Выездной туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:30, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обоснование экономической эффективности рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния, основных проблем и перспективы развития..
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить особенности функционирования рынка международного выездного туризма;
определить влияние выездного туризма на экономическую систему России;
обосновать перспективные направления развития выездного туризма для России, обеспечивающие следованию национальным интересам и стратегическим целям российского общества;
проанализировать основные европейские и азиатские направления российского выездного туризма, рассмотреть принципы формирования выездных туров на примере наиболее популярных среди отечественных туристов государств (Финляндия, Италия, Франция, Египет и Турция);
охарактеризовать состояние рынка выездного туризма в Ростовской области, выделить основные проблемы и перспективы его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1

1.1
РЫНОК ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Смысл и содержание рыночных отношений в сфере международного туризма
6
1.2 Спрос на рынке выездного международного туризма 7
1.3 Предложение на туристическом рынке 13
1.4 Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма
16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
23
2.1
Европейские направления выездного международного туризма в РФ
25
2.2 Азиатские направления российского выездного туризма 43
ГЛАВА 3

3.1
ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации
53
3.2 Возможные перспективы развития национального выездного туризма 62
3.3 Состояние рынка выездного туризма в Ростовской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Работа содержит 1 файл

Дипломвыездной.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

     Более того, грамотное государственное  регулирование выездных туристических  потоков способно превратить выездной туризм в мощный инструмент стимулирования производства товаров и услуг в отправляющем регионе. Для достижения этого, макроэкономического эффекта необходимо проведение органами государства мероприятий, направленных на ориентирование выездных туристических потоков на страны, являющиеся торговыми партнерами донорского региона. Таким образом, предполагается, что вырученные за счет прибытий иностранных туристов средства, иностранное государство-реципиент способно потратить на приобретение товаров и услуг, производимых в стране-доноре.

       В приведенной идеальной модели организации выездного туризма, средства, потраченные выезжающими туристами, возвращаются в экономическую систему донорского региона посредством сопровождающих развитие выездного туризма традиционных международных торговых операций, тем самым повышая спрос на товары местного производства и стимулируя развитие местной промышленности и сферы услуг.

        Стоит отметить, что  появление описанной идеальной  модели выездного туризма возможно только в случаях когда:

  • страна – донор и страна-реципиент – давние торговые партнеры, имеющие опыт организации экспортно-импортных операций;
  • страна-донор обладает преимуществами в производстве определенного товара или услуги, в  которых нуждается страна-реципиент, и появление конкурирующего производителя или товара (услуги)-заменителя на мировом рынке маловероятно;
  •    страна-донор и страна-реципиент -  географически близки  друг к другу (еще лучше, они имеют общие границы), что определяет невысокий уровень транспортных издержек в их внешнеэкономических взаимосвязях. При этом стоит отметить, что чем выше конкурентные преимущества страны-донора в производстве того или иного товара или услуги, тем более допустимы большие расстояния между ней и страной - потребителем;
  • страна – донор заинтересована в расширении своего экспорта и подтверждает эту заинтересованность упрощением таможенных и иных внешнеторговых формальностей.

       Примером  построения выше описанной идеальной  модели выездного туризма может  служить опыт индустриально развитых стран, население которых более  всего склонно к совершению зарубежных путешествий. Например, правительство Японии (успехи которой на поприще развития въездного туризма в силу его дороговизны и традиционности, мягко говоря, невелики) на протяжении более 15 лет проводит корректировку выездных турпотоков в направлении стран, представляющих повышенный интерес для японского импорта (Китай, страны Юго-Восточной Азии, Дальний Восток России).

     Идеальная модель развития выездного туризма  по своей сути является современным  выражением классических теорий мировой  торговли, в котором в качестве одного из товаров межгосударственного обмена выступает туристический продукт.

     Современный этап развития мировой экономики, характеризующийся  процессом ее глобализации позволяет  оценивать перспективность другой, более выгодной для страны- туристического донора модели, которую условно можно назвать эгоистической (в силу потребительского отношения к экономическим интересам страны-реципиента).

     Смысл эгоистической модели выездного  туризма сводится к росту участия  страны – донора в функционировании зарубежной туристической индустрии посредством осуществления капиталовложений в нее. В современных  условиях инвестиции в зарубежную промышленность или сферу услуг не являются чем-то запредельно сложным, превратившись в довольно простой технически и распространенный вид коммерческой деятельности. Инвесторы из страны –  донора, оценив перспективность иностранного туристического центра (зачастую через растущую его популярность среди своих сограждан), легко смогут наращивать степень своего участия в деятельности и управлении его туристической индустрией, увеличивая объемы и диверсифицируя (например, сначала приобретая гостиничный, а потом и ресторанный, транспортный, экскурсионный бизнес за рубежом) свои капиталовложения.

       Глобальный характер современных  экономических отношений позволит инвесторам страны-донора  осуществлять и кадровую политику в иностранной туристической индустрии, расставляя на основные управленческие места в приобретаемом бизнесе не местных жителей, а своих сограждан, якобы с целью модернизации  коммерческих взаимоотношений и повышения качества обслуживания прибывающих туристов. 

     Результатом функционирования эгоистической модели выездного туризма, очевидно, станет создание в стране – реципиенте туристической индустрии с большой  долей как капитала страны-донора, так и работников – выходцев из- за рубежа. Следовательно, эгоистическая модель выездного туризма превращает последний в абсолютно доходную для страны – донора деятельность, прибыль которой обеспечивается  работой и национальных перевозчиков, доставляющих туристов к месту отдыха, и отелей, ресторанов, экскурсионных фирм, в большей или меньшей степени принадлежащих национальным инвесторам, а также заработками своего населения на иностранном курорте.

       Еще более доходным выездной  туризм для страны- донора может стать при отсутствия в стране-реципиенте преимуществ в производстве товаров туристского потребления (продовольствия, напитков, фототоваров, туристского снаряжения, сувениров и т.д.) и наличии таковых в стране-доноре. В этом случае, даже расходы туристов во время отдыха (например, в магазинах или рынках зарубежного курорта) способны приносить прибыль экспортирующей и товары туристского потребления стране-донору.

       

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рецептивный регион                                Донорский регион

 

     Рис.1 – Эгоистическая модель выездного  международного туризма 

       Становление эгоистической модели выездного  туризма представляется возможным  только в случаях, когда:

  • экономическая система страны-донора весьма капиталоемкая, что и позволяет довольно безболезненно для нее вывод капиталов в туристическую индустрию иностранного государства;
  • популярность страны – реципиента среди жителей донорского региона стабильно высокая, что и вселяет уверенность местных инвесторов в быстрой окупаемости своих капиталовложений;
  • нехватка собственных капиталов и лояльное отношение властей к иностранным инвестициям в туристическую индустрию в стране-реципиенте;
  • отсутствие всякого рода строгих ограничений  как зарубежных инвестиций,     так и миграции рабочей силы в стране-реципиенте. Очевидно, что позиция местных властей, направленная на ограничение присутствия иностранных капиталов и работников в национальной туристической индустрии не приведет  к созданию описанной эгоистической модели;
  • страна-реципиент в своем экономическом развитии гораздо более отсталая, чем страна-донор, ее рыночные механизмы далеко несовершенны, а каких-либо приобретенных преимуществ в производстве товаров туристского потребления (например, квалифицированных трудящихся или современной инфраструктуры) в ней нет.

       Несмотря  на очевидную выгодность эгоистической  модели выездного туризма для  страны-донора, нельзя не согласиться  с тем, что она не отвечает национальным интересам населения рецептивных  туристических стран, которые в  результате туристических обменов по данной модели лишь просто предоставляют свои туристические ресурсы, причем практически за бесценок.

     Обе приведенные модели доказывают тот  факт, что  выездной туризм может  стать весьма прибыльным и стимулирующим  развитие местной промышленности и сферы услуг видом деятельности только при условии грамотной и планомерной политики власти отправляющего региона, направленной во-первых, на корректировку выездных туристических потоков в направлении стран- наиболее активных торговых партнеров; во-вторых, на развитие инвестиций в туристическую индустрию рецептивных стран и регионов; и в третьих, на предотвращение проникновения представителей туристического бизнеса рецептивных регионов в национальную туристическую индустрию (например, в сферу авиаперевозок или туроперейтинг).

     Следовательно, любые виды международного туризма (как выездной, так и въездной), являясь сложными социально-экономическими явлениями, способны оказывать на экономическую  систему региона как позитивное, так и негативное воздействие. Однобокий протекционистский подход, основанный на приоритете въездного туризма, изначально ошибочный, и не отвечает реалиям современного экономического развития. Для целого ряда государств, не обладающих преимуществами в производстве национального туристического продукта, именно выездной туризм способен стать мощным инструментом  как повышения уровня жизни местного сообщества, так и стимулирования роста промышленного производства и степени вовлеченности страны в мировые торговые процессы, тогда как концентрация усилий страны на производстве национального туристического продукта и на его популяризации в мире окажутся тщетными и малоэффективными. В любом случае, с целью достижения максимально позитивного экономического эффекта международного туризма необходимы отлаженные механизмы его государственного регулирования.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

РЫНКА ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 

     В первом полугодии 2009 года россияне оставили за границей 5,6 млрд. долларов. Львиная доля трат пришлась на личные поездки граждан - 4,4 млрд. долларов. При этом путешественников, выбирающих дальние страны, больше не стало. Наши сограждане теперь предпочитают все более качественный и комфортабельный отдых. Специалисты утверждают, что такая тенденция сохранится, и в следующем году заграничные траты могут вырасти еще примерно на 10%7.

     По  данным исследований компании "БДО  Юникон", 85% общих трат пришлось на страны дальнего зарубежья, в которых  за январь-июнь побывало около 5 млн. россиян. Личный вклад в увеличение зарубежных трат сейчас вносят в основном граждане, выбирающие дорогостоящий качественный отдых. Таких сейчас становится все больше. "Два года назад наибольшая часть спроса - около 40% - приходилась на двух-трехзвездные отели. Сейчас количество таких заявок снижается. Большинство клиентов предпочитают четыре звезды, быстро растет интерес к апартаментам класса "люкс". Естественно, состоятельные туристы тратятся и на другие услуги - комфортабельный перелет, дорогие рестораны и магазины", - поясняют в турагентствах.

     По  мнению экспертов Российского союза  туриндустрии (РСТ), интерес к качественным и дорогим личным поездкам будет  расти еще несколько лет. Это  компенсирует отсутствие увеличения численности  выездного потока и сможет еще  больше повысить уровень зарубежных трат, считают "Известия". 
 
 

     Таблица - 1.Статистическии данные о состоянии  выездного туризма

       в России за 2008 год8.

  Количество

отправлений (тыс.)

Прирост с 2000 года

     ( % )

Финляндия      1720      +215
Китай      1200      +110
Турция      880      +108
Германия      560      -121
Испания      270      +114
Чехия      256      +180
Болгария      220      +160
Южная Корея      190      +194
Польша      189      +210
Египет      180      +133
Италия      175      +103
Япония      160      +109
Кипр      157      +114
Франция      153      +112
ОАЭ      140      +119
Австрия      121      +190
Андорра      110      +126
США      100      -84
Швейцария      80      +107
Швеция      62      +70
Всего выездов      6000      +105

Информация о работе Выездной туризм