Ремонт тормозного механизма ЗИЛ

Автор: Роман Аавав, 16 Ноября 2010 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

УТСРОЙСТВО И РАБОТА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЗИЛ-533100.
ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ.
РЕМОНТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЗИЛ.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЯ.
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Работа содержит 1 файл

Ремонт ТМ ЗИЛ-433100.docx

— 88.39 Кб (Скачать)

 

1. ВВЕДЕНИЕ. 

      Бортовой автомобиль-тягач, выпускается  Московским автомобильным заводом имени Лихачева с 1986 г. Кузов - металлическая платформа с откидными боковыми и задним бортами. Передний борт - высокий, боковые борта состоят из двух частей. Предусмотрена установка каркаса и тента. Кабина - трехместная, расположена за двигателем, с шумо- и термоизоляцией, оборудована местами крепления ремней безопасности. Подвеска кабины - на четырех амортизаторах и торсионе (в задней части кабины). Оперение кабины (крылья, капот и облицовка радиатора) объединено в общий блок, откидывающийся вперед Сиденье водителя - подрессоренное, регулируемое по массе водителя, длине, наклону подушки и спинки.

     Рабочая тормозная система – с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина передних накладок 100, задних – 140 мм, разжим, – кулачковый), двухконтурным пневматическим приводом, с регулятором тормозных сил. Тормозные камеры: передние – типа 20, задние – с пружинными энергоаккумуляторами, типа 24/24. Стояночный тормоз - на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и однопроводный). Давление воздуха в пневмосистеме 6,5-8 кгс/см. Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

 

      2. УТСРОЙСТВО И РАБОТА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЗИЛ-533100. 

     Для снижения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии автомобили оборудуют тормозной системой. Различают следующие виды тормозных систем: стояночную, которая служит для удержания машины на склоне, и рабочую, необходимую для снижения скорости движения машины и ее полной остановки с необходимой эффективностью.

     Тормозная система состоит из тормозного механизма  и его привода. По месту установки  различают тормоза колесные и  центральные (трансмиссионные).

     Рабочий тормоз. В рабочей тормозной системе грузовых автомобилей устанавливаются тормозные механизмы барабанного типа.

     Тормозные механизмы рабочей тормозной системы размещают в колесах. Поэтому их называют колесными тормозами.

     Пневматический  колесный тормоз (ЗИЛ-533100) выполнен в  виде барабана, закрепленного на ступице  колеса и вращающегося вместе с ним. Колесный тормоз включает в себя диск, неподвижно установленный на фланце корпуса ведущего моста. На диске  смонтированы эксцентриковые оси, на которые  помещены концы колодок. Другие концы  колодок опираются на разжимной  кулак, вал которого поворачивается во втулках, запрессованных в кронштейне, прикрепленном к диску. На шлицевом конце вала  разжимного кулака расположен регулировочный рычаг, соединенный штоком с диафрагмой тормозной камеры. Последняя жестко связна с диском через кронштейны.

     Необходимый зазор между колодками и барабаном обеспечивается эксцентриковыми осями, которые удерживаются гайками от проворачивания, и регулировочным устройством, смонтированным в рычаге.

     Регулировочное  устройство состоит из червяка и  шестерни. При поворачивании червяка за карданную головку, шестерня перемещается вместе с разжимным кулаком, в результате меняется зазор между колодками и барабаном. От самопроизвольного проворачивания червяк удерживается фиксатором.

     Стояночный  тормоз. В стояночных тормозах используют тормозные механизмы.

     Неподвижный диск закреплен на корпусе коробки  передач. На диске симметрично установлены две тормозные колодки, которые размещены внутри барабана. Тормозной барабан закреплен на ведомом (вторичном) валу коробки передач.

     К тормозным колодкам снаружи прикреплены  фрикционные накладки. нижние концы колодок через пальцы опираются на коническую головку регулировочного винта. Верхняя часть колодок опирается на толкатели разжимного устройства, которое состоит из стержня и двух шариков. Стержень соединен через приводной рычаг и тягу с рычагом центрального (стояночного) тормоза.

     Для затормаживания автомобиля рычаг тормоза  рукой перемещают назад. В это  время нижний конец рычага, перемещаясь  вперед, через тягу и приводной  рычаг действует на разжимной  стержень с шариками. Под воздействием шариков и толкателей верхние концы колодок раздвигаются и их фрикционные накладки прижимаются к тормозному барабану, который затормаживается и препятствует вращению соединенного с ним карданного вала трансмиссии.

     В заторможенном положении рычаг  тормоза фиксируется на секторе  защелкой. Чтобы выключить стояночный тормоз, необходимо освободить защелку, нажав на кнопку, и переместить рычаг тормоза вперед. При этом стержень тоже переместится вместе с шариками вперед и освободит толкатели. Под действием стяжных пружин колодки отойдут в исходное положение. Необходимый зазор между фрикционными накладками колодок и барабаном устанавливают регулировочным винтом.

     Привод  тормозов предназначен для управления тормозными механизмами при торможении. По принципу действия приводы разделяют  на механические, пневматические и гидравлические.

     Механический  привод используют на стояночных тормозах, которыми оборудованы все автомобили.

 

      3. ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОЙ  СИСТЕМЫ. 

     3.1 Общие сведения о ТО.

     Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием; проводится принудительно в плановом порядке после определенного пробега автомобиля; служит для поддержания автомобиля в состоянии, пригодном для эксплуатации, сохранения его внешнего вида, уменьшения изнашивания деталей, предупреждения неисправностей, а также выявления возникших неисправностей и их своевременного устранения.

     Техническое обслуживания автомобиля по периодичности, перечню выполняемых операций делится на следующие виды: ежедневное обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное обслуживание (СО). 

     3.2 ТО тормозной системы. 

 

      Табл. 3.1 Виды ТО тормозной системы.

Виды  ТО Выполняемые работы
ЕО Проверяют действие тормозной системы во время движения автомобиля, герметичность соединений в трубопроводах и узлах гидропривода и пневмопривода.
ТО-1 Проводят диагностические  работы на постах по оценки эффективности действия тормозов, свободного и рабочего хода педали тормоза и рычага стояночного тормоза. Проводят регулировочные и крепежные работы по всем узлам привода.
ТО-2 Проверяют состояние  тормозных механизмов колес при их полной разборке, заменяют изношенные детали, собирают и регулируют тормозные механизмы.
 

 

      4. РЕМОНТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЗИЛ. 

     4.1 Основные неисправности.

     Тормозные системы могут иметь следующие  основные неисправности: износ накладок и барабанов, поломка возвратных пружин и срыв тормозных накладок; ослабление стяжной пружины или ее поломка; заедание осей тормозных колодок. указанные неисправности невозможно устранить ни регулировкой, ни подтяжкой соответствующих соединений. Поэтому тормозные устройства снимают с автомобиля и разбирают.  
Основные неисправности тормозной системы и способы их устранения.

     Таблица 4.1

Признак неисправности Основные возможные  причины Способы устранения
1 2 3
Не  заполняются воздушные баллоны, срабатывает предохранительный клапан. Слышен характерный звук выброса сжатого воздуха. Неплотное прилегание шарика к седлу из-за попадания соринки или поломки пружины. Разобрать клапан, прочистить, неисправные детали заменить и отрегулировать.
Медленно  заполняются воздушные баллоны. Нарушена герметичность пневматического привода. Найти места  утечки и заменить или подтянуть арматуру или аппарат.
Плохо натянут ремень привода. Проверить и  при необходимости подтянуть.
Неисправен  компрессор. Заменить.
Давление  в воздушных баллонах ненормально (выше или ниже). Регулятор давления отключает компрессор. Регулятор давления разрегулирован. Проверить на стенде и отрегулировать.
Неисправен  манометр. Проверить и  при необходимости заменить.
Плохая  эффективность тормозов при нажатии  педаль тормоза. Утечка воздуха  из пневматического привода тормозов. Найти места  утечки и заменить или подтянуть арматуру или аппарат.
Неисправен  или разрегулирован тормозной кран. Заменить или  проверить и отрегулировать на стенде.
Изношены  тормозные накладки колодок или  разрегулированы тормоза. Изношенные  колодки заменить. Произвести полную или частичную регулировку.

 

1 2 3
«Прихватывание» (заедание) тормозов (медленное или неполное освобождение тормозов). Стяжные пружины  колодок ослабли или поломаны. Заменить.
Вал разжимного кулака заедает. Разобрать колесный тормоз, промыть детали неэтилированным бензином и смазать.
Автомобиль  откланяется в сторону при  торможении. Неправильное  давление в шинах. Скорректировать давление согласно инструкции.
Изношены  тормозные накладки колодок на одной стороне. Проверить и  заменить все колодки комплектом.
Неправильно произведена регулировка тормозов. Ходы штоков тормозных камер одной оси (правых и левых) не одинаковы. Произвести  замер хода штоков тормозных камер, и если разные, то произвести частичную  регулировку тормозов.
Тормозные барабаны после непродолжительной поездки сильно нагреваются. Между колодками  и тормозными барабанами маленький зазор. Проверить и  при необходимости отрегулировать.
Визг  или дрожь при пользовании тормозами. Тормозные колодки  изношены или изогнуты. Заменить.
 

 

      4.2 Разборка тормозной системы.

     Разборку  колесного тормоза начинают со снятия тормозного барабана. Затем снимают  стяжную пружину и тормозные  колодки. Перед разборкой узлы и агрегаты тщательно промывают теплой водой со специальным моющим средством и немедленно сушат струей сжатого воздуха.

 

      Разборка колесных тормозных механизмов ЗИЛ.

     Таблица 4.2

Последовательность  операций Инструмент,

приспособление

1 2
Разборка  тормозного механизма.
1. Снять  ступицу колеса вместе с тормозным  барабаном. Коловорот, ключ торцовый 12 мм.
2. Снять  стягивающую пружину с тормозных  колодок, две чеки, накладку осей  колодок и колодки. Крючок для  снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки пальцев.
3. Отвернуть  гайки крепления эксцентриковых  осей тормозных колодок и снять пружинные шайбы. Ключ гаечный 30 мм.
4. Выпрессовать  две эксцентриковые оси тормозных  колодок. Молоток, выколотка.
5. Расшплинтовать палец крепления вилки штока тормозной камеры к регулировочному рычагу и снять палец. Пассатижи, шплинтодер, молоток.
6. Снять с поворотного вала разжимного кулака шплинт, шайбу, регулировочный рычаг разжимного кулака и регулировочные шайбы. Вручную.
7. Снять  поворотный вал разжимного кулака  с опорной шайбой. Вручную.
8. В  такой же последовательности (пп. 1 – 7) разобрать тормозные механизмы других колес.  
Разборка  регулировочного рычага.
1. Вывернуть пробку из корпуса рычага. Ключ гаечный 11 мм.
2. Вывернуть  пробку фиксатора, снять пружину и шарик фиксатора. Отвертка.
3. Срубить  головки пяти заклепок крепления  крышек регулировочного рычага, выбить заклепки и снять две крышки. Зубило, молоток, бородок.

Информация о работе Ремонт тормозного механизма ЗИЛ