Экологический туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:27, диссертация

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ перспектив развития туризма в Армении, выявление приоритетных задач при решении этой проблемы.
Цель работы определила ее задачи:
1. Дать комплексную оценку туристическому потенциалу Армении
2. Проанализировать и оценить перспективы развития туризма в Армении
3. Определить приоритетные направления развития туризма в Армении

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава 1. Место Армении в современном мире.........................................6
Географическое положение Армении …………………………….6
1.2. Древние цивилизации и история Армении…………………………9
1.2.1. Культура современной Армении..........................................……..12
1.2.2. Обычаи страны…………………………………………………….15
1.3. Туристический потенциал Армении и индустрия туризма……….16
Средства размещения……………………………………………..21
Предприятия питания……………………………………………..25
Транспорт..........................................................……………………27
Подготовка кадров для туриндустрии……………………………29
1.4. Туристические формальности. Таможенные правила…………….30
Глава 2. Туризм как составная часть национальной программы возрождения экономики…………………………………………………………………33
2.1.Законодательная база и правительственные мероприятия по развитию туризма в стране..........................…………………………………... 34
2.2. Международное сотрудничество правительственных структур Армении в сфере туризма……………………………………………………….39
2.3. Реклама турпродукта Армении………………………………43 2.4. Экономические показатели туристической отрасли Армении…..45
Глава 3. Оценка перспектив развития отдельных видов туризма в Армении…………………………………………………………………………50
3.1. Культурно-исторический и познавательный туризм………………53
3.2. Лечебно-оздоровительный туризм………………………………….55
3.3. Экологический туризм………………………………………………57
3.4. Религиозный туризм…………………………………………………63
3.5. Этнический туризм…………………………………………………..63
3.6. Агротуризм…………………………………………………………..64
3.7. Спортивный туризм……………………………………………….68
3.8. Событийный туризм………………………………………………69
Заключение……………………………………………………..………71
Список литературы…………………………………………..………...73

Работа содержит 1 файл

DIPLOM.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

 

Кроме того, разработан закон РА «О Туризме и туристической деятельности». Закон  регулирует отношения «государство - туристическая организация – потребитель». При этом закон преследует три цели: формирование правового поля для работающих в Армении турагентов и туроператоров, введение лицензирования деятельности гидов-переводчиков, а также фиксация стандартов качества в гостиничном хозяйстве. Закон должен способствовать повышению качества услуг и благоприятно повлияет на ценообразование в сфере туризма, сделает Армению более привлекательной и предсказуемой для туристов. Предусмотрена разработка предложений по финансированию реконструкции и строительства туробъектов за счет внебюджетных источников.

 

Национальное собрание Армении  приняло во втором чтении пакет законопроектов о внесении изменений и дополнений в законы «О туризме и туристической  деятельности», «О лицензировании» и «Об организации и проведении проверок в организациях, учреждениях, предприятиях».

 

В ходе обсуждения представленных законопроектов было отмечено, что недостатком законодательства являются неупорядоченные принципы стратегии государства в сфере туризма, в частности, касающиеся  представления Армении за рубежом в качестве объекта туризма, а также полномочия и ответственность правительства за выполнение программ в этой области. Кроме того, в этой части не защищены права потребителей.

 

Правительство утвердило государственную Программу развития курортных санаториев и домов отдыха, в которой подчеркивается стратегия развития оздоровительного туризма. Правительство одобрило программу перспективного развития санаториев и домов отдыха на 2004-2008 гг. и график исходящих из программы мероприятий.

 

Что касается гостиничного комплекса, то, несмотря на бурное формирование этого  бизнеса в Армении, правовая база для этого вида деятельности слаба. В принятом парламентом пакете законопроектов зафиксирована государственная политика в области развития туризма, разграничены   ее   отдельные   направления,   а   также   те институциональные элементы, которые позволят повысить качество предоставляемых услуг и осуществлять контроль за этим процессом. Принятие законопроектов позволит реформировать туристическую инфраструктуру страны, привлечь в эту сферу экономики иностранные инвестиции и интегрироваться в международные туристические структуры, считают в правительстве Армении.

 

Национальным собранием РА был  принят пакет налоговых поправок, в результате чего от налога на добавленную стоимость были освобождены организации, занимающиеся въездным туризмом.

 

В рамках программы будет проведено  подробное описание имущества, а  затем, на информационной базе будут  оформлены инвестиционные пакеты. Первым шагом после этого будет приватизация лечебниц и санаториев. Новая программа предполагает вовлечение в сферу туризма ученых, которые изучат возможности армянского климата и ландшафта для будущего развития инфраструктуры туризма и разработки перспективных программ для привлечения туристов.

 

Важной вехой в развитии туризма  в Армении стали две программы, принятые Министерством экономического развития РА в 2002 г. Первая касается развития туризма в общинах (первичной  административной единице Армении). Программа констатирует факт, хорошо известный из мировой практики туризма: столичные туроператоры, формируя турпродукт из общенациональных ресурсов, прибыль в качестве налогов  приносят в столичный бюджет. Основная цель программы – стимулирование территориального развития с помощью туризма. Это должно инициировать создание новых рабочих мест, формированию благоприятных инвестиционных условий, росту бюджетного дохода общин и т.п. На первом этапе программы предусмотрено провести туристическое районирование республики. Второй этап предусматривает создание общенациональной системы информации на основе региональных центров и создать координационный центр – Армянское агентство развития туризма.  Третий этап ставит своей задачей поддержку формирующихся коммерческих механизмов в сфере регионального туризма.

 

Вторая программа касается перспектив развития курортных санаториев и  домов отдыха на территории Армении. Констатируя печальный факт сокращения числа посещений армянских здравниц (почти в 40 раз), министерство намечает пути выхода из сложившегося кризиса. В их число входят: правильная оценка потенциала курортных ресурсов, отдельных курортов, проведение инвентаризации; районирование курортных ареалов, организация углубленных маркетинговых исследований, в т.ч. международного рынка лечебно-оздоровительных услуг и т.д.

 

В целом, признав своевременность  появления документов, нельзя не отметить, что они носят, скорее, декларативный характер, поскольку не предусматривают механизмов выполнения этих, бесспорно, нужных программ.

 

Музейный сектор в армянском  туристическом продукте расценивается  правительством, как довольно серьезная  составляющая. С этим связана и  ценовая политика туристических фирм, занимающихся въездным туризмом. Традиционно считается, что слабая конкурентоспособность армянского турпродукта связана с высокими ценами, отпугивающими многих клиентов. Однако чиновники высокого ранга министерства торговли и экономического развития считают, что особенность армянского туризма состоит в том, что он строится, в основном, на экскурсионно-познавательной составляющей. Многие фирмы предлагают трех- и более дневные маршруты Армении с посещением культурных и исторических достопримечательностей, музеев, которые по цене, увы, сопоставимы с десятью днями на берегу моря в Анталии. Тем не менее, проанализировав компоненты армянского турпродукта, власть предержащие в Армении  пришли к выводу, что дороговизна эта, в основном, связана с гостиничными ценами. В данный период времени  правительство вступило в борьбу с монополистами в гостиничном секторе, стремятся ликвидировать монополию, что уже привело к некоторому спаду цен.

 

Как считают в правительстве  РА, существует ряд вопросов, требующих своего незамедлительного разрешения. В ближайшее время представляется абсолютно необходимым активизировать и расширить работу по развитию туристической инфраструктуры в областях республики. Особенно актуальным видится организация подготовки кадров среднего звена для сферы маркетинга, обслуживания и управления туризмом. В числе первоочередных задач - расширение представительства Армении, демонстрация достижений туристической сферы республики на международном уровне и создание в ряде стран (США, Франция, Великобритания, Германия, Испания, Иран, Россия, Япония) информационного комплекса «Армения», а также разработка и осуществление издание большого туристического путеводителя, в котором отразить все существующие туристические  ресурсы. В планах правительства - разработка и реализация коммерческого туристического Интернет-проекта.

 

Анализируя имевшие в последние  годы в сфере туризма процессы, можно констатировать, что правительством Армении предпринимались активные усилия и результативные меры с целью  совершенствования законодательной базы. Указанные выше законодательные и правительственные акты станут стимулом для повышения уровня туризма в Армении и его приближения к международным стандартам.

 

2.2. Международное сотрудничество  правительственных структур Армении  в сфере туризма

 

В осуществлении правительственных  программ по развитию туризма в Армении  задействованы не только контролируемый частный сектор,  но и зарубежные благотворительные организации. Зачастую эти благотворительные фонды созданы членами армянской диаспоры (или инициируют привлечение иностранных капиталов в Армению). Так, правительство страны проделало огромную работу, информируя армянские диаспоры в зарубежных странах о юбилейных мероприятиях 2001 г. И туристы поспешили забронировать отели и места на празднествах. Таким образом, Армения заявила о себе как о стране, где перспективно развитие туристической отрасли.

 

В 2001г. был подписан Меморандум о  сотрудничестве между правительством Армении и фондом «Линей». В  рамках благотворительной программы «Линей» задействованы проекты «Культура» и «Туризм», которые предусматривают восстановление дорог, комплексов культуры, музеев.  Общая стоимость программы составляет $150 млн., из которых $17,5 млн. предусмотрено выделить на восстановление культурных объектов20.

 

На проходившем в Нью-Йорке  в  2003 г. бизнес-форуме, посвященном  Армении, с призывом к иностранным  инвесторам вкладывать средства в армянскую  экономику выступил главный советник президента РА по экономическим вопросам В. Нерсисянц. Для этого есть предпосылки - армянская денежная единица драм является самой стабильной в регионе и здесь наблюдается постоянный экономический рост. Чиновник высокого ранга армянского правительства особо подчеркнул, что осуществляемое в настоящее время в рамках программы американского фонда «Линей» восстановление культурных объектов Армении внесет положительный вклад в развитие туризма в стране21.

 

Общим мнением представителей бизнеса  на форуме, в основном, имеющих армянские этнические корни, Армения и ее созидающий народ предоставляют огромные возможности для развития частного бизнеса.  Доказательством этого является вложение в экономику Армении европейских и американских крупных компаний.

 

Армения активно сотрудничает с международными туристическими организациями. С 1997 года республика вступила в ряды членов Всемирной туристической организации (ВТО), активно содействующей ей в развитии отрасли. 15-ой сессией Генеральной Ассамблеи ВТО было принято решение о присвоении организации статуса специализированной структуры ООН.

 

С 1999 г. в Армении работает армянское  представительство Международного исполнительного корпуса сервиса  (IESC),  финансируемого  правительством США. Оно  оказывало значительное методологическое, техническое и финансовое содействие в реализации программ туристической отрасли Армении, акцентируя свое внимание на децентрализации туриндустрии республики из столицы в регионы, а также на продвижении армянского турпродукта на международном рынке.

 

В 2003г. в составе Армянского агентства  развития туризма (ATDA) был создан единственный не только в регионе, но и в странах  СНГ информационный центр «Армения ИТЦ». Сотрудниками центра создана  исчерпывающая  база  данных  о  туристических  организациях, гостиницах, объектах общепита, музеях, выставочных, концертных залах и других объектах, представляющих интерес для внутренних и иностранных туристов. Эта информация, которая бесплатно предоставляется всем желающим, размещена в свободном     доступе     на     Интернет-странице     «Армения ИТЦ»22.

 

В рамках пилотной программы «Развитие  туризма в регионах Армении», которую IESC осуществлял совместно с Министерством  торговли и экономического развития РА в Дилижане и Иджеване, в июне 2003 г. в этих городах были проведены мероприятия, инициирующие популяризацию туризма в регионах Армении. Там был организован семинар по обучению работников среднего звена  индустрии гостеприимства. В роли лекторов выступали сотрудники армянских туроператоров и фирм из смежных областей, местных и международных организаций, которые занимаются развитием туризма в Армении.

 

Особое внимание было уделено такому немаловажному фактору индустрии  туризма, как сувенирная продукция. Участники семинара наблюдали за процессом создания изделий народного творчества умельцами ремесленных мастерских музея-заповедника «Дилижан». Работы вошли в альбом ремесел Армении, подготовленный IESC.

 

Другая программа IESC под названием  «ночлег и завтрак» проходила  в Лорийском и Сюникском марзах. «Наша цель - создание условий для того, чтобы посетивший Армению турист не ночевал только в Ереване, уезжая днем в поездки по регионам, а оставался в провинции, и, пользуясь услугами созданных инфраструктур, тратил там больше», - сказала координатор центра23.

 

ATDA при содействии экспертов из IESC  разработало маркетинг-план на 2003-2004 гг., который с целью обсуждения предоставлен участникам туристического рынка Армении. Согласно плану, намечено расширить список выставок, на которых желательно участие армянских турфирм.

 

Армянское правительство налаживает связи в области туризма с представителями туристических правительственных структур европейских стран. Так, армянские представители приняли участие в работе 3-го глобального Совета по туризму и путешествиям в Португалии24.

 

Налаживаются отношения в сфере туризма и с членами СНГ. Была проведена работа над проектом межгосударственного договора между Арменией и Молдавией «О сотрудничестве в сфере туризма»25.

 

Предпринята попытка восстановления отношений в сфере туризма  между Россией и Арменией. На прошедшей в декабре 2001 г. встрече В.В. Путина и Р. Кочаряна, одним из вопросов стал вопрос о сотрудничестве в области туризма. В. Путин и Р. Кочарян подписали, кроме того, договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. В их присутствии подписан и ряд межправительственных соглашений, в том числе о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области туризма, о взаимном признании документов об образовании и другие26.

 

 

2.3. Реклама армянского турпродукта

 

Известно, что грамотная реклама  турпродукта способствует его активному  продвижению. Поставленная задача состояла в должном представлении Армении  на международном рынке, что сразу  же было воспринято государственной  функцией. С этой целью, по предложению министерства торговли и экономического развития, было основано армянское Агентство развития туризма, призванное осуществлять рекламную кампанию Армении на международном рынке. Деятельность Агентства основана на софинансировании - частично государством (20-30%), частично, частным сектором. Решение этих задач, по мнению министерства торговли и экономического развития, предполагало обеспечение к 2003 - 2004 гг. притока в республику порядка 200 тысяч туристов27.

 

Проведение пиар-акций  с участием представителей местных, а тем более иностранных турфирм, а также прессы, способствует созданию положительного образа страны, подчеркивая ее национальные особенности. В рамках этого направления правительственные структуры заняты разработкой серии мероприятий по созданию не только инвестиционно привлекательного образа Армении, но и проведению грамотной пиар-кампании. Так, в 2003 году были организованы с ознакомительными целями 5 поездок по республике журналистских и туроператорских групп из-за рубежа. Поездка финансировалась Армянским агентством по развитию туризму. Визит стал возможен благодаря корпусу Международной исполнительной службы, действующей при финансировании Международного агентства развития США, 11-ти армянским туристическим агентствам, «Британским авиалиниям» и ряду местных ресторанов28.

Информация о работе Экологический туризм