Франчайзинг в системе общественного питания и гостиничного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, мы можем сформулировать основную цель данного исследования как выявление основных достоинств франчайзинга в системе экономического развития и проблем использования его в российской практике (на примере компаний общественного питания и гостиничного бизнеса).
Исходя из поставленной цели, мы можем определить основные задачи данного исследования:
1. Изучить литературу на заданную тему
2. Рассмотреть понятие и сущность франчайзинговых отношений
3. Выявить основную специфику франчайзинга на территории Российской Федерации

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы франчайзинга 5
1.1.Понятие и сущность франчайзинга 5
1.2. Виды франчайзинга 7
Глава 2. Применение системы франчайзинга в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса 15
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе 15
2.2. Франчайзинг в системе общественного питания 18
Заключение 29
Литература 31

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг в системе общественного питания и гостиничного бизнеса.doc

— 165.52 Кб (Скачать)

Первая подсистема предусматривает  продажу товаров производителя, выпускаемых под его собственным брэндом. Обычно франчайзи специализируются на розничных продажах. Для франчайзинга характерен массовый рынок, большую роль играет контакт непосредственно с потребителем. Франчайзер может поставлять партнеру товар через третье лицо, функциями которого является распределение товара. Это дает возможность не только увеличить сбыт товаров, но и продавать продукт на удаленных территориях, а также обеспечить управление материальными потоками с наименьшими издержками (логистика). К компаниям, работающим по такой системе, относятся Логос-Групп, Центр Дистрибуции Прессы, Маркетинг-Плюс и пр.3

Механизм взаимодействия с третьим лицом самого франчайзера, и третьего лица с франчайзи может  строиться в различных схемах. Важнейшую роль играет сам товар, который производится под известным брэндом, определяющим его значение на рынке, единство сбытовой сети, позволяющее идентифицировать производителя. Также имеет значение широкий диапазон ассортимента, позволяющий потребителю осуществлять выбор товара. Франчайзером может выступать производитель нефтепродуктов, одежды, обуви, игрушек, ликеро-водочных изделий и т.д.

Второй подкласс товарного  франчайзинга – это продажа товара организацией, которая не занимается непосредственно производством, но имеет долгосрочные деловые связи с различными поставщиками, обладает возможностью формировать ассортимент и управлять им. В данном случае франчайзер будет приобретать товары у различных поставщиков и продавать их франчайзи. Франчайзи будут осуществлять розничные продажи. Ключевое значение будет иметь марка крупного продавца (франчайзера). В таком варианте брэндовые позиции и единство сети позволяют идентифицировать этого продавца.

К этой системе можно  отнести такие компании как «Пальмира» и «Эконика».

Сервисный франчайзинг

Сервисный франчайзинг  основывается на системе услуг. Критерием  является право франчайзи использовать брэнд франчайзера в собственной  системе сервиса, используя технологию, которую предоставляет сам франчайзер. В зависимости от направления деятельности количество передаваемых прав, стандарты деятельности и требования к франчайзи серьезно отличаются.

При этом, марка, фирменный  стиль и единство брэнда составляют неотъемлемые элементы комплекса сервиса  в данном виде франчайзинга. Основная направленность сервисного франчайзинга - удовлетворение потребностей потребителей в услугах и работах высокого качества. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей, затраченное на поиск и удовлетворение своих потребностей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает помимо всего прочего положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи.

Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя торговой марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой  системы.

Система франчайзинга находит  свое применение практически во всех областях бизнеса, в том числе, и  в России, где системой пользуются компании, работающие в таких областях как общественное питание, туризм, сфера  красоты, шоу-бизнес, бытовые услуги, автомобильный сервис и пр.

К основным предприятиям можно отнести такие франшизные системы как «Баскин Роббинс», «Кодак», «Сабвей», «Ростикс», «ГрильМастер», «Raddison SAS Lazurnaya», «Сбарро», Джанни Кинг, Жан Клод Бигин и др.

Но также существует и иная система дифференциации франшизных систем.

Франчайзинг распределения предполагает собой продажу товаров, произведенных или продаваемых франчайзером под его торговой маркой и с определенными условиями.

Франчайзинг бизнес-формата предполагает наличие у франчайзера, наряду с торговой маркой, индивидуальной технологии ведения дела, стандартов, коммерческих методов и определенной системы знаний, технических и маркетинговых ноу-хау, другими словами системы, право на использование которой и предоставляется франчайзи. Причем франчайзинг бизнес-формата возможен только в том случае, если эта система апробирована, зарекомендовала себя и конкурентоспособна. Ключевое значение имеет не только торговая марка, фирменность и внешнее единообразие, но и единообразие всех элементов деятельности, позволяющих идентифицировать не только самого франчайзера, но и качество продукта/работ/услуг. Франчайзинг бизнес-формата ближе к производственному и сервисному франчайзингу, описанных в предыдущей классификации. Франчайзинг бизнес-формата в определенной мере присутствует во всех сетях, которые достаточно долго находятся на рынке.

По данным FRANDATA Corporation, сферами экономики, в которых  франчайзинг получил на сегодняшний  день наибольшее распространение являются: заведения фаст-фуд - около 20% общемирового количества франчайзи, розничная торговля (в том числе продуктами питания) - 15%, сфера услуг (в том числе спортивных и туристических) - около 12%, автомобильные перевозки и обслуживание - 8%, строительство - 7%. При этом около 50% всех франчайзинговых сетей мира работают в сфере торговли, где ключевое место принадлежит заведениям фаст-фуд, ресторанам, магазинам промышленных и продовольственных товаров. В среднем, около 80% заведений фаст-фуд крупнейших мировых операторов находятся в управлении франчайзи.4

Сейчас франчайзинг в  наибольшей степени развит на своей  родине - в США, где, по информации Международной  ассоциации франчайзинга, в рамках около 1500 франчайзинговых сетей  существует более 350 тысяс франчайзи (франшизных точек). Годовой объем продаж в рамках системы франчайзинга превышает $1,5 триллиона, при этом более 40% предприятий розничной торговли являются франчайзинговыми (прогноз на 2010 год - 50%). Франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает около 15% ВВП США. Приблизительно 60% ВНП страны производится предприятиями малого и среднего бизнеса, более 50% которых работает по системе франчайзинга. По данным администрации малого бизнеса США, за последние пять лет в стране более 85% малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование. За тот же период только 14% предприятий-франчайзи были закрыты. Таким образом, в среднем из 8 созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только 1 прекращает свое существование.

В других странах мира франчайзинг  развит несколько в меньшей степени, к примеру, в странах Западной Европы доля франчайзинга в розничной торговле составляет 30%. Всего в странах ЕС сейчас действует около 4000 франчайзинговых сетей, в которых трудится около 1,5 миллиона человек, а их годовой оборот превышает $120 миллиардов. Компании Великобритании, Франции, Германии и других стран достаточно активно используют систему франчайзинга. К примеру, в Великобритании ежегодный доход франчайзинговых сетей составляет более 10 миллиардов фунтов стерлингов. По данным Британской ассоциации франчайзинга, в 2005 году более 93% франчайзи в Великобритании были прибыльными, за этот год держатели франшиз создали более 412 тысяч рабочих мест. Во Франции, занимающей в Европе третье место (после Великобритании и Германии) по количеству франчайзинговых сетей, насчитывается более 600 франчайзеров и 30 тысяч франчайзи.

Одним из наиболее показательных  примеров эффективной реализации франчайзинговой  технологии является сеть компании McDonald's, представленная на сегодняшний день в 120 странах мира более 30 000 ресторанами, около 75% (примерно 23 000) из которых находятся в управлении франчайзи. Также следует выделить сеть IKEA, все магазины которой (более 180 в более чем 60 странах) работают по франчайзинговым соглашениям.5

 

Глава 2. Применение системы  франчайзинга в сфере общественного  питания и гостиничного бизнеса

2.1. Система франчайзинга  в гостиничном бизнесе

В системе франчайзинга в гостиничном бизнесе все убытки от основной деятельности, так же как и расходы на строительство, несет владелец отеля, поэтому как правило подписывается договор не только на управление, но и на техническое сопровождение (соответствие марке оператора архитектурных форм здания, кадровой политики.

 В среднем иностранная управляющая  компания (УК) обходится владельцам в 4-8% от оборота плюс 8-12% с прибыли. Так, Rezidor SAS Hospitality управляет шестью отелями в России: по одному в Москве («Radisson SAS Славянская») и Петербурге («Radisson SAS Royal»), три в Сочи и один в Екатеринбурге. Московским «Swissotel Красные холмы» управляет Swissotel, Hotels & Resorts питерскими «Асторией» и «Невским паласом» — соответственно Rocco-Forte Hotels и Corinthia Group.

Пока интерес иностранных операторов фокусируется в сегменте класса «люкс». Трехзвездочные гостиницы с западными управляющими компаниями пока являются большой редкостью – среди таких можно назвать Rezidor SAS Hospitality - отель марки Park Inn, группу Accor, которая планирует ввести в строй несколько гостиниц Ibis, а также Protea Hotels.

Однако проблема гостиничного франчайзинга, в отличие от франчайзинга в системе общественного питания, заключается в том, что гостеприимство является более новым и менее разработанным в России видом франчайзинга сервисного, в силу чего оплата профессионального управления обходится владельцу гостиницы дешевле, чем приобретение услуг по договору франчайзинга.

Стоимость франшизы и роялти высчитывается по индивидуальным графикам и может составлять от 1,5 до 5% с оборота плюс $10-15 за каждое бронирование, но в российском бизнесе, в силу малого оборота на рынке международного туризма эти расходы зачастую не оправдывают паушальный взнос при покупке франшизы.

К минусам франчайзинговой системы  специалисты Hotel Consulting and Development Group относят  и высокие расходы на начальное развитие бизнеса, а также необходимость обеспечивать все франчайзинговые подразделения специалистами по финансовому контролю, маркетингу, исследованиям и развитию. Владельцев отелей могут отпугивать высокие начальные издержки на строительство или реконструкцию в соответствии со стандартами оператора, а также затраты на набор и обучение персонала. В случае прекращения договора возникают трудности, а следовательно, и расходы на переоснащение помещений в соответствии с требованиями нового партнера.

Помимо того, учитывая тот факт, что основными инвесторами в сфере гостиничного бизнеса выступают российские бизнесмены и предприниматели, иностранцы в основном предпочитают давать только свою торговую марку, получая при этом процент с оборота и не рискуя собственными средствами, вследствие чего и сами российские бизнесмены отнюдь не заинтересованы в работе на основе франчайзинга.

В связи с этим многие инвесторы применяют тактику слияния гостиничных объектов в одну сеть — но такая тенденция ведет к усилению разрыва между строительством объекта и его последующей эксплуатацией.

В последнее время  для того, чтобы удержать позиции гостиничного бизнеса в Москве правительство предприняло попытку создания единой сети отелей, приобретя контрольные пакеты акций пятизвездочных отелей.

Столичный Департамент  имущества владеет 69% акций «Балчуга» (совладелец — сеть Kempinski Hotels), 50% — «Рэдиссон-Славянской» (Москомимущество и Radisson Hotel Cooperation), 51% — «Олимпик-Пента Ренессанс» (49% акций принадлежат Mariott International).

Городским властям также  принадлежат 30% «Будапешта» (40% владеет  Внешторгбанк), 30% — «Метрополя», гостиницы «Ленинградская» и «Националь».

Помимо прочего, это  связано с тем, что иностранные  компании нацелены на то, чтобы, не вкладывая  средств в российский гостиничный  бизнес, суметь «снять сливки» и  вовремя отказаться от продолжения  сотрудничества – так как российское законодательство позволяет расторжение договора коммерческой концессии без объяснения причин.

Именно это послужило  еще одной причиной для более  внимательного отслеживания осуществления  франчайзинговых отношений в  гостиничном бизнесе – и параллельно для затормаживания развития этой сферы.

 

2.2. Франчайзинг в системе общественного питания

 

Практика применения франчайзинга в системе общественного  питания более расширена в  силу того, что здесь обязанности  сторон и взаимные интересы более четко просчитаны, и поэтому многие российские бизнесмены реально заинтересованы в развитии франчайзинговых отношений.

По данным Международной  ассоциации франчайзинга, средняя рентабельность инвестиций за первые 10 лет работы для  обычных независимых предприятий составляет около 300%, для компаний же, работающих в рамках франчайзинговых соглашений, - более 600%. Из всех создающихся в мире независимых компаний в течение 3-х лет в среднем около 90% прекращают свое существование, для франчайзинговых же компаний доля банкротов в первые 3 года составляет менее 10%. В целом, за последние пять лет в мире менее 8% франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными.

Если во всем мире франчайзинг  уже давно стал неотъемлемым атрибутом  экономики (по оценкам экспертов, в развитых странах мира более 40% всех продаж осуществляется через франчайзинговые сети), то в России этот формат бизнеса только начинает свое развитие, и активации его в полной мере можно ожидать только через несколько лет. Тем не менее, мы можем отметить, что своеобразный внутренний франчайзинг в нашей стране присутствует достаточно давно – так, например, развивается достаточно активно сеть магазинов «Радеж», а также развлекательные комплексы, организуемые под этой же «маркой», сеть кафе и ночных клубов/баров под маркой «Пиранья».6

При этом зарубежные компании, осваивающие российский рынок, предпочитают не доверять отечественным бизнесменам  собственную марку, а полноценно внедряться на рынок за счет организации  собственной сбытовой сети, несмотря на то, что эта система намного дороже и дольше окупается. Тем не менее, компании предпочитают сами арендовать помещения, искать работников, подготавливать их к работе и запускать в эксплуатацию систему, которую сами же будут контролировать.

Тем не менее, интерес российских компаний к франчайзингу, учитывая тот факт, что появляются банковские кредиты для малого бизнеса, становится все большим.

Отечественные бизнесмены со своей стороны также приходят к осознанию всех преимуществ  использования известной торговой марки и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.

Если в США количество франчайзинговых компаний составляет более 1500, во Франции - более 750, в Польше - около 140, то в России их всего несколько  десятков.7

Информация о работе Франчайзинг в системе общественного питания и гостиничного бизнеса