Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: является анализ туристского и рекреационного потенциала Тюменской области, а так же тенденции их развития.
Задачи дипломной работы:
1. Рассмотрение теоретико – методических подходов развития туристско – рекреационных услуг.
2. Изучение основных тенденций развития рекреации и туризма.
3. Анализ состояния туристской и рекреационной отрасли Тюменской области.

Содержание

Введение
5
Глава I. Теоретико-методические подходы к формированию и развитию рынка рекреационных и туристских услуг.
6
1.1. Особенности функционирования сферы рекреационных и туристских услуг на современном этапе
6
1.2.Специфика развития различных видов рекреационной деятельности
11
1.3. Формирование рынка рекреационных и туристских услуг
15
Глава II. Современное состояние и тенденции развития рынка рекреационных и туристских услуг России и Тюменской области
19
2.1. Туристско-рекреационный потенциал Тюменской области
19
2.2. Основные методологические подходы к разработке программ формирования туристско-рекреационного комплекса России
28
2.3.Практическая оценка туристско-рекреационного потенциала России и Тюменской области
37
ГлаваIII. Анализ состояния туристских и рекреационных услуг Тюменской области
52
3.1 Анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли (SWOT-анализ)
52
3.2 Характеристика основных видов туристической деятельности в г. Тобольске
58
3.3 Формирование и развитие туристских и рекреационных услуг города
62
Заключение
77
Литература
81
Глоссарий
Приложения
88
89

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 642.50 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ДОВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Кафедра сервиса и туризма

 

 

Формирование  и развитие рынка рекреационных  и туристских услуг Тюменской  области

 

 

 

Допустить к защите:

Зав.кафедрой_____________________

Научный

руководитель____________________

 

 

Защищена с оценкой

______________

Председатель

ГАК:__________________________

Выпускная квалификационная работа

студентки 5 курса О.П.Широковских

специальность «СКСиТ»

 

 

Научный руководитель: к.и.н. Е.А.Панишев

Рецензент:


 

 

 

 

 

 

Тобольск, 2013

                             

Содержание

 

Введение

5

Глава I. Теоретико-методические подходы к формированию и развитию рынка рекреационных и туристских  услуг.

6

1.1. Особенности функционирования сферы рекреационных и туристских услуг на современном этапе

6

1.2.Специфика развития различных видов рекреационной деятельности

11

1.3. Формирование  рынка рекреационных  и туристских услуг

15

Глава II. Современное состояние и тенденции развития рынка рекреационных  и туристских услуг России и Тюменской области

19

2.1. Туристско-рекреационный  потенциал Тюменской области

19

2.2. Основные методологические подходы к разработке программ формирования туристско-рекреационного комплекса России

28

2.3.Практическая оценка туристско-рекреационного потенциала России и Тюменской области

37

ГлаваIII. Анализ состояния туристских и рекреационных услуг Тюменской области

52

3.1 Анализ сильных и  слабых сторон туристской отрасли  (SWOT-анализ)

52

3.2 Характеристика основных  видов туристической деятельности  в г. Тобольске

58

3.3 Формирование и развитие  туристских и рекреационных услуг  города

62

Заключение

77

Литература

81

Глоссарий

Приложения

88

89


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Туристская и рекреационная деятельность в России набирает большую скорость в своем развитии. Россия располагает значительным потенциалом для развития внутреннего туризма и для приема иностранных граждан.

Однако, несмотря на огромный туристский потенциал, Россия остается страной  с низким уровнем развития въездного  и внутреннего туризма. Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России, также как и въездного туризма, являются формирование качественного туристского продукта, разработка стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на  российском рынке, привлечение инвестиций в развитие туристско-рекреационной инфраструктуры.

Рассматриваемая в работе Тюменская область обладает богатым туристско – рекреационным потенциалом это дворец наместника в Тобольске, Ялуторовский острог, областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», центр сельского и экологического туризма «Турнаево» в Нижнетавдинском районе и многое другое. Поэтому Тюменская область обладает объективными предпосылками для его развития, особенно в части делового, историко-познавательного, санаторно-курортного, паломнического и охотничье-рыболовного туризма.

Таким образом, можно сказать, что  изучение развития туристско – рекреационной деятельности является актуальной в настоящее время и требует практического изучения.

Степень разработанности  проблемы. Анализу указанной проблемы посвящены многие работы, в которых рассматриваются различные аспекты функционирования и развития туризма и рекреации. Это работы: Ческидов С.А., Биржаков М.Б., И.Н. Петренко, Кусков А.С., Голубева В.Л., Пиджакова Е.Н., Долженко Г.П., Багрова Л.А., Балюк Н.А., Квартальнов В.А., Севастьянова С.А..

 

Объект дипломной работы:  туристская и рекреационная  деятельность  Тюменской области.

Предметом дипломной  работы: анализ туристского и рекреационного потенциала Тюменской области.

Цель  дипломной работы: является анализ туристского и рекреационного потенциала Тюменской области, а так же тенденции их развития.

Задачи дипломной работы:

1. Рассмотрение теоретико – методических подходов развития  туристско – рекреационных услуг.

2.  Изучение основных тенденций развития рекреации и туризма.

3. Анализ состояния туристской и рекреационной отрасли Тюменской области.

Методологическая  и теоретическая основа исследования: Основой исследования явилась общая теория познания и диалектический метод, с помощью которых были определены источники возникновения, механизм развития и пути преодоления проблем туризма. В работе использовались фундаментальный, логический и сравнительный анализ, обобщение и системный подход к анализу туристско – рекреационной деятельности, приемы статистического анализа.

Информационной базой  исследования послужили законодательные  и нормативные документы Российской Федерации, были широко использованы научные труды зарубежных и отечественных ученных. Существенная часть информации получена путем анализа публикаций по данной проблеме, а также результаты научных и практических разработок, монографии, статьи за последние несколько лет.

Практическая  значимость: материалы исследования можно использовать в рамках учебных  курсов для школьников и студентов.

Структура исследования: исследование  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Работа изложена на 98 страницах, список литературы  состоит из 76 источников, глоссария, 7приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЫНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ И ТУРИСТСКИХ УСЛУГ.

1.1. Особенности  функционирования сферы рекреационных  и туристских услуг на современном этапе

 

 

Формирование современной  рыночной модели развития туризма и рекреации предполагает повышение эффективности действующей системы управления. При этом особое значение приобретает проблема совершенствования управления туризмом и рекреацией в регионах, располагающих богатым ресурсным потенциалом. Анализу указанной проблемы посвящены многие работы, в которых рассматриваются различные аспекты функционирования и развития туризма и рекреации. Как правило, в публикациях, посвященных проблемам рекреации и туризма, данные понятия рассматриваются обособленно [19 с. 45].

После анализа существующих определений понятия «туризм» делаем вывод, что подавляющее большинство авторов трактует туризм только с точки зрения потребителя, т.е. туризм - путешествие, предпринятое с определенной целью. Под туризмом понимают временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны), в свободное время, с целью получения удовольствия и отдыха, реализации оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых потребностей, но без занятия в месте пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника [13 с. 78]. Данный подход раскрывает только одну сторону определения понятия «туризм» в этом определении не нашло отражение значение туризма как сферы услуг, следовательно, оно нуждается в уточнении.

Данное понятие следует рассматривать более широко, а именно, не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения производителя - как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Более раскрывает суть термина следующее определение: туризм - это специфическая отрасль сферы услуг, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки). В данном случае туризм рассматривается как особый массовый род путешествий, с четко определенными целями, совершаемых туристами (то есть деятельность самого туриста), потребителями туристских услуг, и деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий (то есть деятельность предприятий сферы туризма) производителя данных услуг [13 с. 23].

У туристских услуг, как и любых других услуг, есть свои особенности:

  • они не являются материальными;
  • относятся к социально-культурным (нематериальным), поскольку определяются деятельностью исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных потребностей потребителей: физических, этических, интеллектуальных, духовных и др. [36 с. 56].

Сферу туристских и рекреационных услуг следует определить как комплекс объединенных хозяйственно-организационных и территориальных групп предприятий, гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов лечебного, оздоровительного, спортивного и иного назначения, других организаций, участвующих в реализации функции данного региона. Максимальная эффективность функционирования туристских и рекреационных предприятий, использования природно-исторического, трудового и других ресурсных потенциалов территории, производственной и социальной инфраструктуры может быть достигнута при объединении их в единый комплекс и организации единой системы управления [22]. 

Характеризуя сферу туристских и рекреационных услуг как самостоятельную отрасль народного хозяйства, важно определить ее организационную структуру, т.е. выявить совокупность выполняемых функций объединенных между собой единством, системой управления и планирования, общностью технологических процессов предприятий, учреждений, организаций, которая и образует отрасль.

Задача эта довольно сложная, что обусловлено, прежде всего, спецификой рекреационных потребностей, их комплексным характером. Встречающиеся в литературе попытки дефиниции рекреационной отрасли основаны на том, что в качестве главного признака отнесения предприятий к рекреационной отрасли принимается степень связи с рекреационной деятельностью. Сфера туристских и рекреационных услуг специализируется на обслуживании населения из числа жителей данного и других регионов (внутренние туристы), а также из числа жителей других стран (иностранные туристы) [19 с. 90] .

Для более полной характеристики сферы туристских и рекреационных услуг важно выделить ее функции. К основным функциям сферы туристских и рекреационных услуг следует отнести:

  1. воспроизводственную;

2. экономическую;

3. социальную.

Рассматривая воспроизводственную  функцию, мы можем отметить следующее: предприятия сферы туристских и рекреационных услуг производят новый продукт и соответствуют накоплению ценностей. Таким образом, они выполняют воспроизводственную функцию. Одним из главных факторов производства туристских и рекреационных услуг является развитая инфраструктура.

Традиционно исследователи  проблемы выделяют такие экономические  функции сферы туристских и рекреационных услуг, как обеспечение занятости и создание дохода.

Функция создания дохода рассматривается с использованием системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития сферы туристских и рекреационных услуг:

–    мультипликатор дохода, который показывает дополнительный доход (заработную плату, ренту, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов туристов;

–    мультипликатор продаж, который измеряет дополнительные обороты (валовую выручку) туристических предприятий в результате увеличения расходов туристов;

–    мультипликатор объема выпуска, который определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения расходов туристов;

Принципиальное отличие мультипликатора продаж и мультипликатора объема выпуска состоит в том, что мультипликатор объема выпуска определяет изменение объема выпущенной, но необязательно реализованной продукции. При расчете мультипликатора продаж следует учитывать, что часть продаж может совершаться из «складских запасов». Поэтому величина мультипликатора объема выпуска может быть больше (часть продукции остается в отчетный временной период на «складах») или меньше (снижение уровня «складских запасов») мультипликатора продаж;

–  мультипликатор инвестиций, который определяется как воздействие инвестиций на суммарный доход. Увеличение инвестиций в сферу туристско-рекреационных услуг окажет воздействие на всю экономику страны, так как последовательно затрагиваются многие отрасли народного хозяйства страны [28 с. 102].

В рамках регионального  аспекта важную роль играет следующая  экономическая функция сферы туристских и рекреационных услуг - функция сглаживания региональных диспропорций, проявляющаяся в том, что сфера туристских и рекреационных услуг способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Потребителей туристско-рекреационных услуг, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью, места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полного равновесия [46]. Чаще всего это регионы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Для местных жителей таких регионов сферы туристских и рекреационных услуг представляет собой важный источник дополнительного дохода: он способствует выравниванию доходов, так как эти доходы чаще всего более низкие, чем в местах с развитым промышленным производством.

Функция сглаживания  региональных диспропорций в сфере  туристско-рекреационных услуг имеет  также большое значение. В этом смысле происходит то же самое, что и в сельскохозяйственном регионе. Если рассмотреть регион, жители которого живут преимущественно за счет ведения сельского хозяйства и рыбной ловли, то становится ясно, что сферы туристских и рекреационных услуг для такого региона имеет важное экономическое значение, ведь туристы потребляют товары и услуги местного производства. В данном случае сфера туристских и рекреационных услуг перераспределяет доходы региона с индустриальным и сельскохозяйственным производством [46 с. 123].

Информация о работе Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг Тюменской области