Этнический туризм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности этнического (ностальгического) туризма и опыт реализации этнических туров в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности этнического туризма;
- рассмотреть историко-культурный потенциал Республики Беларусь, как основу развития этнического туризма;
- описать опыт реализации этнических туров по Беларуси.

Содержание

Введение
1. Особенности этнического (ностальгического) туризма
1.1. Понятие этнического туризма
1.2. Виды этнического туризма
2. Культурно-историческое наследие Беларуси как основа развития этнического туризма
2.1. Оценка культурно-исторического потенциала Республики Беларусь
2.2. Археологические памятники
2.3. Исторические памятники
2.4. Памятники архитектуры
2.5. Памятники садово-паркового искусства
2.6. Памятники, связанные с жизнью известных людей
2.7. Фольклорно-этнографический потенциал
2.8. Музейные ценности республики
3. Описание опыта реализации этнических (ностальгических) туров по Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

кур._раб._Этничяеский_туризм_в_Беларуси_дор.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Главенствующим художественным стилем в XVI-XVIII вв. становится барокко, он оставляет на территории Беларуси богатое наследие. В этот период по приглашению белорусских магнатов здесь создают свои творения известные европейские мастера: итальянцы Бернардони, фонтана, Сакко, Спампани, немцы Беккер и Кнобель, голландцы Нонхарт, Ван Даден и др. Первым зданием, построенным в стиле барокко на территории Речи Посполитой, стал несвижский костел Божьего тела (Фарный костел), возведенный в 1584—1593 гг. по образцу главного иезуитского храма Иль-Джезу в Риме. Руководил строительством известный итальянский архитектор Ян Мария Бернардони, приглашенный Николаем Радзивиллом Сироткой. Фарный костел в Несвиже является шедевром архитектуры [25, с. 78].

Жемчужиной белорусского зодчества стали дворцово-парковый  комплекс в Несвиже, в июле 2005 г. внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, создание которого также связано с именем Бернардони. Известными произведениями архитектуры барокко являются также костел св. Андрея в Слониме, францисканский, иезуитский, бернардинский и бригитский костелы в Гродно, иезуитский коллегиум и францисканский костел в Пинске, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах, Николаевская церковь в Могилеве и др. Особенной легкостью и пластичностью форм отличаются памятники позднего барокко (середина XVIII в.). Их своеобразие позволяет говорить об особой школе «виленского барокко», связанной с именем архитектора Яна Глаубица (Софийский собор, костелы в Глубоком, Березвечье, Борунах). Особое место среди памятников культовой архитектуры XVII—XVIII вв. занимают произведения деревянного зодчества, наиболее широко представленные на Полесье.                              

Эпоха классицизма также  оставила на Беларуси немало архитектурных шедевров XVIII-XIX вв. В проектировании зданий принимали участие известные мастера из России (Н.А. Львов, И.Е. Старов, Джакомо Кваренги). Известным памятником того времени является дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. Черты классицизма проявились в памятниках дворцового зодчества - магнатских резиденциях в Щорсах, Ружанах, Пинске, Святске, Щучине, Снове, Жиличах, Воложине, Залесье, Бешенковичах. Во дворце в Щорсах находилась знаменитая библиотека Хрептовича, насчитывавшая около 20 тыс. книг, в том числе древних рукописей. Здесь работали Владислав Сырокомля, Ян Чечот, в 1819-1820 гг. жил Адам Мицкевич. К сожалению, состояние многих дворцовых комплексов в настоящее время нельзя признать удовлетворительным, они требуют реставрации и тщательной подготовки к туристско-экскурсионным показам [19, с.3].

В архитектуре конца XVIII - начала XX в. наибольшим своеобразием отличаются костел св. Симеона и Елены в Минске (1908—1910 гг.), костел в Сарье (1852—1857 гг., Верхнедвинский район), Воскресенский собор в Борисове (1874 г.), Покровский собор в Барановичах (1924— 1931 гг.), дворец Пусловских в Коссово (1839 г., Ивацевичский район).

Среди архитектурных  памятников советского периода можно  отметить общественные здания, построенные в 1930-е гг. в Минске по проектам И. Лангбарда: Дом правительства, Дом офицеров, главный корпус Академии наук, здание Национального театра оперы и балета. В послевоенный период созданы ансамбли площади Независимости, площади Победы, проспекта Независимости в Минске.

2.5. Памятники  садово-паркового искусства

 

Важной составной частью культурно-исторического потенциала Беларуси являются памятники садово-паркового искусства. По сведениям известного исследователя Анатолия Федорука, в республике в относительно удовлетворительном состоянии сохранились 107 парков, 68 сохранились частично и заметно видоизменены, 132 представлены в виде фрагментов. Парки Беларуси хранят значительный генетический фонд древесных растений - свыше 300 видов, разновидностей и гибридов. Памятниками садово -паркового Искусства Являются 75 объектов (в их числе Маньковичи, Поречье, Вердомичи, Горки, Кобрин), памятниками усадебно-парковой архитектуры — 48 объектов (Больтиники, Шклов, Видзы Ловчинские, Альбертин, Свислочь, Лошица, Осташин, Опса, Дашковка и др.), памятниками дворцово-парковой архитектуры — 22 объекта (среди них Гомель, Мир, Любча, Несвиж, Высокое, Святск, Жиличи, Снов) [28, с. 150-155]. С усадебными памятниками Беларуси связаны многие известные миру имена, такие как А. Мицкевич, М. Огинский и М.К. Огинский, Н. Орда, И. Домейка, И. Репин, И. Черский, Р. Траугутт, И. Хрептович и др.

Особое место среди  памятников садово-паркового искусства  принадлежит памятникам усадебной культуры. Как отмечает Анатолий Федорук, «гэта катэгорыя аб'ектаў складае адну з самых значных частак культурнай спадчыны рэспубліцы» [28, с. 27]. Более 300 усадеб перспективны для восстановления и современного использования, 80 усадеб имеют мемориальную ценность. Так, например, брестская земля является родиной и местом деятельности более чем 50 знаменитостей других национальностей.

2.6. Памятники,  связанные с жизнью известных людей

 

С Брестчиной связаны  жизнь и деятельность таких известных  представителей польского народа, как  писательница, историк и педагог Элиза Ожешко; писатель, фольклорист, этнограф Юзеф Крашевский; фольклорист, этнограф, историк Юльян Крачковский; политический и государственный деятель Речи Посполитой Николай Радзивилл Черный; драматург, государственный деятель Иоахим Хрептович и др.; имена русских поэтов и писателей П.А. Вяземского, Д.М. Бегичева, писателя-декабриста К.Ф. Рылеева, мыслителя и просветителя П.Я. Чаадаева.      

Белорусские земли в  силу исторических особенностей развития (Полоцкое княжество и Великое  княжество Литовское, Речь Посполитая и Российская империя, ВНР, БССР, СССР) оставили миру огромное культурно-историческое наследие, являющееся неотъемлемой составной частью мировой цивилизации. Известный белорусский исследователь профессор Адам Мальдис, говоря о государственной принадлежности творчества Михала Клеофаса Огинского, отмечает: «Огинский неделим, как и Мицкевич, Костюшко, Монюшко, Ванькович и другие деятели полиэтнического культурного пограничья второй половины XVIII - первой половины XIX в. Это наше общее достояние, которое должно сегодня служить добрососедскому взаимопониманию» [6, с. 10]. Исходя из этого А. Мальдис отмечает, что «турысцкія праекты могуць быць распрацаваны для беларуска-польскага, беларуска-рускага, беларуска-украінскага i беларуска-латышскага памежжау» [10, с. 66], так как именно международный туризм способствует использованию богатейшего культурного наследия всеми народами.

Не меньший интерес  вызывают памятные места, связанные  с жизнью и деятельностью знаменитых людей. Древний Полоцк является родиной  основателя славянского книгопечатания, выдающегося просветителя Франциска  Скорины (памятник в Полоцке), а также Симеона Полоцкого и Евфросиньи Полоцкой. Сымон Будный был проповедником j в Клецке и Лоске (Воложинский район), занимался книгопечатанием в Несвиже, Лоске, Бресте. В Несвиже сохранилось здание типографии, где в 1562 г. он издал первую книгу на территории Беларуси.

Музеи, памятники и  мемориальные знаки хранят память о  деятелях национальной культуры, среди  которых Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Францишек Богушевич, Элоиза Пашкевич, Игнат Буйницкий, Язеп Дроздович, Валентий Ванькович и многие другие. Белорусская земля подарила миру плеяду выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, политики. Среди них классики польской и белорусской литературы Адам Мицкевич (родился на хуторе Заосье Новогрудского района, музеи в Заосье и в Новогрудке, памятные места в Щорсах, Тугановичах, оз. Свитязь) и Владислав: Сырокомля (родился в фольварке Смольгов Любанского района), выдающийся композитор Станислав Монюшко (фольварок Убель  Червенского района) и автор полонеза «Прощание с Родиной» Михал Клеофас Огинский (усадьба Залесье Сморгонского района), политический и военный деятель Речи Посполитой, руководитель восста- I ния 1794 г., национальный герой Польши и США Тадеуш Костюшко; (фольварок Меречевщина Ивацевичского района) и национальный, герой Чили, один из основателей чилийской науки Игнат Домейко (деревня Медведка Кореличского района), а также деятель международного революционного движения, ученый Николай Судзиловский-Руссель (Могилев). С землей Беларуси связаны своим происхождением классик мировой литературы Федор Достоевский (деревня Достоево Пинского района), путешественник Николай Пржевальский, французский поэт Гийом Аполлинер, известный исследователь Арктики О.Ю. Шмидт (Могилев). В Витебске жили и творили выдающиеся живописцы Марк Шагал, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Юдель Пэн. Богатейшее наследие оставил Наполеон Орда (деревня Варацевичи Ивановского района), акварели которого с поразительной точностью запечатлели исторические места, архитектурные памятники и пейзажи Беларуси. В имении Здравнево под Витебском некоторое время жил и творил И.Е. Репин. В Гродно туристы могут увидеть места, связанные с жизнью известной польской писательницы Э. Ожешко. С нашей страной связана жизнь таких известных ученых, как Борис Кит, Павел Сухой, Игорь Сикорский и др.[4, c.224].

Особое место в культурно-историческом наследии республики занимает еврейская тематика. Выходцами из Беларуси являются первый президент Израиля Хаим Вейнцман (д. Мотоль Пинского района), президент Шимон Перес (д. Вишнево Воложинского района, Нобелевская премия мира 1979 г.), уроженец Бреста Менахем Бегин (Нобелевская премия мира 1994 г.) и Голда Мейр (Пинск), а также Президент Всемирного еврейского конгресса в 1949—1978 гг. Наум Гольдман [31, с. 82-83].

К сожалению, память еще не всех знаменитых соотечественников должным образом увековечена. Для развития познавательных маршрутов необходимо создание мемориальных музеев, установка мемориальных знаков, издание специальной литературы. В качестве положительного примера можно привести установку в 1997 г. мемориального знака в деревне Медведка (Кореличский район) на родине Игната Домейко, создание дома-музея Адама Мицкевича в Заосье в 1998 г., завершение реставрации дворца Румянцевых - Паскевичей в г. Гомеле, восстановление дома-усадьбы Тадеуша Костюшко в Меречевщине (Брестская область) и др.

2.7. Фольклорно-этнографический  потенциал

 

Как свидетельствует  анализ развития стран ЦВЕ за последние 10-15 лет, в условиях растущей западноевропейской и американской геополитической и идеологической экспансии языки и культуры неизбежно подвергаются эрозии и ассимиляции. И если в настоящий момент это не воспринимается столь трагично, то в будущем неизбежно появится стремление возвратиться к своим славянским корням и как реакция на ассимиляцию, размывание своих национальных основ, и в силу определенных разочарований из-за несбывшихся надежд и ожиданий от европейской интеграции [13, с. 12]. Осознавая это обстоятельство, многие страны ЦВЕ стремятся уже сейчас компенсировать потери через активное включение в национальный турпродукт этнокультурной составляющей. В Беларуси одним из важнейших ресурсов познавательного въездного туризма является богатая и самобытная национальная культура, как материальная, так и духовная.

Оценка фольклорно-этнографического потенциала республики в разрезе регионов свидетельствует (табл. 2), что ресурсы материальной и духовной культуры белорусского народа представляют собой объективную основу для развития внутреннего туризма и позволяют разрабатывать тематические туристские маршруты по основным культурным центрам страны. В республике насчитывается около 100 центров народных промыслов и ремесел, десятки локальных районов традиционного ткачества и вышивки, гончарства, плетения и др. Кроме того, как показывает опыт стран ЦВЕ, этот вид туризма способствует динамичному развитию внутреннего туризма, что в условиях отрицательного сальдо туристского и платежного баланса приобретает особую актуальность для ограничения оттока валютных средств за границу, снижения дефицита платежного баланса страны и формирования высокого уровня спроса, что позволит создать благоприятные условия для развития международного туризма.

В программу этнических познавательных туров может быть включено посещение этнографических центров с сохранившейся исторической средой и традиционным укладом жизни: Мотоль (Ивановский район), Ивенец (Воложинский район), Строчицы, Дудутки (Минский район) и др.

Таблица 2

Фольклорно-этнографический  потенциал Беларуси (по состоянию на 2007 г.)

Источник: [27, с. 291].      

 

В Беларуси возрождается обычай проведения церковно-светских мероприятий, проходящих на международном уровне и тем самым привлекающих зарубежных туристов. Так, например, в 2004 г. в Минске прошла выставка «Беларусь Православная», в которой приняли участие представители Православной церкви Латвии, Украины. Польши, России, Литвы. В марте 2005 г. в Минске прошла серия выставок «Духовные святыни Беларуси и России». Традиционно в республике проводится Международный фестиваль православных песнопений, в котором участвуют хоровые коллективы из России, Украины, Латвии, Литвы, Польши, Болгарии, Сербии, Молдовы, Румынии. Интерес к фестивалю проявляют также ученые-искусствоведы, дирижеры и общественные деятели из различных стран.

2.8. Музейные  ценности республики

 

Существенный культурно-исторический потенциал сосредоточен в белорусских  музеях. Сеть государственных музеев в 2003 г. была представлена 136 объектами, среди которых ведущее место  занимают краеведческие (45%) и исторические (23%). Литературным музеям принадлежит 16%, искусствоведческим - 9%, этнографическим - 4%, природоведческим - 1%м музеям-заповедникам - 2%.

Общий музейный фонд составляют 2,5 млн единиц. Наиболее широкими музейными  собраниями обладают Национальный музей  истории и культуры Беларуси (Минск), Витебский областной краеведческий музей, Гродненский государственный историко-археологический музей, Национальный художественный музей, Музей истории Великой Отечественной войны. В структуре музейных коллекций основное место занимают археологические материалы (19%), нумизматические коллекции (16%), фотоматериалы (13%), документальные источники и печатные издания (по 12%). Относительно невелик удельный вес произведений изобразительного искусства (5%) и этнографических коллекций (3%) [25, с. 81].

Каждый музей республики по-своему интересен и уникален, однако наибольшей популярностью у  туристов пользуются Музей народной архитектуры и быта в деревне Строчица, а также Музей) материальной культуры «Дудутки» (оба в Минском районе), Музей истории книгопечатания в Полоцке, археологический музей «Берестье» (в Бресте), Музей валунов (в Минске).

Таким образом, анализ историко-культурного  наследия Беларуси позволяет сделать  вывод о достаточно богатом потенциале для развития этнического туризма  в Республике Беларусь, что позволяет разработать диверсифицированный конкурентоспособный национальный туристский продукт, включающий этнические (ностальгические) туры для иностранных посетителей, программы кратковременного обслуживания транзитных посетителей, специализированные программы.

Информация о работе Этнический туризм в Республике Беларусь