграда введён в эксплуатацию комплекс автоматизированной продажи билетов «Экспресс-2».

    1 марта 1984 года первый рейс высокоскоростного электропоезда ЭР-200 из Ленинграда в Москву.

    22 ноября 1995 года «Комплексную реконструкцию  линии Санкт-Петербург — Москва  под скорости движения пассажирских  поездов до 200 км/час выполнить  в приоритетном порядке» —  постановление Коллегии МПС РФ.

    1999 год на средства Октябрьской  железной дороги при поддержке  МПС восстановлена Петропавловская  церковь на ст. Любань, место упокоения  первого министра путей сообщения  П. П. Мельникова.

Информация о работе История Октябрьской железной дороги