Транспортное обеспечение внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы объясняется тем, что на сегодняшний день складывается жесткая конкуренция при выборе транспортных услуг, эффективного вида транспорта для доставки внешнеторговых грузов. В связи с этим деятельность транспортных фирм, в том числе и автотранспортных, должна отвечать предъявляемым повышенным требованиям к качеству транспортного обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятий. Исследование особенностей работы автотранспортных фирм на рынке международных перевозок может позволить разработать и обосновать предложения по совершенствованию деятельности не только конкретной транспортной организации, но и всей системы транспортного обеспечения международного товарообмена.

Работа содержит 1 файл

готовь и литр.docx

— 34.18 Кб (Скачать)

Введение

 

 В мировой экономике  транспорту отведена особая роль, от его работы зависит эффективность,  качество и развитие внешнеэкономических  связей любой страны. Внешняя  торговля самым тесным образом  связана с транспортом. Транспорт  осуществляет доставку товара  от экспортера к импортеру.  Его нормальное функционирование  обеспечивает выполнение обязательств сторонами по купле-продаже, коммерческий эффект внешнеторговой сделки. Нарушение транспортного процесса ведет зачастую к материальным потерям экспортера и импортера, делает неконкурентоспособными перевозимые товары. Транспорт является для государства важным дополнительным источником валютных поступлений.

 Важной особенностью  транспортного обслуживания внешней  экономической деятельности (ВЭД)  является влияние, оказываемое  мировым рынком транспортных  услуг и уровнем научно-технического  прогресса на транспорте, современный  этап которого характеризуется  тенденцией к укрупнению и  унификации грузовых единиц, специализацией  транспортных средств, высокой  степенью механизации и автоматизации  технологических процессов, развития  полного комплекса транспортных  услуг по оптимальным маршрутам  "от двери грузоотправителя  до двери грузополучателя".

 Главным условием проведения  внешнеэкономической операции является  ее эффективность. Логистические  системы являются жизненно важными  компонентами повышения эффективности  внешнеэкономических операций. Транспортные  аспекты логистики ВЭД оказывают  значительное влияние на эффективность  международных сделок; основными  изучаемыми и определяющими параметрами  являются выбор транспортного  средства и минимизация затрат  и времени.

 Актуальность темы  объясняется тем, что на сегодняшний  день складывается жесткая конкуренция  при выборе транспортных услуг,  эффективного вида транспорта  для доставки внешнеторговых  грузов. В связи с этим деятельность  транспортных фирм, в том числе  и автотранспортных, должна отвечать  предъявляемым повышенным требованиям  к качеству транспортного обслуживания  внешнеэкономической деятельности  предприятий. Исследование особенностей  работы автотранспортных фирм  на рынке международных перевозок  может позволить разработать  и обосновать предложения по  совершенствованию деятельности  не только конкретной транспортной  организации, но и всей системы  транспортного обеспечения международного  товарообмена.

 

Транспортное  обеспечение внешней торговли

 

 В международном товарообмене  транспорт занимает особое место.  С одной стороны, он является  необходимым условием осуществления  международного разделения труда;  с другой стороны - выступает  на международных рынках в  качестве экспортера своей продукции,  которая представляет специфический  товар - транспортные услуги. Таким  образом, формируются два различных  подхода к роли транспорта  в системе внешнеэкономических  связей1.

 Рассмотрим более детально  первый из них. Он гласит: «Транспорт  следует рассматривать как необходимую,  важную, но все же обеспечивающую (вспомогательную) отрасль мирового хозяйства и международных экономических отношений». Результатом определения такой роли стало широкое распространение понятия «транспортное обеспечение ВЭС (внешней торговли)».

 Транспортное обеспечение  следует рассматривать как систему,  представляющую совокупность технических,  технологических элементов; экономических,  правовых, организационных воздействий;  форм и методов управления  транспортными процессами и операциями.

Первой особенностью транспортного  обеспечения в международных  экономических связях является то, что продукция транспорта выступает  на международных рынках как объект купли-продажи, и поэтому она подвержена воздействию всех факторов, характеризующих  развитие мировой экономики в  целом. Транспортная продукция реализуется  через международные рынки транспортных услуг.

 Другая особенность  транспортного обеспечения внешнеэкономических  связей - особо острое восприятие  и учет на международных транспортных  рынках качества транспортного  обслуживания, которое проявляется  в цене транспортной услуги.

 Международный товарообмен  и международный транспорт в процессе обращения воздействуют друг на друга, находясь в тесной органической взаимосвязи. Развитие международной торговли способствует развитию транспорта и совершенствованию его технических средств; в свою очередь, научно-технический прогресс на транспорте способствует развитию международного товарообмена, вовлекая в его сферу все новые рынки товаров.

 Невозможно представить  ни одну внешнеторговую сделку  без участия в ней транспорта - в любом случае товар необходимо  доставить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного  обеспечения внешнеэкономических  связей оказывает существенное  влияние на эффективность внешней  торговли, проявляясь в цене товара  в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвенно воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

Рост населения, прежде всего  в развивающихся странах, быстрое  развитие мировой экономики, перемены в международном разделении труда  будут и впредь влиять на объемы и товарную структуру грузопотоков, равно как и на географию перевозок. Глобализация мировой экономики  будет воздействовать на развитие транспорта как непосредственно, так и через  политику государств, и инфраструктурная роль транспорта вполне осознана руководством крупнейших держав и транснациональных  корпораций.

 

 

Международные перевозки  и грузовые сообщения

 

 При любой внешнеторговой  сделке проданный товар попадает  в сферу международного обращения.  С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления.

 При этом транспорт  как бы продолжает процесс  производства товара в пределах  сферы обращения, добавляя к  его изначальной стоимости (цене), стоимость (цену) произведенной транспортной  продукции во время перемещения.

 Мировая торговля генерирует  большие потоки товарных масс  между странами, регионами и континентами. В обслуживание международной  торговли между странами, отделенными  друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт,  который по праву считается  наиболее универсальным и эффективным  средством доставки больших масс  грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает  перевозки более 80 % объема международной  торговли. Грузовладельцы оплачивают  судовладельцам в виде фрахта  за перевозки грузов в международных  морских сообщениях 105 - 110 млрд.$ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.

Основную часть международных  морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая  нефть (около 1000 млн. т. р. год) , нефтепродукты (300 млн. т.) , железная руда (300 млн. т.) , каменный уголь (270 млн. т.) , зерно (200 млн. т.) . Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Годовой объем их перевозок оценивается в 700 млн. т. Это наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70 % по стоимости).

 Серьезным конкурентом  морскому транспорту в межконтинентальных  перевозках ценных грузов в  последнее время стал воздушный  транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

 В мире не существует  особого, обособленного от национальных  транспортных систем международного  транспорта, предназначенного исключительно  для международных перевозок  грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

 Обычно процесс доставки  товара в международной торговле  включает прежде всего его  перевозку от внутреннего пункта  производства А до пограничного  пункта (порта) Б страны-продавца; далее международную транзитную  или морскую перевозку от пункта  Б до пограничного пункта (порта)  страны-покупателя (если страны-партнеры  не имеют общей сухопутной  границы) ; и, наконец, транспортировку  от пункта Б до внутреннего пункта потребления.

 Территория Международный Территория страны-продавца транзитный или страны-покупателя морской участок Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки груза на участках А -- Б, Б -- В, В -- Г. Эти операции осуществляются по договору грузовладельцев с перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования, к которому относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые по договорам грузовладельцам.

 Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки Б --В. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.

 Осуществляя международные  транспортные операции, перевозчики  оказывают грузовладельцам транспортные  услуги, которые являются специфическим  товаром международной торговли. Международные транспортные услуги  продаются и покупаются на  международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и  другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других - устанавливаются самими перевозчиками.

 Оба этих понятия  (товародвижение и транспортное  обеспечение) весьма широко и  полно охватывают весь комплекс  технико-эксплуатационных и экономико-организационных  мер, без которых невозможно  осуществление хозяйственных связей: внутренних и международных.

 

 

Организация доставки товаров железнодорожным транспортом

 

Железнодорожный транспорт  играет исключительно важную роль в  развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки  грузов в соответствии с потребностями  производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его  отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный  транспорт -жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства. В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной инфраструктуры.

 Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках внешнеторговых грузов России заключается в том, что по территории страны он доставляет подавляющую часть товаров в/из российских портов для дальнейшей их отправки морским и речным транспортом. Кроме того, железнодорожный транспорт осуществляет транзитные перевозки грузов иностранной клиентуры по территории России, экспортируя транспортные услуги. Таким образом, оценивая роль железнодорожного транспорта во внешнеэкономических связях в целом, не следует ограничиваться данными непосредственно по железнодорожным перевозкам, надо принимать во внимание и объемы грузов, перевозимых в смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также транзитные перевозки6.

 Основным инструментом, с помощью которого разрешаются  вопросы международного сотрудничества, в том числе и в области  железнодорожных перевозок, являются  международные соглашения. В области  организации и осуществления  перевозок первым соглашением  в области железнодорожного транспорта  было Соглашение о международном  железнодорожном грузовом сообщении  (СМГС), которое вступило в силу  с 1 ноября 1951 г.

 

 В настоящее время  участниками СМГС являются страны  СНГ, бывшие социалистические  страны Азии (Китай, Монголия, Северная  Корея, Вьетнам), Болгария и Польша, а также Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, которые денонсировали СМГС, однако готовы пользоваться его положениями, пока не заключено с ними нового подобного соглашения.

 Основное предназначение  СМГС заключается в том, что  для всех железных дорог - участниц  оно устанавливает единые условия перевозки и применение единых перевозочных документов.

 Соглашение состоит  из восьми разделов, в которых  регулируется весь комплекс вопросов  транспортного процесса - заключение  договора перевозки (порядок приема  груза к перевозке, накладная,  исчисление провозных платежей  и т.д.), выполнение этого соглашения, порядок его изменения, ответственность  железных дорог и др. СМГС дополняется  рядом тарифов, правил и инструкций.

Информация о работе Транспортное обеспечение внешней торговли