Выездной туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:30, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обоснование экономической эффективности рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния, основных проблем и перспективы развития..
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить особенности функционирования рынка международного выездного туризма;
определить влияние выездного туризма на экономическую систему России;
обосновать перспективные направления развития выездного туризма для России, обеспечивающие следованию национальным интересам и стратегическим целям российского общества;
проанализировать основные европейские и азиатские направления российского выездного туризма, рассмотреть принципы формирования выездных туров на примере наиболее популярных среди отечественных туристов государств (Финляндия, Италия, Франция, Египет и Турция);
охарактеризовать состояние рынка выездного туризма в Ростовской области, выделить основные проблемы и перспективы его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1

1.1
РЫНОК ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Смысл и содержание рыночных отношений в сфере международного туризма
6
1.2 Спрос на рынке выездного международного туризма 7
1.3 Предложение на туристическом рынке 13
1.4 Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма
16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
23
2.1
Европейские направления выездного международного туризма в РФ
25
2.2 Азиатские направления российского выездного туризма 43
ГЛАВА 3

3.1
ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации
53
3.2 Возможные перспективы развития национального выездного туризма 62
3.3 Состояние рынка выездного туризма в Ростовской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Работа содержит 1 файл

Дипломвыездной.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

      Зимние  чартерные программы менее активны, цепочки ставят пока только из Москвы (на Бурсу и Эрзурум), из региональных центров распространены либо чартеры  с простоем на новогодние праздники и зимние каникулы, либо программы в Улудаг, базирующиеся на регулярном или чартерном перелете в Стамбул и длительном трансфере на курорт.

      Стамбул пока остается  единственным ярко выраженным круглогодичным экскурсионным  или  шоп –направлением.

      Схемы организации наземного обслуживания также разнообразны и зависят  от объемов продаж туроператоров  и их финансовых ресурсов. Крупные  московские и региональные фирмы  уже давно практикуют приобретение блоков мест в турецких отелях. Обычно в ассортименте таких презентативщиков места в 10-30 базовых отелях (в которых они имеют оплаченные комнаты и которые они реализуют в первую очередь). Количество выкупаемых мест часто сопоставимо с количеством мест на чартерных рейсах (по мнению аналитиков туристического рынка, время, когда крупные туроператоры выступали в роли авиаброкеров и вовсю торговали не туристическими пакетами, а своими креслами на бортах, прошло. Сегодня каждый игрок на дестинации заявляет о намерении «грузить» чартеры только туристами, купившими полный туристический пакет). Комнаты оплачиваются обычно в наиболее популярных отелях категории 4-5*. Для расширения ассортимента презентативные туроператоры могут предлагать  ряд дополнительных отелей, места в которых в дальнейшем будут приобретаться через турецкие meet –компании. Стоит отметить, что имеющие блоки мест в турецких отелях туроператоры зачастую сами организуют трансфер (через аренду автобусов и автомобилей в Турции), имеют собственных представителей на курортах, гидов и экскурсоводов,  а также участвуют в организации анимации и русскоговорящего сервиса в своих базовых гостиницах.

      Региональные  турфирмы или мелкие туроператоры чаще всего выкупают только блоки мест на чартерах, тогда как «наземный  сервис» ими приобретается у  турецких meet-компаний (как на условиях разовых заявок, так и на более рисковых схемах – квотирование, блочные покупки). Такие фирмы отличаются огромным ассортиментом предлагаемых отелей  (хотя уровень цен на тур-пакет у них может и не отличаться от аналогичных предложений презентативных туроператоров), редкими специальными предложениями, отсутствием высокого комиссионного вознаграждения и бонусной системы для агентств (комиссия редко достигает 5-7%), избеганием демпинга и практики «горящих туров» (только в случае «сгорания» авиабилета).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ВЫЕЗДНОГО

ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ  ИХ РЕШЕНИЯ 

    3.1. Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации 

     Российский  туристический рынок скоро отметит свое двадцатипятилетие. За время его существования достигнуто немало, начиная от практически полного установления законодательной базы функционирования туризма, до появления крупных туристических фирм, само существование которых доказывает рентабельность и перспективность туристической деятельности в нашей стране.

     С одной стороны, казалось бы, туристический  рынок, не смотря на перипетии национальной экономики, стремительно развивается - туристический поток год от года растет, с каждым новым сезоном  увеличивается количество туристических фирм, все более масштабными и значимыми становятся центральные и региональные туристические выставки. Однако, стоит провести  структурный анализ российских туристических потоков, изучить доли рынка национальных туроператоров, сразу же становится очевидной уязвимость, нестабильность и даже в чем то обреченность российского туризма.

     Условия жизни россиян, характеризуемые  существенной дифференциацией населения, невысокой материальной обеспеченностью, как и особенности отечественных отпусков и форм отдыха, привели к довольно парадоксальной ситуации, при которой представители среднего класса стремятся выехать на зарубежные курорты, а отдых в своей собственной стране предпочитают либо клиенты высокого сегмента, либо, наоборот, самые малобюджетные туристы. Если причины привязанности к российским курортам туристов с низким уровнем доходов можно легко объяснить его сравнительной дешевизной, то предпочтения искушенных в отдыхе VIP –клиентов основаны, скорее всего, на  таких конкурентных преимуществах внутреннего туризма как отсутствие языкового барьера, адекватное отношение к отдыхающим обслуживающего персонала, возможности приобретать туры в «последнюю минуту».

     Данная  ситуация неизбежно приводит к двум негативным последствиям. Прежде всего, это ориентация отечественных курортов либо на самых малобюджетных туристов, либо на «высокий сегмент потребителей», что вызывает гипертрофированный рост цен на услуги гостиничных предприятий, предлагающих комфортные условия проживания. Проблема нехватки (или полного отсутствия) отелей средней руки, предлагающих сервис уровня ** или *** по ценам, приемлемым для среднего класса (а в условиях России это люди с доходом  400-450 долларов в месяц) актуальна как для российских туристических центров, так и курортов.

     Вторая  негативная тенденция заключается  в том, что рост выездного туризма  в основном происходит за счет среднего класса, желающего получить недоступный  на родине высокий или средний  уровень сервиса по приемлемой цене. Представители среднего класса – люди с невысоким, но стабильным заработком, знающие цену деньгам, поэтому зачастую они выбирают поездку, руководствуясь предлагаемой туроператорами ценой. Экономия ведет к популяризации массовых направлений выездного туризма и «сползанию» туроператоров в ценовую конкуренцию.

     Анализ  направлений современного российского  выездного туризма позволяет  сделать вывод, что наиболее популярными  являются дестинации, отличающиеся льготными  туристическими формальностями, обладающие определенной степенью известности  среди потребителей, предлагающие среднего качества «наземное» обслуживание по невысоким ценам.

     Известность зарубежного направления  среди  отечественных потребителей – динамичная величина, на рост которой способны оказывать воздействие как промоушн -усилия заинтересованных туроператоров, так и туристических представительств зарубежных стран. Особо активным продвижением зарубежных дестинаций  занимаются туроператоры (и с участием иностранного капитала, и полностью российские фирмы), степень заинтересованности которых в продаже туристического продукта усиливается льготными условиями сотрудничества с принимающими компаниями, отелями, возможностью получения аккредитации в консульских службах страны и даже непосредственными капиталовложениями со стороны иностранного бизнеса и власти.

     Дешевое «наземное» обслуживание основывается на географической близости дестинации, низком уровне жизни местного населения  рецептивного региона и возможности  получения высоких дисконтов  в случае вступления туроператоров  в рисковые формы взаимодействия с поставщиками туристических услуг (в первую очередь, с авиакомпаниями и отелями).

     Туроператоры  как организаторы групповых поездок  готовы перенимать на себя существенные риски, связанные с рентабельностью  перевозки, по одной причине –  возможности удешевления туристического пакета (в сравнении с базирующимися на регулярных перевозках турами), так как именно достижение минимальной себестоимости в настоящее время является главным козырем и основным конкурентным преимуществом на российском туристическом рынке.

     Еще более выгодную ценовую позицию  имеют турфирмы, вступающие в рисковые формы сотрудничества с представителями  гостиничного бизнеса зарубежных стран. В настоящее время деятельность ни одного крупного игрока туристического направления не обходится без выкупа последним блоков мест в зарубежных гостиницах (причем все чаще с полной предоплатой стоимости комнат еще до наступления туристического сезона).

     С одной стороны, минимизация себестоимости  туров – позитивная для туристического рынка тенденция, способствующая росту туристического потока и рентабельности аутгоинга (за счет эффекта масштаба), но современная ситуация на туристическом рынке России  свидетельствует об обратном.

     На  фоне растущего потребительского спроса на туристическом рынке, объясняемого повышением материального обеспечения россиян, наблюдается постоянное падение прибыльности и рентабельности туристического бизнеса, причем особенно в самых популярных среди граждан массовых направлениях. Причинами этого становятся усиливающиеся амбиции новых игроков туристического рынка, появляющихся практически перед каждым новым туристическим сезоном.

     Специфика туристической деятельности заключается  в необходимости наличия не только прочных (лучше личных) связей с поставщиками туристических услуг, но и  доступа туроператоров  к финансовым источникам (кредитам банков, частных инвесторов, крупных промышленных предприятий), поскольку сезонный характер туристического бизнеса приводит к «замораживанию» довольно солидных денежных сумм (оплата блоков мест в отелях, чартерных программ, без которых современный туроперейтинг невозможен), которые многократно превышают оборотные капиталы самой турфирмы, минимум на 2-3 месяца.

     Отечественные инвесторы, среди большинства которых  в настоящее время не выработалось «серьезного» отношения к туризму, не склонны осуществлять долгосрочные  капиталовложения в туристическую деятельность. Причины этого ясны и кроются в молодости и малоопытности российского турбизнеса. Объекты капиталовложений в туризм, чаще всего, не имеют материального выражения (брэнды, торговые марки, личные связи с поставщиками, собственная клиентская база); а сама туристическая деятельность – чрезвычайно сезонное явление, зависящая от огромного количества факторов внешней среды. Гораздо более привлекательными объектами инвестирования могут послужить промышленные предприятия, тем более имеющие непосредственное отношение к природным ресурсам. Не желая рисковать и работать на перспективу, инвесторы, если и финансируют туроператоров, то на довольно жестких условиях (кратчайшие сроки возвращения кредитов, достижения максимальной прибыльности, окупаемости и т.д.). Это толкает «молодых» (или не очень «молодых») профинансированных туроператоров, сломя голову, бросаться на рынки массовых направлений выездного туризма, сулящих в случае успешной конкурентной борьбы (то есть, достижения минимальной рыночной цены турпакета), высокие объемы продаж и рост прибыли за счет эффекта масштаба.

     Данное  утверждение постоянно подтверждается на практике (особенно в условиях столичного туристического рынка, отличающегося максимальной жесткостью ценовой конкуренции) регулярным приходом на рынок массовых направлений выездного туризма новых игроков со все большим финансовым  бременем на плечах, облегчение которого видится только в скорейшем переделе рынка в собственную пользу посредством минимальных (обычно демпинговых) цен и агрессивной рекламной политики.

     Демпинг стал обычным явлением для туристического рынка российской столицы. В регионах демпинговые процессы сдерживаются обычно монопольным властвованием региональных авиаперевозчиков (ограниченные перевозные мощности которых обычно не удовлетворяют туристический спрос в регионе).

     Демпинга  в направлении европейских государств (за редким исключением в виде Болгарии, Чехии и Испании) и российских курортов (!) практически не наблюдается. Причина тому наряду с существующими визовыми режимами (предварительное визирование останавливает продажи минимум за неделю до момента отправления туристов, а предварительный отказ как от чартера, так и от забронированных блоков мест в отелях  меньше ударяет по карману) еще и в скромной квоте гостиничных номеров, выделяемых для российских туристов, что существенно ограничивает предложение на туристическом рынке и не допускает безумного снижения рыночной цены. 

     С другой стороны демпинг ежегодно сотрясает турецкое, египетское, тайское (а в перспективе,  тунисское  и индийское) направления, отличающиеся визированием по прибытию и широкой, доступной по цене  гостиничной  базой, мощности которой позволяют  подтверждать практически любой тур в любое время года.

     Негативные  последствия демпинг имеет  для  всех участников туристического рынка. От него страдают конкурирующие туроператоры, которые вслед за демпингующим новичком вынуждены снижать рыночные цены за счет сокращения собственной рентабельности и вступления во все более рискованные схемы сотрудничества с поставщиками туристических услуг ради снижения их себестоимости. Негативно сказывается демпинг и на поведении турагентов, которые в поисках наиболее выгодных цен, наращивают собственную мобильность (готовность сотрудничать одновременно с большим количеством туроператоров).

     От  демпинга страдают и потребители, в  сознании которых формируется неадекватное представление о рыночной цене туристического продукта. Наконец, демпинг – это порочный круг для самого его организатора. На начальных этапах туроператор видит в нем инструмент моментального выхода на туристическое направление, быстрого захвата максимальной рыночной доли, планируя в дальнейшем постепенно увеличивать собственную рентабельность, пользуясь лояльностью завоеванных потребителей. Однако, таким планам зачастую не суждено сбыться, поскольку демпинг не приводит к созданию лояльной потребительской аудитории как таковой, привлекает только покупателей, ищущих минимальной стоимости туристического продукта (а это самая непостоянная категория покупателей, легко меняющая туроператоров).

Информация о работе Выездной туризм