Анимационные технологии в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Научная новизна исследования заключается в том, что нами была выявлена сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования; определены подходы реализации анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования; выявлены психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков; конкретизированы социально-педагогические условия реализации технологии анимационного сервиса в организации туристической деятельности подростков, а так же разработан проект реализации анимационной программы в туристической деятельности учреждений дополнительного образования.

Содержание

Реферат………………………………………………………..
Обозначения и сокращения………………………………………………..
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические подходы к организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования………….……………………….....5
1.1 Сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования…………………………
1.2 Реализация анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования……………………………………
1.3 Психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков……………………..
2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и реализации анимационных технологий в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования……………….….22
2.1 Социально-педагогические условия реализации технологии анимации в организации туристической деятельности подростков…………
2.2 Технологические особенности проектирования анимационных программ в туристической деятельности учреждений дополнительного образования…………………………………………………………………….
2.3 Технологии разработки и реализации проекта анимационной программы в сфере подросткового туризма……………………………………………….....22
Список использованных источников………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………....................38
Приложения……………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

диплом из Ку1.doc

— 520.50 Кб (Скачать)

Технологический процесс  создания анимационных программ включает следующие элементы:

  • объект деятельности - обслуживаемые туристы, население (группы и отдельные личности);
  • субъект деятельности - руководитель, специалист анимационной службы;
  • собственно анимационная деятельность со всеми ее компонентами - процесс взаимодействия субъекта на объект.

Все элементы функционирования технологического процесса находятся  в единстве взаимодействий и образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, туристическая группа. Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому специалистам-аниматорам надо знать эти потребности, изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы детей и подростков. Без знания детей и подростков трудно рассчитывать на достижение желаемого результата и на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на них.

Успех анимационной программы  во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемых товар и стать участником анимационной программы. Для организации рекламной кампании необходимо:

  • рассчитать затраты на рекламу, учитывая собственные финансовые возможности, оценить получаемую от реализации программ прибыль;
  • определить потенциальных потребителей и составить их характеристику по демографическим (возраст, пол) пр.;
  • выявить конкурентов и определить преимущества собственных программ, на которые можно обратить внимание в рекламе;
  • выбрать каналы и способы распространения рекламы.

В школах и учреждениях  дополнительного образования на видных местах вывешиваются стенды с  информацией о развлечениях, где  должны быть указаны анимационные мероприятия, время их проведения и другие необходимые сообщения.

Анимационные программы  одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные  спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимационные программы  на протяжении всего периода пребывания ребенка на туристическом отдыхе должны обеспечить ему полную удовлетворенность (ощущение исполнения желания, мечты, достижения цели путешествия).

Важное место в анимационной программе занимает игра. Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.

Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его  на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:

- коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;

- деятельностная - выявляющая  взаимодействие людей друг с  другом и окружающим миром;

- компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

- воспитательная - организующая деятельность  человека. Игра позволяет создать  целенаправленное воспитание и  обучение;

- педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

- прогнозирующая - предсказывающая,  экспериментирующая;

- моделирующая - связывающая действительность  с нереальным;

- развлекательная - создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;

- релаксационная - снимающая эмоциональное  напряжение, положительно воздействующая  на нервную систему;

- психотехническая - перестраивающая  психику игрока для усвоения  больших объемов информации;

- развивающая - корректирующая  проявления личности в игровых  моделях жизненных ситуаций.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с  одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются  физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение  с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления.

Игра занимает важнейшее  место в досуге туристов. В практике туристских предприятий используют игры ролевые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, географические, литературные, интеллектуальные игры, познавательные, шуточные, музыкальные, спортивные, сюжетные, и массовые.

Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях туристской анимационной деятельности. Игра может быть использована для того, чтобы научить туристов:

- жить в игровом  пространстве, полностью погружаться  в игровой мир и игровые  отношения;

- быть свободным в  игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;

- осмысливать игровой  опыт, использовать игру как инструмент  самопознания и жизненных экспериментов;

Существует много различных  функций игры. Все они тесно  взаимосвязаны и их объединяют главные цели - развлечение плюс развитие основных физических и нравственных качеств, заложенных в человеке.

В повседневной жизни  мы рассматриваем игру как развлечение  и отдых, способ хорошо провести время. Разработано и придумано множество  различных тестов, игр, конкурсов, соревнований и викторин, которые имеют разную направленность. Эти виды развлечений могут быть юмористические, интеллектуальные, научные, экспериментальные, психологические, педагогические и др. Поэтому необходимо организовывать анкетирование среди молодых людей с целью выявления их пожеланий и интересов, чтобы все действия, направленные на молодежь, вызывали духовный подъем, положительные эмоции, жизненный тонус и отвлекали подрастающее поколение от пагубных привычек: наркомании, курения, пристрастия к алкоголю и т.д.

Игра дает молодому человеку:

- перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, монотонностью,  жесткой детерминацией образа  жизни;

- порядок. (Система правил в игре абсолютна и несомненна. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от меркантильных условностей. Игра снимает жесткое напряжение, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и заменят его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Это качество очень ценно в нашем нестабильном мире);

- возможность создать  и сплотить коллектив. (Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок);

- элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;

- понятие о чести,  самоограничении и самопожертвовании  в пользу коллектива. (Игра противостоит корыстным интересам, для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство);

- компенсацию. (Игра нейтрализует недостатки действительности, противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир, романтизм);

- физическое совершенствование,  поскольку в активных своих  формах она предполагает обучение  и применение в деле игрового  фехтования, умение ориентироваться  и двигаться по пересеченной  местности;

- возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании игровой атрибутики: оружия, доспехов, одежды, различных амулетов и др., развить воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;

- стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир, нужно прочитать предварительно о других мирах;

- возможность развить  свой ум, поскольку необходимо  выстроить и реализовать интригу,  остроумие, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций и анекдотов, психологическую пластичность, потому что игра - это не только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца;

- умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях,  проигрывая их неоднократно, психологическую  устойчивость. (Игра снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, создает гармонию, формирует стремление к совершенству).

Роль игры одинаково  велика в формировании и развитии всех сторон человеческой мысли - интеллектуальной, физической, эстетической, этической, духовной. Игра учит соотносить свою позицию  с позицией другого ее участника и доставляет радость творчества, победы. Она становится мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования. Но самое главное в игре это, то, как она протекает, то есть, кто ей руководит. Это должен делать квалифицированный опытный аниматор. От квалификации специалистов-аниматоров зависит: надолго ли запомнится туристу это анимационное экскурсионное мероприятие.

 Профессионально - личностные качества аниматора социально-культурной сферы

Анимация - это целая  отрасль в туристическом обслуживании, составная часть всего сервиса будь то турфирма или же учреждение дополнительного образования организовывающее туристические мероприятия для детей. Аниматоры по сути своей - это те же массовики-затейники, которых нанимают для того, чтобы никто из экскурсантов не скучал. Одним словом, аниматор - душа общества, человек, который должен поддерживать настроение публики на самой высокой отметке. Ведь не зря само слово «анима» в переводе с латыни значит «душа», «дух». Но и здесь главное не переусердствовать и сделать все, чтобы экскурсанты остались довольны экскурсией и работой аниматора.

Аниматор - тот же артист, и вся его деятельность требует  постоянной самоотдачи - ежедневно, ежеминутно, на протяжении всей экскурсии. Не всякий может выдержать столь активный и бурный ритм, поэтому так важно хорошо организовать работу аниматоров. Хороший аниматор - половина успеха любого мероприятия. Будь то день Рождения, свадьба или корпоративная вечеринка. Давно прошла эпоха шаблонных праздников с тамадами, тостами и традиционными, набившими оскомину конкурсами. Новый век диктует новые стандарты праздника. И аниматоры здесь исполняют важную роль.10

Кого могут изображать аниматоры? Да кого угодно! Аниматоры - это и привычные для нас  клоуны, и персонажи известных  мультипликационных и художественных фильмов, это и разбойники, и пираты. Словом, что ваша душа только пожелает.

Аниматоры одинаково  заинтересуют и детей, и взрослых. Дети с радостью примут забавную игру, а взрослые с удовольствием вспомнят детство, участвуя в интересных конкурсах. Выступления аниматоров особенно интересны тем, что они включают зрителей программы в захватывающее интерактивное действие.

Обучение аниматоров проводится сегодня многими организациями, потому что это действительно  та профессия, которая нужна в  сфере проведения праздников.

Структуру менеджмента  анимации можно представить себе следующим образом:

Генеральный менеджер

Менеджер-аниматор

Методист-аниматор Организатор-аниматор

Аниматоры-исполнители

Главный в системе  анимации - менеджер по анимации. Он подчиняется непосредственно генеральному менеджеру, который, в свою очередь, подчиняется владельцу турфирмы.

Как специалист широкого профиля, менеджер анимационной деятельности призван выявлять, удовлетворять  и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые анимационные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере туризма, управлять экономическими механизмами организации анимационной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества.

Информация о работе Анимационные технологии в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования