Типы судов в зависимости от их назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:49, реферат

Описание работы

Главным признаком классификации является назначение судов. К другим признакам, по которым суда разделяются уже независимо от их назначения, относятся: район плавания, средства движения, тип главного двигателя, характер движения по воде, род движителя, материал корпуса, архитектурно - конструктивный тип, количество гребных валов (на винтовых судах) и пр.

Содержание

1. Признаки классификации судов___________________________________ 2
2. Типы судов в зависимости от их назначения ________________________ 3
2.1. Транспортные суда _______________________________________ −
2.2. Промысловые суда ______________________________________ 10
2.3. Служебно – вспомогательные суда _________________________ 12
2.4. Суда технического флота ___________________

Работа содержит 1 файл

классификация судов.doc

— 906.50 Кб (Скачать)

     Малые и средние траулеры обычно однопалубные, большие траулеры-рыбозаводы — двухпалубные, со слипом в корме (по слипу улов втаскивают на рабочую палубу). Траулеры-рыбозаводы имеют в зависимости от назначения несколько специально оборудованных цехов: рыбообрабатывающий, морозильный, консервный, утилизационный (вырабатывающий кормовую муку из отходов и непромысловых рыб). Для хранения готовой продукции (рыбного филе, консервов и т. д.) предусмотрены рефрижераторные и обычные трюмы. Трюмы оборудуют разборными стеллажами — «чердаками» — для хранения рыбы, транспортерами и желобами для погрузки и выгрузки, а также элеваторами (на больших траулерах-рыбозаводах).

     Траулеры  обладают большой автономностью плавания — до 3—4 месяцев,— поэтому на них по возможности создают хорошие бытовые условия для команды.

     Сейнерами называют суда для ловли рыбы кошельковым неводом. Различают большие, средние и малые рыболовные сейнеры. Все сейнеры разделяют на одноплощадочные и двухплощадочные (площадка расположена на открытой палубе сейнера и предназначена для рабочих операций). Малые сейнеры — только одноплощадочные, средние и большие — одно- и двухплощадочные.

     У   одноплощадочных   сейнеров   рабочая   площадка   размещается на корме. Так как лов кошельковым неводом носит резко выраженный сезонный характер, сейнеры оборудуют и другими орудиями лова (тралом, снюрреводом). Водоизмещение больших рыболовных сейнеров достигает 160—300 т, средних 100—150 т, малых 45—80 т; скорость хода 7—10 узл, автономность плавания 4—10 суток. Экипаж 8—12 человек.

     Перерабатывающие суда предназначены для приема и переработки улова. Кроме того, они снабжают рыболовецкие суда и обеспечивают их экипажи медицинским и культурно-бытовым обслуживанием в условиях экспедиционного промысла.

     К перерабатывающим судам относятся: китобойные, сельдяные, краболовные, рыбоконсервные плавучие базы, рыбомучные и морозильные суда (производственные рефрижераторы) и т. п.

     Плавучие  базы являются крупнейшими промысловыми судами водоизмещением в среднем от 10000 до 15000 т; у китобаз оно достигает 45000 т.

     Эти суда имеют несколько палуб и развитые надстройки. Внутренние помещения их делятся на служебные, жилые, общественные, производственные и грузовые. В производственных помещениях размещают цехи по обработке улова. На китобазах имеется жирозавод, рефрижераторно-морозильные установки и пр.; на рыбоконсервных базах — цехи по предварительной обработке рыбы, разделочный цех, икорный цех, рыбозавод, цех утилизации отходов и т. д.

     На  сельдяных базах производственные операции сводятся к обработке поставляемых ловцами полуфабрикатов (мойка, фасовка в бочки или блоки, засолка или замораживание, приготовление сельди баночного и ящичного посола), после чего готовая продукция поступает на хранение. Хранение готовой продукции на плавбазах производится в рефрижерируемых и обычных трюмах или в танках (для китового или рыбьего жира).

     Плавучие  базы имеют развитые цистерны для топлива и масел, кладовые для провизии и других запасов для снабжения судов в районе промысла. Большие площади отводятся под жилые помещения команды и производственного персонала, достигающего на судне 300—600 человек, а также для сменных экипажей ловецких судов. Многочисленные общественные, культурно-бытовые и медицинские помещения превращают базу в культурный центр экспедиции.

     В качестве главных двигателей на плавучих базах применяют паровые турбины  и мощные малооборотные дизели. Скорость хода современных плавучих баз составляет 13—16 узл.

     Производственные  рефрижераторы служат для приема и обработки рыбы, передаваемой с судов-ловцов, не имеющих технологического и морозильного оборудования. Обслуживая удаленные районы промысла, производственные рефрижераторы передают готовую продукцию на транспортные рефрижераторы или транспортируют ее на береговую базу сами.

     В зависимости от суточной производительности морозильного оборудования эти рефрижераторы делятся на три группы: с суточной производительностью 75—100 т, 25—50 т и до 20 т. Рефрижераторы первой группы имеют водоизмещение 7000— 9000 т, второй группы 3000—6000 т, третьей группы 1000—3000т. Скорость хода 10—16,5 узл.

     К обслуживающим судам относятся приемо-транспортные, живорыбные, поисковые, научно-промысловые и другие аналогичные суда, предназначенные для обслуживания промысловых экспедиций.

     2.3 Служебно-вспомогательные суда

     Служебно-вспомогательные  суда представляют относительно небольшую  по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории.

     Служебно-вспомогательные  суда разделяют на обслуживающие и служебные.

     К обслуживающим относятся ледоколы, буксиры, спасатели, противопожарные суда, судоподъемные, плавучие маяки, снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики), зерно-перегружатели и пр.

     Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.

     Ледоколы  имеют два-три кормовых винта  и нередко один - два носовых. Носовые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на свободной воде, зато при ходе во льду они засасывают воду из-под льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форсируют лед толщиной более 0,5—0,8 м, продавливая его носовой частью, имеющей наклонный подрез).

     Корпус  ледокола отличается особой  прочностью. Для освобождения ледокола,   зажатого  льдами,  его   «раскачивают» с   помощью   перекачки воды в специальные креновые и дифферентные цистерны, расположенные по  бортам и в оконечностях судна.

     В качестве энергетических установок  на ледоколах применяют в основном дизель-электрические и турбоэлектрические установки (на старых ледоколах были распространены паровые поршневые машины). Мощность установок колеблется в широких пределах: до 5—6 тыс. л. с. у портовых, 8—10 тыс. л. с.— у морских и свыше 10 тыс. л. с. у линейных арктических. Крупнейшие ледоколы имеют установки мощностью до 50— 75 тыс. л. с. Скорость хода ледокола на чистой воде 13—18 узл.

     Буксиры, относящиеся к классу обслуживающих судов, не имеют принципиальных отличий от транспортных буксиров (см. выше). Их разделяют на океанские, морские и рейдовые, портовые и для внутренних водоемов.

     Буксиры (особенно портовые) отличаются малой  длиной, обеспечивающей необходимые  им маневренные качества, и большой  остойчивостью. Энергетические установки буксиров — дизель-электрические, дизельные. Мощность установок наиболее крупных океанских буксиров достигает 3—5 тыс. л. с., портовых 1000—1200 л. с. Скорость хода океанских, морских и рейдовых буксиров 12—15 узл, портовых — 8—10 узл.

     К служебным судам относятся научно-исследовательские суда (океанографические, суда для слежения за искусственными спутниками Земли и пр.), медико-санитарные (плавучие госпитали, карантинные суда), плавучие гостиницы, суда-выставки, учебные суда и пр.

     2.4 Суда технического флота

     Суда  технического флота предназначаются  для технического обслуживания различных судов, портового хозяйства и водных путей. К ним относятся дноуглубительные снаряды, грунтоотвозные шаланды, плавучие краны, плавучие доки, плавучие мастерские. К этой группе судов относятся также промышленно-хозяйственные суда, предназначенные для выполнения различных строительных, кабельных, мелиоративных и лесосплавных работ, а также работ по добыче нефти в открытом море, добыче песка, гравия и т. п. Сюда же следует отнести плавучие электростанции, кабельные суда, лесосплавные суда, плавучие буровые вышки и пр.

     Дноуглубительные  снаряды  (рис. 3) предназначены для отделения грунта от дна водоема и подъема грунта из воды. В зависимости от способа отделения и подъема грунта различают снаряды с механическим (грейферные, одночерпаковые и многочерпаковые), гидравлическим (землесосы без разрыхлителей и с гидравлическими разрыхлителями) и комбинированным  (землесосы с механическим разрыхлителем) устройством для отделения грунта.

     Одной из разновидностей землесосов является эрлифт — дноуглубительный снаряд, на котором всасывание грунта происходит в результате подачи во всасывающую трубу сжатого воздуха, увлекающего воду с грунтом (пульпу).

     Для транспортировки поднятого из воды грунта используют грунтоотвозные шаланды (саморазгружающиеся или разгружаемые с помощью шаландоразгружателей) либо применяют рефулерный способ (пульпа подается насосом от снаряда к месту свалки по грунтопроводным трубам — на 200—300, иногда на 500—600 м от снаряда); иногда дноуглубительные снаряды, приняв поднятый грунт в грунтовые трюмы, сами отвозят его к месту свалки (самоотвозный способ).

     Производительность многочерпаковых снарядов достигает 1000—1200 м3, землесосов 5000 м3/ч, эрлифтов 6000—7000 м3. Глубина всасывания (черпания) 12—23 м. 

        

Рис. 3. Многочерпаковый дноуглубительный снаряд.

Информация о работе Типы судов в зависимости от их назначения