Управление организацией культурно массовых мероприятий (музыкальных и театральных фестивалей) в г. Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей организационно-методического обеспечения организации и проведения культурно массовых мероприятий в г. Санкт-Петербурге.
Задачи исследования:

Определить структуру понятия культурно массового праздника;

Рассмотреть особенности региональных музыкальных и театральных фестивалей;

Проанализировать составные части региональных праздников;

Рассмотреть технологию организации региональных праздников на примере г. Санкт-Петербурга;

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации

1.1 Понятие праздника и его основные виды

1.2 Особенности организации региональных фестивалей

Глава 2. Современные тенденции развития праздничной культуры России

2.1 Историография и практика организации региональных праздников в России

2.2 Основные художественные особенности современных фестивалей и их влияние на туристско-экскурсионный потенциал региона

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

      Само  слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную  с весельем и радостью. В большинстве  случаев - праздник есть такое свободное  время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

      Следующая характерная черта праздника  – это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».2

      Неотъемлемой  чертой праздника является застолье. Однако не любое безделье с застольем может именоваться праздником, для этого нужен повод.

      Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической  и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

      Участниками праздника являются и взрослые и  дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

      Художественное  содержание праздников воплощается  в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

      Почти у каждого календарного праздника  – своя тема, отражающая историю  народа, страны, мира. Праздник – тогда  праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает  в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

      Значимая  идея праздника – это, с одной  стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С  другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального  и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

      Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника  характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

      абсолютная  добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

      свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

      наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

      Сущность  праздника невозможно понять вне  социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

      Возникновение и становление праздника как  любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и  с удовлетворением такой потребности  человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра – важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

      Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и  проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы  действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

      Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической  и другими, которые активно проявляются  в ходе художественно-педагогического  взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.

      В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника  активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень  сотрудничества и выражается в изменении  их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

      Классификация праздников весьма разнообразна. Критерием  здесь может выступать возраст  участников (детские, семейные, праздники  для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,);

      Можно выделить следующие виды праздников:

      1. Религиозные праздники.

      Православные  праздники восходят ко временам Ветхого  Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество.

      2. Языческие праздники.

      Несмотря  на то, что вот уже более тысячи лет в нашей стране государственной религией является христианство, языческие праздники по-прежнему весьма популярны. В календаре в наиболее законченном виде выражается любая Традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Наиболее популярный языческий праздник в России – Масленица.

      3. Частные праздники.

      Данные  праздники проводятся в рамках какой-либо семьи. Сюда можно отнести такие  праздники как свадьба, годовщина  свадьбы, дни рождения, юбилеи.

      4. Корпоративные праздники.

      Среди различных видов праздников корпоративный  самый молодой. Первые корпоративные  праздники появились в начале 1990-х гг. Эти праздники устраиваются в рамках какой-либо организации  для ее сотрудников. Корпоративные  праздники являются важной составной  частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников. Не стоит выбирать поводом для корпоративного торжества день рождения отца-основателя компании (если это не компания «одной персоны») или, знаменательную дату церковного календаря. Чем меньше в поводе для празднования личного, тем лучше. Примером корпоративных праздников может быть празднование дня фирмы, корпоративный Новый год.

      5. Детские праздники.

      Массовой  практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Социальные праздники обычно направлены на привлечение внимания общественности, правительства, СМИ к какой-либо злободневной проблеме. Примером социальных праздников могут выступать такие как «День семьи», «День защиты детей» и др.

      Более приемлемый принцип классификации  массовых праздников, это классификация  по типу праздничной ситуации, так  как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

      Наиболее  существенные из них – общественная значимость и масштабность праздничного события – становятся главными при  классификации праздников. Однако, масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.

      Необходимо  рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации – потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

      Масштаб празднуемого события и празднующей  общности в комплексе дают нам  наиболее универсальный принцип  классификации праздника.

      Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.

      Первая  группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

      Это, прежде всего, великие праздничные  даты нашей страны, имеющие всемирно – историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична – это весь российский народ, все человечество.

      Всеобщий  праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

      Вторая  группа – локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

      Это самый подвижный, многообразный  слой праздников. Сюда относятся и  праздники по профессиям, и праздники  отдельных возрастных групп, и праздничные  даты отдельных российских городов  и сел, трудовых коллективов, учебных  заведений, и многие другие – в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

      К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим  значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Информация о работе Управление организацией культурно массовых мероприятий (музыкальных и театральных фестивалей) в г. Санкт-Петербурге