Типы судов в зависимости от их назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:49, реферат

Описание работы

Главным признаком классификации является назначение судов. К другим признакам, по которым суда разделяются уже независимо от их назначения, относятся: район плавания, средства движения, тип главного двигателя, характер движения по воде, род движителя, материал корпуса, архитектурно - конструктивный тип, количество гребных валов (на винтовых судах) и пр.

Содержание

1. Признаки классификации судов___________________________________ 2
2. Типы судов в зависимости от их назначения ________________________ 3
2.1. Транспортные суда _______________________________________ −
2.2. Промысловые суда ______________________________________ 10
2.3. Служебно – вспомогательные суда _________________________ 12
2.4. Суда технического флота ___________________

Работа содержит 1 файл

классификация судов.doc

— 906.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

1. Признаки классификации  судов___________________________________ 2 

2. Типы судов  в зависимости от их назначения ________________________ 3 

     2.1. Транспортные суда _______________________________________ − 

     2.2. Промысловые суда ______________________________________ 10 

     2.3. Служебно – вспомогательные суда _________________________ 12 

     2.4. Суда технического флота _________________________________ 13  
1. Признаки классификации судов
 

     Все морские суда классифицируют по ряду основных признаков, отличающих суда друг от друга.

     Главным признаком классификации является назначение судов. К другим признакам, по которым суда разделяются уже независимо от их назначения, относятся: район плавания, средства движения, тип главного двигателя, характер движения по воде, род движителя, материал корпуса, архитектурно - конструктивный тип, количество гребных валов (на винтовых судах) и пр.

     По  району плавания суда подразделяют на морские (дальнего, неограниченного и прибрежного плавания), рейдовые (для плавания в портовых водах и в устьях больших рек с выходом на морские рейды), внутреннего плавания (речные и озёрные) и смешанного плавания («река — море» и «море — река»). Иногда специально выделяют суда арктического плавания.

     По  средствам движения суда подразделяют на самоходные — с механическим двигателем, являющимся источником энергии для движения судна, и несамоходные, передвигающиеся от источника энергии, находящегося вне судна (с помощью буксиров, толкачей, от энергии ветра).

     По  типу главного двигателя суда подразделяют на:

     теплоходы (главный двигатель — двигатель внутреннего сгорания);

     пароходы (главный двигатель — паровая поршневая машина);

     турбоходы (главный двигатель — паровая турбина);

     газотурбоходы (главный двигатель — газовая турбина);

     электроходы (гребной винт вращается электродвигателем); различают турбоэлектроходы и дизельэлектроходы, в зависимости от рода двигателя, приводящего в действие генератор электрического тока;

     атомоходы (источник тепловой энергии — атомный реактор);

     гребные суда (двигатель — мускульная сила человека).

     По  роду движения по воде суда подразделяют на плавающие на поверхности воды (водоизмещающие суда), плавающие под поверхностью воды (подводные суда), глиссирующие (скользящие по поверхности воды), плавающие на подводных крыльях и парящие над поверхностно воды (суда на воздушной подушке и экранопланы).

     По  роду движителя суда подразделяют на винтовые, колесные, со специальными движителями (крыльчатыми, водометными, роторными и др.), весельные и парусные.

     По  роду материала корпуса суда подразделяют на стальные, из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные и композитные (т. е. такие, корпус которых изготовлен частично из металла и частично из дерева или другого материала).

     По  архитектурно-конструктивному типу суда подразделяют по числу корпусов (различают двухкорпусные, трехкорпусные — соответственно, катамараны, тримараны и т. п.), по количеству и расположению надстроек, по числу палуб, по положению палубы надводного борта, по расположению машинного отделения и др.

     По  количеству гребных валов винтовые суда подразделяют на одновальные (большинство грузовых и промысловых судов), двухвальные (пассажирские и специальные суда, военные корабли), трехвальные (большие военные корабли), четырех-вальные (океанские пассажирские лайнеры-гиганты, крупнейшие военные корабли).

     Кроме названных признаков классификации, Правила Регистра в необходимых случаях разделяют суда по другим признакам: по ледовым классам, т. е. приспособленности судна плавать в различной ледовой обстановке, по районам плавания речных и озерных судов, по различным категориям требований к безопасности плавания, снабжению и т. д. 

2. Типы судов в зависимости от их назначения. 

     Все гражданские суда, в зависимости  от их типа и назначения, подразделяют на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

     2.1 Транспортные суда

     Транспортные  суда составляют основное ядро морского и речного флота - около 85% общего тоннажа. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные транспортные суда.

     Грузовые  суда разделяют на два основных класса — сухогрузные и наливные, к которым, в свою очередь, относятся суда различных типов и назначений.

     Класс сухогрузных судов включает сухогрузные суда общего назначения и специализированные суда — для перевозки определенных грузов.

     Сухогрузные суда общего назначения (рис. 1) предназначены для перевозки генеральных1 грузов и являются наиболее распространенным типом транспортных судов — около 60% всех грузовых транспортных судов относится к этому типу.

     Сухогрузные суда имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда — однопалубные, большие — двух- и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один - два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны грузоподъемностью до 8—10 т или стрелы грузоподъемностью 3—10 т; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 т

Рис.1. Сухогрузное судно для перевозки генеральных грузов

1 –  грузовые трюмы; 2 – топливный  бункер; 3 – машинное отделение; 4 – рулевая рубка; 5 – грузовой  люк. 

(тяжеловесные стрелы грузоподъемностью более 60—100 т являются уникальными). На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторный трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ.

     К специализированным сухогрузным судам относятся рефрижераторные, контейнерные, трейлерные суда, суда для перевозки навалочных грузов, лесовозы, суда для перевозки автомашин, скота и др.

     Рефрижераторные суда предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С.

Некоторые рефрижераторы  имеют  мощные холодильные установки, обеспечивающие   не  только   поддержание   заданной   температуры,   но   и   быстрое замораживание груза. Такие суда  называют  производственно - транспортными рефрижераторами. Суда,   предназначенные  для   перевозки   фруктов   (банановозы)     имеют усиленную вентиляцию трюмов.

     Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000— 12000 т. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют  быстрой доставки к месту назначения.

     Контейнерные  суда  предназначены для перевозки грузов,   заранее   упакованных   в   специальные   большегрузные ящики-контейнеры, вес которых с грузом составляет  10—20 т. Грузоподъемность   этих   судов   8000—15000  т,   скорость   хода 20—24 узл.

       Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на  контейнерных  судах  выполняются  в 4—7 раз быстрее, чем  на обычных сухогрузных судах.

     Контейнерные суда отличаются большим раскрытием  палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах применяют обычно   катучие козловые   краны   грузоподъемностью 20—25 т.   На   некоторых   контейнерных   судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое   устройство вообще отсутствует.   В   этих   случаях грузовые операции выполняют портовыми средствами.

     Разновидностью контейнерных судов являются суда для перевозки плавучих контейнеров - барж  (иногда эти суда называют лихтеровозами).   Такие   баржи   грузоподъемностью  250—300 т выгружают с судна  непосредственно на  воду,  после  чего  их отбуксировывают к причалу грузополучателя.

     Трейлерные  суда служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах— автоприцепах. Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени—за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов 1000—10000 т, скорость хода 20—26 узл.. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.

     Суда  для перевозки  навалочных грузов предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрений, строительных материалов, зерна и т. п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.

     Суда  для навалочных грузов подразделяют на рудовозы, суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого груза и универсальные. Некоторые из этих судов могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении везут навалочный груз, а в обратном — автомобили, или туда — руду, а обратно — нефть (нефтерудовозы).

     Суда  этого типа — однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. От других сухогрузных судов они отличаются большой грузоподъемностью (до  150 тыс. т) и относительно невысокой скоростью хода — около 14- 16 узл.

     Грузовые  трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней частях наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза (самоштивку) как в продольном, так и в поперечном направлении. Цистерны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приема водяного балласта, количество которого обычно значительно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. Некоторые суда имеют в грузовых трюмах продольные переборки, уменьшающие крен при смещении груза на борт, а второе дно имеет утолщенный настил и подкрепления, позволяющие производить грузовые   операции   грейфером.

     Подавляющее число судов для навалочных грузов не имеет грузовых устройств и их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда оборудуют ленточными транспортерами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма (саморазгружающиеся суда).

     Лесовозы предназначены для перевозки лесных грузов — круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13—15 узл), наличием — независимо от размеров судна — только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес.

     Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около ⅓) на открытой палубе, Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной балласт (около 8—10% от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости.

     Существуют  и безбалластные лесовозы, но при  рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес перевозят в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы - пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны-стрелы).

Информация о работе Типы судов в зависимости от их назначения