Аграрный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Агротуризм как явление относительно новое, существующее около 40 лет и лишь в последнее десятилетие получившее бурное развитие за рубежом, и ставшее узнаваемым в России, имеет множество определений и классифицируется по-разному в зависимости от принятой модели.
Актуальность темы реферата заключается в том, что агротуризм, являясь относительно новым видом отдыха, играет все более важную роль в структуре въездного и внутреннего туризма. Его развитие перспективно практически для всех регионов России.
Цель данной работы – рассмотреть основные инновационные направления в сфере услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Определение и признаки агротуризма ………………………………….4
Современное состояние и тенденции развития агротуризма в мире….6
Ключевые факторы развития агротуристских комплексов…………..10
Формы туризма, практикуемые в сельской местности………….…….13
Организация отдыха и развлечений в сельской местности……..…….15
Возможность использования зарубежного опыта в России ………….17
Заключение……………………………………………………………..……….19
Список использованной литературы…………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 37.07 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

  1. Определение и признаки агротуризма ………………………………….4
  2. Современное состояние и тенденции развития агротуризма в мире….6
  3. Ключевые факторы развития агротуристских комплексов…………..10
  4. Формы туризма, практикуемые в сельской местности………….…….13
  5. Организация отдыха и развлечений в сельской местности……..…….15
  6. Возможность использования зарубежного опыта в России ………….17

Заключение……………………………………………………………..……….19

Список использованной литературы…………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Агротуризм как явление  относительно новое, существующее около 40 лет и лишь в последнее десятилетие получившее бурное развитие за рубежом, и ставшее узнаваемым в России, имеет множество определений и классифицируется по-разному в зависимости от принятой модели.

Актуальность темы реферата заключается в том, что агротуризм, являясь относительно новым видом отдыха, играет все более важную роль в структуре въездного и внутреннего туризма. Его развитие перспективно практически для всех регионов России.

Цель данной работы – рассмотреть основные инновационные направления в сфере услуг. Для достижения поставленной цели необходимо решить  следующие задачи:

  1. Изучить современное состояние и тенденции развития агротуризма в мире;
  2. Выявить ключевые факторы развития агротуристских комплексов;
  3. Проанализировать возможность использования зарубежного опыта в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение  и признаки агротуризма

Агротуризм - это вид  деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются  и предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. Агротуризм ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

В практике развития туристической  отрасли во многих странах экотуризм  и агротуризм – взаимодополняющие  и взаимосвязанные понятия. Более  того, в современной международной  практике ряд родственных - «щадящих»  по воздействию на среду и местное  сообщество и близких по мотивации - видов туризма (включая сельский, фермерский, деревенский, спортивный, кулинарный, приключенческий, экстремальный  и др.) нередко объединяется в  единую сферу эко-агротуризма. Об этом свидетельствует и европейский  опыт: уже есть примеры организаций, включивших этот термин в свое название (например, European Centre for Eco Agro Tourism  - ECEAT).

Экологический туризм определим  как туризм, включающий путешествия  в места с относительно нетронутой природой, с целью получить  представление  о природных и культурно-этнографических  особенностях данной местности, который  не нарушает при этом целостности  экосистем  и создает такие  экономические условия, при которых  охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения.

Агротуризм считают социально-ориентированным  туризмом.

Ему присущи следующие признаки:

- индивидуальность, семейность, поездки в кругу друзей;

- большая длительность  пребывания в туре;

- применение медленных  и умеренно быстрых средств  передвижения;

- спонтанные решения  по элементам программы;

- мотивация изнутри;

- стиль жизни в соответствие  с культурой посещаемой территории;

- «впечатления»;

- активность и разнообразие;

- территория - цель путешествия   изучается заранее;

- язык территории изучается   заранее –хотя бы на простейшем уровне;

- путешественник познает  новую культуру;

- покупки – это памятные  подарки для друзей;

- после поездки остаются  знания, эмоции и воспоминания;

- путешественник рисует  с натуры или фотографирует  сам;

- тактичность.

При наличии разнообразных  видов и особенностей агротуризма, его классическая модель предполагает, что организацией туризма на селе занимаются исключительно фермеры  или члены их семей, извлекающие  из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом своего производственного  профиля. Главная особенность в  том, что клиенту-гостю предлагают проживание в сельской местности  и знакомство с жизнью и бытом  фермеров.

Туристы некоторое время  ведут сельский образ жизни среди  природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с  национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие  в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.

Агротуризм ориентирован на ознакомление со спецификой местного сельскохозяйственного природопользования, традиционным деревенским бытом и создает экономические предпосылки для развития дружественных природе методов ведения сельского хозяйства.

 

2. Современное состояние и тенденции развития

агротуризма в мире

Существует несколько  значительно отличающихся концепций  агротуризма, преследующих разные цели и ориентированных на разные задачи, выработанных в соответствии с конкретными  условиями и практикуемых в разных группах стран. При этом во многих странах эко-агротуризм рассматривается  как одно из ведущих направлений  развития национальной туротрасли, что  находит отражение в национальных концепциях развития туризма.

Различают следующие модели организации агротуризма по национальному  колориту:

- Британская;

- Французская;

- Итальянская;

- Германская;

Британская модель представляет интерес, прежде всего, особой системой размещения туристов, при этом наиболее популярными приняты три типа проживания:

- Bed & breakfast – проживание  в доме фермера с питанием  в виде завтрака, в этом случае  имеется возможность непосредственного  контакта с семьей фермера.

- Self catering unit.  Проживание  в отдельном здании на условиях  самообслуживания. Зачастую это  переделанный небольшой амбар.

- Bunkhouse. Проживание в  изолированном здании, вмещающем  в среднем 8-15 туристов. Для этого  может быть использован большой  амбар, разделенный на спальную  зону (в которой сосредоточены  все койко-места, кухня и ванная  комната).

Сельские туры в британской модели включают элементы познавательного, активного и экотуризма: пешеходные и велосипедные прогулки, катание  на пони для детей, игра в футбол, крикет, и очень популярные в Великобритании верховую езду и гольф. Много внимания уделяется экологическому воспитанию детей.

Французская модель организации  сельского туризма более сложная, чем британская. В ней представлено множество вариаций сельского туризма. Основным средством размещения туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты. Французы предпочитают самостоятельно готовить себе еду, используя экологически чистые сельские продукты.

Сельский туризм стимулировал и значительный рост числа туристских маршрутов в окрестностях традиционных морских курортов. Так, особенностью развития туризма на побережье Вандеи в последние годы стало включение  в "рекреационный оборот" новых  прибрежных территорий, что способствовало восстановлению памятников природы  и культуры в этих районах.

Туристы, естественно, отдыхают в конкретных населенных пунктах, поэтому  разработки отдельных проектов по развитию сельского туризма доводятся  до уровня деревень. В одной из таких  образцовых деревень на площади в 1100 гектаров разместились три поля для  гольфа, три первоклассных гостиницы, 1050 частных владений, бальнеологический  санаторий.

Особенностью сельского  туризма является то, что туристы  едут отдыхать только в сохранившиеся  старые деревни, выбирая естественные объекты.

Смысл сельского туризма  во Франции заключается в поддержании  освоенности территории страны на достигнутом  уровне. Французское правительство  пошло путем изменения функций  сельских населенных пунктов. Сельское хозяйство страны было не в состоянии  более поддерживать ту систему расселения, которая сложилась в прошлом, поэтому и стало развиваться  новое направление рекреации - сельский туризм.

В итальянской модели выделяют три тематических направления сельского  туризма:

1. «Природа и здоровье»  - размещение в сельских поселениях  на территории курортных мест, национальных парков.

2. «Традиционная гастрономия» - размещение в агрохозяйствах, специализирующихся на определенном виде продукции – вина, оливкового масла, рыбы, морепродукта и т.д. – в зависимости от региона.

3. «Спорт» - размещение  в кемпингах, гостиницах при  специализированных спортивных  объектах в сельской местности  – в Италии это тоже входит  в сектор агротуризма.

Италия является признанным лидером в Европе по аграрному  туризму, первоначально итальянское  правительство, предполагало, что размещение туристов будет непрофильной деятельность фермеров, позволяющей несколько  укрепить их финансовое положение без  необходимости дополнительных инвестиций. Однако, сегодня спрос на данный туристский продукт изменил саму концепцию агротуризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а основной вид деятельности.

Следует отметить также, что  основной вид транспорта используемый в этой сфере туристами - это личный автомобиль, поэтому далеко не во всех регионах агротуризм может развиваться столь бурно и успешно.

Спрос постепенно изменяет саму концепцию агротуризма, который  превращается для многих сельских жителей  не в побочный, а в основной вид  деятельности со всеми необходимыми для турбизнеса атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и т.п. Объекты размещения преобразились и потребовали  серьезных инвестиций. Современный агротуризм в Италии - это не скромные комнаты с 3-4-местным размещением в сельских постройках, а настоящие мини-гостиницы уровня 3-4 звезды с антикварной мебелью, прекрасно оборудованными ванными, бассейнами, теннисными кортами. Очень часто под них реконструируются усадьбы XVI-XVIII вв. или небольшие старые монастыри. Агротуристские комплексы предоставляют своим клиентам возможность заниматься различными видами спорта, совершать конные и пешие прогулки, организуют экскурсии для осмотра местных достопримечательностей и окрестных городов, где туристы с удовольствием посещают сельские ярмарки и средневековые костюмированные праздники. И, наконец, все более важную роль начинает играть кухня. Агротуризм предоставляет возможность не только вкусно и качественно поесть, но и увезти с собой в качестве сувениров дорогие и редкие вина или особые продукты типа трюфеля или специальных сортов сыра и оливкового масла, которые не поступают в городские магазины. Так, в настоящее время в Италии разработано более 70 винно-гастрономических маршрутов, которые в значительной степени связаны с агротуризмом.

Германской модели присуща  особая организация размещения туристов в сельской местности. Гости предпочитают находиться непосредственно в хозяйских  домах, а строительство новых  коттеджей в сельских районах  не очень практикуется. Для немцев типичны следующие формы организации  досуга: помощь хозяевам по хозяйству, уход за животными, проведение пикников, рыбалка.

Сельский туризм германской модели тесно связан с событийным туризмом. Это не случайно, ведь в  Германии существует множество народных праздников, фольклорных фестивалей и регулярно проводятся сельские ярмарки.

Сельский туризм для  жителей деревень – это дополнительный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей  и региона в целом – приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Для  страны в целом – возможность  развития туризма за пределами городов, где полностью отсутствуют гостиницы, снятие противоречий между городом  и деревней. Ну а для туристов – возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.

 

3. Ключевые факторы развития агротуристских комплексов

 

 Организация отдыха  на селе по мнению жителей Европы не так прибыльна, как на известных морских и горнолыжных курортах, но может приносить стабильный и вполне достойный доход. Агротуризм сейчас находится на пике популярности в Европе и по некоторым оценкам приносит от 10% до 20% от общего дохода туриндустрии. Причем 35% жителей стран ЕС отдыху в селе предпочитают любой другой.

Агротуризм - явление многогранное. Один из его аспектов, ввиду современного состояния социально-экономического развития страны, - социальный. Поэтому  сельский зеленый туризм следует  рассматривать как одно из средств  диверсификации источников доходов  сельского населения, как компонент  комплексного развития сельских территорий и сельской инфраструктуры, а также  как один из факторов стратегии преодоления  бедности в сельской местности. Именно поэтому, в странах, которые развиваются, сельский зеленый туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально  упрощен, а субъекты, которые предоставляют  услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и  налоговые.

В последнее время сельский туризм становится все популярнее среди  владельцев небольших предприятий  и все более востребованным среди  туристов. В Европе существует примерно 190 тыс. структур размещения в сельской местности и практически каждый четвертый турист, в основном горожанин  среднего достатка, проводит каникулы в селе. Среди факторов, повлиявших на развитие этой формы туризма, следует  отметить:

Информация о работе Аграрный туризм