Типы судов в зависимости от их назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:49, реферат

Описание работы

Главным признаком классификации является назначение судов. К другим признакам, по которым суда разделяются уже независимо от их назначения, относятся: район плавания, средства движения, тип главного двигателя, характер движения по воде, род движителя, материал корпуса, архитектурно - конструктивный тип, количество гребных валов (на винтовых судах) и пр.

Содержание

1. Признаки классификации судов___________________________________ 2
2. Типы судов в зависимости от их назначения ________________________ 3
2.1. Транспортные суда _______________________________________ −
2.2. Промысловые суда ______________________________________ 10
2.3. Служебно – вспомогательные суда _________________________ 12
2.4. Суда технического флота ___________________

Работа содержит 1 файл

классификация судов.doc

— 906.50 Кб (Скачать)

     Класс наливных судов включает танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива, керосина и т. д.), суда для перевозки сжиженных газов (газовозы), химикалиев (кислоты, расплавленной серы и др.), а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы, битумовозы).

     Танкеры (рис. 2) относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов — на их долю падает около 40% мирового тоннажа транспортного флота.

     Танкер  представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками, называемыми коффердамами.

     В нос от машинного отделения располагают насосное отделение с грузовыми насосами для разгрузки судна от нефти. Для сообщения между                                

Рис. 2. Танкер грузоподъёмностью ≈ 100000 т.

1 – диптанк; 2 – грузовые танки; 3 – грузовое  насосное отделение; 4 – машинное  отделение; 5 – рулевая рубка; 6 –  переходный мостик; 7 – грузовое  устройство для подъёма шлангов. 

кормовой  надстройкой и палубой бака, на которой расположено якорно-швартовное устройство, оборудуют переходный мостик. Некоторые крупные танкеры в последние годы строят без переходного мостика, его заменяют настилом дорожки вдоль верхней палубы, а электротрассы, которые обычно прокладывают по переходному мостику, в этом случае тянут в металлических трубах. Танкеры, являющиеся особо опасными    в   пожарном    отношении, оборудуют надежными   противопожарными системами.

     Грузоподъемность  танкеров колеблется в больших пределах — от 500—1000 т у танкеров-раздатчиков до 300—400 тыс. т у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами вообще. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Скорость хода составляет   

12—14 узл.   у   малых и 16—18 узл. у больших танкеров (супертанкеры    имеют скорость хода   14,5—16   узл).   В   качестве главного двигателя на танкерах грузоподъемностью до 100 тыс. т используют, как правило, дизельные установки, на более крупных — паротурбинные и дизельные установки. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 т и скорость хода 10— 20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12 000 т.

     Газовозы  предназначены для перевозки сжиженных природных и нефтяных, т. е. выделяющихся при добыче нефти газов — метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением.

     В отличие от танкеров, грузовые танки которых образуют элементы конструкции корпуса, газовозы имеют вкладные грузовые цистерны — цилиндрические (вертикальные или горизонтальные), сферические или прямоугольные. Газовозы, предназначенные для перевозки сжиженного природного газа метана, который перевозится в охлажденном состоянии (до —161,5°С), имеют только прямоугольные цистерны с надежной изоляцией.

     Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на  газовозах   оборудуют балластные  цистерны   (в двойном   дне или по бортам).

     Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной пожаро- и взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газовоздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция насосных и компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.

     Большинство судов для перевозки сжиженных газов имеют вместимость грузовых цистерн 500—2000 м3, скорость хода 10— 12 узл. Вместимость судов - метановозов достигает 40000 м3, скорость хода 17—18 узл.

     В настоящее время быстро развивается класс комбинированных судов, т. е. судов, приспособленных для перевозки нескольких определенных родов груза, что очень выгодно при встречных перевозках, так как исключает порожние балластные пробеги. К этому классу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и т. п.

     Класс пассажирских судов включает суда, предназначенные для перевозки пассажиров.

     Иногда  пассажирские каюты предусматривают  и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40% от обшей грузоподъемности, то судно называют грузо - пассажирским.

     По  назначению пассажирские суда подразделяют на суда для обслуживания регулярных линий, суда для туристских путешествий, суда для массовых перевозок людей и суда местного сообщения. Суда  для обслуживания регулярных пассажирских линий — это пассажирские суда, совершающие рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес здесь представляют рассчитанные на 1500—2000 пассажиров трансокеанские пассажирские лайнеры, водоизмещением 50-70 тыс. т и скоростью хода 30—35 узл. (в среднем 22—26 узл).

     Пассажирские суда для туристских путешествий (круизов), получившие особенно широкое распространение в последнее время, имеют более умеренные скорости хода (18 — 22 узл) и несколько меньшие размеры.

     Речные  пассажирские суда, обслуживающие регулярные линии или используемые для туристских путешествий, перевозят до 350—500 пассажиров и имеют скорость хода 25—27 км/ч.

     На современных океанских пассажирских судах всем пассажирам предоставляют одно-, двух-, реже трех-, четырехместные каюты со всеми удобствами, включая кондиционирование воздуха. Для отдыха и развлечений пассажиров имеются салоны, комнаты игр, спортзалы, плавательные бассейны и т. д.

     Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе  и многоярусной развитой надстройке. Особое внимание уделяется обеспечению  безопасности

плавания - спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Все крупные пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.

     К судам для местных сообщений обычно относят небольшие пассажирские суда и катера, реже крупные суда на 500—600 пассажиров. В настоящее время широкое распространение получают скоростные речные и морские суда на подводных крыльях со скоростью хода 60—100 км/ч, рассчитанные на 60—300 пассажиров, а также пассажирские суда на воздушной подушке.

     Класс специальных транспортных судов включает различные паромы, транспортные буксирные суда и толкачи.

     Морские паромы бывают железнодорожные, железнодорожно-автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии. Кроме того, в последние годы получили распространение автомобильно-пассажирские паромы дальнего плавания — для туристских путешествий.

     Внешне морские паромы похожи на пассажирские суда и отличаются лишь наличием специальных грузовых (автомобильных или железнодорожных) палуб. Железнодорожные паромы имеют одну грузовую палубу, а автомобильные — одну - две. Но так как погрузка автомобилей на палубу осуществляется обычно с берега на уровне одной из палуб, то для перевода их на другую палубу пользуются либо лифтом, либо наклонными съездами — пандусами.

     На  железнодорожных паромах въезд на грузовую палубу осуществляют с кормы, на автомобильных — с кормы или с борта. Входные проемы (лацпорты) закрывают откидными крышками. На некоторых автомобильных паромах откидывается в носу часть конструкции корпуса — так называемый «откидной нос». Пассажирские помещения, включающие сидячие и спальные места (в зависимости от длительности рейса), а также салоны, бары, рестораны на судах - паромах располагают в надстройке. Паромы имеют обычно два поста управления (в носу и в корме), успокоители качки и подруливающие устройства для обеспечения хорошей маневренности при швартовках.

     Грузоподъемность  современных паромов колеблется от 200 до 2000 т (в среднем, 600—800 т). Средний автомобильно-пассажирский паром вмещает около 120 автомашин и 1000 пассажиров, железнодорожный — до 30—50 вагонов. Скорость хода 17—20 узл.

     Транспортные  буксиры, толкачи и буксиры - толкачи служат движущим средством для несамоходных судов, в основном на внутренних водных путях, где, несмотря на развитие в последние годы самоходного грузового флота, около половины грузов все еще перевозят на баржах, секционных составах и пр. Кроме того, буксиры используют для транспортировки различных несамоходных плавающих сооружений и плотов (буксиры - плотоводы).

     В отличие от буксиров толкачи осуществляют движение несамоходных судов методом толкания.

     Буксиры-толкачи приспособлены для обоих способов - и буксировки и толкания.

       2.2 Промысловые суда

     Промысловые суда служат для добычи, переработки  и транспортировки рыбы, крабов, китов, морского зверя и морских  растений. По назначению промысловые суда делятся на добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие. Характеристики и особенности промысловых судов разного назначения определяются формой организации промысла.

     Существуют  две формы организации промысла: автономная и экспедиционная.

     При автономной организации судно вылавливает рыбу и по заполнении трюмов транспортирует ее в порт — или в обработанном виде, или в виде сырца, или в виде полуфабрикатов.

     При экспедиционной форме промысла рыболовные суда уходят на промысел на длительное время и заняты только добычей рыбы. Обработка и транспортировка улова в порт осуществляется специальными производственно-транспортными судами. Некоторые добывающие суда не только ловят, но и сами же и обрабатывают улов, однако при экспедиционной форме промысла они тоже сдают продукцию транспортным рефрижераторам, перевозящим ее в порт.

     Добывающие  и добывающе-перерабатывающие суда составляют основное ядро промыслового флота.

     К добывающим судам относятся рыболовные суда (траулеры, сейнеры, тунцеловы, рыболовные боты, сетеподъемники), китобойцы, краболовы.

     К добывающе-перерабатывающим судам  относятся большие морозильные  траулеры-рыбозаводы (БМРТ),  большие сардинные 

 траулеры - рыбоконсервные   заводы,   морозильные   траулеры и др.

     Траулеры являются наиболее распространенным типом рыболовного судна. В зависимости от размеров различают большие (РТ), средние (СРТ) и малые (МРТ) траулеры.

     По  способу траления различают траулеры бортового и кормового траления. Все большие рыболовные траулеры строят только с кормовым тралением. Средние и малые траулеры часто кроме трала оборудуют и другими средствами лова (дрифтерными сетями, кошельковым неводом

и т. п.), что позволяет более полно  использовать траулеры в разное время  года на лове разных пород рыб.

                            

     Траулеры  различаются также по степени переработки улова. Траулеры-ловцы ежесуточно передают непереработанный улов на другие суда или береговую базу. Траулеры с частичной переработкой улова обеспечивают потрошение, пересыпку льдом и сбор отходов и сдают полуфабрикат на базы раз в несколько суток. Траулеры-рыбозаводы осуществляют полную переработку рыбы и сдают готовую к реализации продукцию.

     Большие рыболовные траулеры имеют водоизмещение  около 3000—3500 т, крупнейшие— 10000 т, средние траулеры 250—900 т, малые траулеры и рыболовные боты — до 300 т. Скорость хода  больших траулеров 12—14 узл,  средних 9,5— 12 узл, малых 8—9 узл.

Информация о работе Типы судов в зависимости от их назначения