Франчайзинг в системе общественного питания и гостиничного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, мы можем сформулировать основную цель данного исследования как выявление основных достоинств франчайзинга в системе экономического развития и проблем использования его в российской практике (на примере компаний общественного питания и гостиничного бизнеса).
Исходя из поставленной цели, мы можем определить основные задачи данного исследования:
1. Изучить литературу на заданную тему
2. Рассмотреть понятие и сущность франчайзинговых отношений
3. Выявить основную специфику франчайзинга на территории Российской Федерации

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы франчайзинга 5
1.1.Понятие и сущность франчайзинга 5
1.2. Виды франчайзинга 7
Глава 2. Применение системы франчайзинга в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса 15
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе 15
2.2. Франчайзинг в системе общественного питания 18
Заключение 29
Литература 31

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг в системе общественного питания и гостиничного бизнеса.doc

— 165.52 Кб (Скачать)


Курсовая работа

Франчайзинг в  системе общественного питания  и гостиничного бизнеса

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы франчайзинга 5

1.1.Понятие и сущность  франчайзинга 5

1.2. Виды франчайзинга 7

Глава 2. Применение системы франчайзинга в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса 15

2.1. Система  франчайзинга в гостиничном бизнесе 15

2.2. Франчайзинг в системе  общественного питания 18

Заключение 29

Литература 31

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что современная экономика России предопределяется развитием рыночных отношений и вступлением ее в мировое сообщество, что в свою очередь подразумевает определенную рыночную интеграцию.

Более того, как мы можем  отметить, в современных условиях, когда экономика страны, некогда основанная на промышленном производстве, сегодня практически развалена, когда сельское хозяйство пришло в упадок благодаря долгосрочной неверной политике индустриализации, вопрос о развитии малого и среднего бизнеса заключается не только и не столько в том, чтобы получить необходимые для начала работы средства, сколько в том, чтобы поддерживать уровень работы и вовремя получать материально-технические ресурсы, которых в России, увы, недостаточно в силу отсутствия отечественной производственной базы, тогда как импортные ресурсы в силу наличия транспортных и иных расходов, оказываются слишком дороги.

В этом отношении система  франчайзинга по мнению многих экспертов  является отличным выходом из положения, так как сами предприятия-франчайзеры заинтересованы в том, чтобы обеспечивать своих «подопечных» необходимыми материалами, оборудованием, товарами и пр.

При этом, как мы можем  заметить, в связи с тем, что  франчайзинговые предприятия являются крупнооптовыми покупателями, для них  предусматривается очень выгодная система скидок, позволяющая снабжать предприятия-франчайзи по конкурентоспособным ценам, что для России также немаловажно в силу того, что на отечественном рынке существует достаточно жесткая конкуренция между мировыми производителями.

Для предприятий-франчайзи  вступление в договор с инвестором, покупка франшизы, является также  экономически выгодной с той позиции, что средства на массированную рекламу  и промоушен выделяет сама головная компания, тогда как от филиалов требуется только четкое выполнение предприсаний.

Однако существующая на сегодняшний день ситуация показывает, что система франчайзинга в России не развита, и, как мы можем предположить, для этого существуют объективные  причины, мешающие компаниям-франчайзерам активнее вести себя на гигантском российском рынке, обусловленным географической широтой.

Таким образом, мы можем  сформулировать основную цель данного  исследования как выявление основных достоинств франчайзинга в системе  экономического развития и проблем  использования его в российской практике (на примере компаний общественного питания и гостиничного бизнеса).

Исходя из поставленной цели, мы можем определить основные задачи данного исследования:

1. Изучить литературу  на заданную тему

2. Рассмотреть понятие  и сущность франчайзинговых отношений

3. Выявить основную  специфику франчайзинга на территории  Российской Федерации

4. Обосновать экономическую  эффективность использования франчайзинга  в системе развития общественных  предприятий

6. Выявить адекватные  ситуации предложения по использованию франчайзинговой системы в сфере развития отечественных предприятий на примере сферы общественного питания и гостиничного бизнеса

Объектом данного исследования является система франчайзинговых  отношений

Предметом исследования представляется специфика использования франчайзинга в сфере развития предприятий в России

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы франчайзинга

 

1.1.Понятие  и сущность франчайзинга

 

Согласно международным  определениям, по договору франчайзинга (франшизы) одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение.

Мы же можем  отметить, что в России франчайзинг  существует только номинально в силу того, что в российском законодательстве не только нет определения понятия договора франчайзинга, но в принципе не используется термин «франчайзинг».

Наиболее близким  по содержанию к договору франчайзинга в Российском законодательстве является Договор коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ).

Основные положения  главы 54 ГК РФ в целом соответствуют  зарубежным законодательным определениям «франшизы», «франчайзинга», включая, в частности, определение Европейской  комиссии ЕС, имеющее силу нормативно-правового акта для стран - членов ЕС.1

Специфической особенностью франчайзинга в России, своеобразно отличающей его от мирового уровня работы можно назвать частый отказ от применения договора коммерческой концессии и замену его рядом  других договоров, индивидуально разработанных для конкретной франшизной системы, что объясняется отсутствием законодательного регулирования договора франчайзинга и отказом большинства российских предпринимателей отождествлять договор франчайзинга и договор коммерческой концессии.

Помимо того, согласно такому определению, правообладатель  не обязан регистрировать договор в  налоговых органах и, соответственно, не обязан соблюдать требования по качеству товаров и услуг, реализуемых  пользователем.

Более подробно специфические черты российского франчайзинга и проблемы, связанные с его использованием в российской практике, мы опишем ниже, но, прежде чем обращаться к системе франчайзинга на основе использования его в практике российских компаний, рассмотрим путь возникновения этой системы в историческом контексте.

История развития франчайзинга  (как мы уже отметили, в российской практике трактуемого как договор  коммерческой  концессии) уходит своими корнями в средневековье.

В истории торговых отношений, развивавшихся в средневековой Европе, термин франчайзинг означал  права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 г.,  а  «franchises»  - это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В определенный период в Британии появилось также баронское право собирать налоги на  определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие,  как обязанность поставлять солдат для армии.

Свободным людям, или гражданам  городов, было разрешено (дана  франшиза) продавать свои товары на территории города на  рынках  и  ярмарках. Таким образом, первоначально система франчайзинга формировалась на основе прав и привилегий, которые позволяли использовать положение на определенной территории за плату.

В наиболее традиционной и  известной нам форме франчайзинг  проявился опять же в Британии, точнее, в ее системе т.н. «связанных домов», которая использовалась пивоварами в начале девятнадцатого столетия в контексте поддержания необходимого объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества  пивовар  получал  постоялый  двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков.

США подхватили инициативу буквально через несколько лет, когда компания Зингер стала использовать систему связанных домов. Изначально фирма торговала швейными машинами по конкурентным ценам, но это не позволяло ей развернуться в полную силу из-за того, что организовать  централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных  частей  в одном  месте оказалось экономически невыгодным.  Компания создала систему предоставления независимым фирмам прав на продажу и обслуживание швейных машин на определенной территории, и таким образом, первые франшизы, организованные компанией Зингер, стали дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи.2

Крайне эффективная система была подхвачена большинством крупных компаний, развернувшихся в США в двадцатом столетии – к ним можно отнести практически всех крупных производителей безалкогольных напитков, автомобильные компании и пр. – вся та сфера, в которой производство «по лицензии» на месте продажи оказывалось более выгодным, нежели импорт, уходила в систему франчайзинга, и благодаря ей американские компании буквально захватывали мировой рынок, производя на родине только самое необходимое, и позволяя «доводить процесс до конца» уже региональным представителям.

Так, например, компания «Кока-кола»  производила в США только концентрат, который переправлялся в страны-импортеры, тогда как уже там сироп  разбавляли содовой водой, разливали  в бутылки и продавали.

В 1920-х годах в США идея франчайзинга  как формы ведения бизнеса сместилась  в сторону отношений «оптовик -  розничный продавец».  Оптовый продавец давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

Самым знаменитым франчайзером стала компания МакДональдс, которая  начала свою историю в сороковых  гг. двадцатого столетия с того, что  братья Макдональд, владельцы хозяева  придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить  доход.

С  этой целью они уменьшили  количество предлагаемых в ассортименте блюд до всего лишь трех, но зато серьезно усовершенствовали и стандартизировали  технологию изготовления, сделав рецептуру максимально универсальной, что значительно повлияло на дальнейшее развитие компании – так, за счет уменьшения ассортимента компания снизила свои расходы и приобрела «постоянных клиентов», которые всегда приходили поесть именно того, что они любят, прекрасно зная, что каждый раз они получат именно то блюдо, которое любят – оно будет выглядеть так же, будет таким же по размеру и по вкусу за счет унифицированной технологии приготовления.

Также плюс технологии заключался в том, что за счет усовершенствованной рецептуры и системы изготовления значительно уменьшался период приготовления и клиентам не приходилось по полчаса ждать, когда поджарится котлета.

Помимо того, именно в  США большую роль в развитии франчайзинговой  системы сыграл и закон о товарных знаках, принятый в 1946 г. Согласно этому закону, дополнительную  прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим  предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без дополнительных  затрат расширять границы своего бизнеса.

 

1.2. Виды франчайзинга

 

Рассматривая  сущность франчайзинга, мы не можем  не отметить различных его вариаций, подразумевающих дифференцированность подхода к использованию данной системы.

Производственный  франчайзинг

В основе этого подкласса  системы лежат патенты, технические  ноу-хау и торговые марки.

Производственный франчайзинг  позволяет наиболее эффективно организовать производство определенного вида продукта, а также размещать производство на экономически выгодных территориях.

В качестве франчайзера  в данном контексте может рассматриваться  производитель сырьевой базы, либо же уже готовой продукции, обладатель прав на изобретение (пример можно привести с той же компанией Кока-кола).

В задачи производственного франчайзинга входит:

  • разделение труда и специализация производства;
  • увеличение объема производства и расширение производственной программы;
  • обеспечение экономичности производства;
  • увеличение гибкости производства и сбыта, соизмеримое с требованиями рынка;
  • оперативное внедрение новых идей;
  • освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

За счет того, что в  процессе решаются такие важные задачи, компания-франчайзер приобретает определенные конкурентные преимущества в рамках динамичного развития рынка.

Так, мы уже неоднократно отмечали, что наиболее успешным франчайзером в мире является компания «Кока-кола», которая начала свое великолепное восхождение  крайне нетрадиционным способом –  формула напитка, а точнее, его «бодрящей» части, выглядящая как C17N21NO4 была куплена у аптекаря и очень долгое время была коммерческой тайной, в силу того, что не была запатентована.

В начале 20-го века два  американских бизнесмена приобрели  у компании «Кока Кола» права  на бутилирование напитка. Отсутствие достаточного количества капитала на открытие собственных предприятий привело этих бизнесменов к решению о продаже франшизы на открытие разливочных предприятий.

На сегодняшний день компания является не просто мировым  производителем, но и бесспорным лидером на рынке безалкогольных напитков.

Товарный франчайзинг

В данном подклассе франчайзинга имеет значение непосредственно  продажа товаров, и имеются две  подсистемы.

Информация о работе Франчайзинг в системе общественного питания и гостиничного бизнеса