Выделение познавательного туризма как высокодоходную отрасль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование роли культурно-исторического потенциала в формировании внутреннего туризма в Российской Федерации. В связи с целью были поставлены следующие задачи:

1. Выявить роль исторического наследия в развитие туризма;

2. Изучить типы историко-культурных туристических ресурсов;

3. Исследовать развитие внутреннего туризма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА.

1.1 РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

1.2 ТИПЫ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА НА БАЗЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА

2.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТУРИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА

2.2 ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТУРОПЕРЕЙТИНГА В НАПРАВЛЕНИИ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

черновик-КУРСОВИК.docx

— 42.66 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. Культурно-исторический потенциал страны как условие развития туризма. 

1.1 Роль исторического  наследия в развитие  туризма 

1.2 Типы культурно-исторических  туристических ресурсов 

ГЛАВА 2. Развитие внутреннего  туризма на базе исторического  наследия на примере  Золотого Кольца 

2.1 Общие сведения  о туристических  центрах Золотого  Кольца 

2.2 Туристическая инфраструктура, направления и  особенности туроперейтинга в направлении Золотое Кольцо  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма  туризма связана с пересечением туристом государственной границы  своей страны. Поэтому выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны). Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный. Культурный туризм - это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны. Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. 

Историко-культурное наследие играет огромную роль в развитии внутреннего туризма. Для многих российских регионов использование  историко-культурного наследия становится одной из реальных возможностей экономического, социального и культурного подъема. 

Объекты историко-культурного наследия, являясь  важным активом городов, приносят прибыль  и существенно влияют на их экономическое  развитие. Выравнивая сезонные колебания  и предоставляя дополнительные рабочие  места – историко-культурное наследие играет огромную роль в социальной сфере. Возрождая местные культурные ценности, развивая народное творчество, традиции       - историко-культурное наследие способствует культурному  подъему местного населения. 

Также историко-культурное наследие повышает привлекательность регионов, способствуя  развитию городских служб, инфраструктуры, культурных организаций. 

Золотое Кольцо России – это универсальный  туристический центр, в котором  города сохранили свои исторические реликвии. Это самый популярный маршрут  в российском туризме, включающий посещение  старинных русских городов, в которых сохранилось большое количество памятников архитектуры XII-XVIII столетий. Туры по городам Золотого Кольца подходят для любого времени года . 

В связи  с приведенными выше достоинствами  культурно-исторического наследия России тема курсовой работы считается  актуальной и своевременной. 

Целью курсовой работы является комплексное  исследование роли культурно-исторического  потенциала в формировании внутреннего  туризма в Российской Федерации. В связи с целью были поставлены следующие задачи:  

1.  Выявить  роль исторического наследия  в развитие туризма; 

2.  Изучить  типы историко-культурных туристических  ресурсов; 

3.  Исследовать  развитие внутреннего туризма; 

4.  Рассмотреть  культурно-историческое наследие  на примере Золотого Кольца; 

5.  Охарактеризовать  особенности организации познавательного  туризма. 

При написании  работы использовались учебные пособия (В.А. Квартальнов ; А.Б. Косолапов; А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова; Д.С. Ушаков; Н.А. Четырина ; Н.В. Ягодынская ; электронные сайты ; печатные издания , путеводители . 

В структуре  работы выделено две главы основной части, заключение и список использованной литературы. В первой главе был  рассмотрен культурно-исторический потенциал  страны и его роль в развитии туризма, объекты культурно-исторического  наследия. Также проанализирована роль современных городов в формировании туристического рынка. Понятие туристических  ресурсов, типы историко-культурных ресурсов.  

Во второй главе рассматривается внутренний туризм на примере Золотого Кольца, особенности туроперейтинга и инфраструктуры.  

В заключении приведены выводы из работы, выделены основные недостатки в организации  внутреннего туризма . Дан список использованной литературы . 
 

ГЛАВА 1 . Культурно-исторический потенциал  страны как условие развития туризма 

  

1.1  Роль  исторического наследия в развитие  туризма 

В ходе всей истории человечества люди обменивались культурным опытом, идеями, ценностями и товарами через искусство, торговлю и миграции. Культурное самовыражение  народа всегда вызывает интерес. Природная  любознательность туриста в отношении  различных уголков мира образуют один из наиболее сильных побудительных  туристских мотивов. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному  обогащению, расширению кругозора.

Историко-культурный потенциал страны является одним  из главных факторов туризма, потому что он: 

1)   Является важным средством для  привлечения туристов, поскольку  знакомство с историко-культурным  наследием – это сильнейший  побудительный туристический мотив; 

2)   Объекты культурного и исторического  наследия являются важным активом  современных городов, который  может приносит прибыль и существенно влияет на их экономическое развитие; 

3)   Имеет большое значение в социальной  сфере, выравнивая сезонные колебания  и равномерно распределяя туристские  потоки по территории; 

4)   Создает благоприятный имидж  региона, «брендирование» историко-культурного наследия, которое используется в качестве эффективного инструмента утверждения лидерства на туристической арене. 

И наконец, культурно-исторические центры не только приносят доходы региону, но дает местному населению основание гордится своим  уникальным наследием и предоставляет возможности делится им с туристами.  

Несмотря  на то, что практически любую информацию можно получить из печатных изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать». Культурный потенциал  региона выражен в его историческом наследии. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историко-культурными объектами  – сильнейший побудительный туристский мотив. Являясь сильнейшим побудительным туристическим мотивом, историко-культурный туризм также способствует расширению ресурсов для привлечения туристов.  

Благодаря туристским расходам в экономику  города поступают дополнительные денежные средства. Растущие прибытия туристов в регион несомненно вызывают рост производства туристического продукта, созданием активного потребительского рынка в туристическом центре и ростом инвестиционной привлекательности местной туристической индустрии. Рост производства и объемов продаж туристического продукта, возможный при наличии спроса среди туристов, приводит к созданию новых объектов туристической индустрии (отелей, предприятий общественного питания, досуга и развлечений), модернизации и повышению эффективности производства существующих объектов туристической инфраструктуры и супраструктуры (транспортных узлов, коммунальных служб) .[1] 

Увеличение  количества предприятий местной  туристической индустрии потребует  увеличения количества занятых в  сфере туризма людей, что создает  возможность для трудоустройства  большого числа женщин и молодежи. Выравнивая сезонные колебания и равномерно распределяя туристские потоки по территории историко-культурный туризм решает неравномерность экономического развития отдельных частей территории, являясь незаменимым компенсатором. Он содействует возникновению и расширению хозяйственных, транспортных, коммунальных и других видов деятельности, которые позволяют отсталым районам достигать уровня передовых индустриальных регионов. 

Благодаря историко-культурному наследию регион может получить благоприятный имидж  на рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения  информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, но и от уникальности историко-культурного наследия.[2] 

Многие  регионы в России богаты такими уникальными  историческими территориями, как  древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и другие. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы  деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится  и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять  сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы. 

Наличие уникальных историко-культурных объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Однако, при развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый туристский объект должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые тоже рассматриваются как не проходящие исторические ценности, национальное достояние. При возрождении культурно-исторических комплексов можно применить ансамблевый принцип и индивидуальное проектирование объектов. 

Среди объектов культурного наследия можно  выделить: 

·  памятники  археологии; 

·  культовую  и гражданскую архитектуру; 

·  памятники  ландшафтной архитектуры; 

·  малые  и большие исторические города; 

·  сельские поселения; 

·  музеи, театры, выставочные залы и другие; 

·  социокультурную инфраструктуру; 

·  объекты  этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства; 

·  технические  комплексы и сооружения. 

Одна  из основных ролей создания исторической памяти народа принадлежит городу. Города как места сосредоточения культуры, экономики и политики страны и регионов формируют туристический  рынок первого класса туристов. Их роль в историко-культурном туризме  постоянно возрастает, они выполняют  политические, экономические, научно-образовательные, транспортные, информационные, культурные и туристические функции. Для  большинства городов характерна тенденция последовательного усиления туристических функций. Города, как  туристическое целевое, в первую очередь, должны обладать собственным  стилем. 

Поиск культурно-исторического наследия становится важнейшим способом регенерации  городов и городского общества. Город  превращается в уникальную историческую ценность вне зависимости от древности  и признанности содержащихся в нем  культурно-исторических ценностей. Историчность современного города формируется из: 

- ценностей  давнего прошлого; 

- ценностей  новейшей истории; 

- ценностей  исторического будущего. 

Набор ценностей все больше распространяется на сам образ жизни горожан  в разные исторические периоды. Так, все чаще встречаются реконструкции  исторического быта в различных  районах характерной исторической застройки. Более того, реконструкция  исторического быта и осознание  его ценности приводят к появлению  новых городских образований  – креативных кластеров. Креативные кластеры – это самоокупаемые внутригородские вкрапления тематической среды обитания как ретроспективного, так и футуристического (модельного) характера. Само название таких городских новообразований предполагает постоянное творчество их обитателей, во многом направленное на вовлечение в него туристов. Возникновение кластеров ведет к преобразованию самих городов, все более вовлекая его жителей в процессы городского развития. В ряде случаев города, особенно малые и средние, превращаются в креативные или тематические (городки авиаторов, пенсионеров, студенческие, туристические, рекреационные), в которых львиная доля жителей задействованы в креативной индустрии. 

Информация о работе Выделение познавательного туризма как высокодоходную отрасль