Выездной туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:30, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обоснование экономической эффективности рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния, основных проблем и перспективы развития..
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить особенности функционирования рынка международного выездного туризма;
определить влияние выездного туризма на экономическую систему России;
обосновать перспективные направления развития выездного туризма для России, обеспечивающие следованию национальным интересам и стратегическим целям российского общества;
проанализировать основные европейские и азиатские направления российского выездного туризма, рассмотреть принципы формирования выездных туров на примере наиболее популярных среди отечественных туристов государств (Финляндия, Италия, Франция, Египет и Турция);
охарактеризовать состояние рынка выездного туризма в Ростовской области, выделить основные проблемы и перспективы его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1

1.1
РЫНОК ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Смысл и содержание рыночных отношений в сфере международного туризма
6
1.2 Спрос на рынке выездного международного туризма 7
1.3 Предложение на туристическом рынке 13
1.4 Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма
16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
23
2.1
Европейские направления выездного международного туризма в РФ
25
2.2 Азиатские направления российского выездного туризма 43
ГЛАВА 3

3.1
ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации
53
3.2 Возможные перспективы развития национального выездного туризма 62
3.3 Состояние рынка выездного туризма в Ростовской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Работа содержит 1 файл

Дипломвыездной.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

       Франция – одна из самых  популярных стран  среди россиян, никого не оставляющая  равнодушным, заставляющая вернуться  снова и снова. Это крупнейшая туристическая держава в мире, принимающая в год почти 60 миллионов туристов со всех концов света. Это исторический центр, центр моды, парфюмерии, косметики, кулинарии и виноделия Основные посетители страны – итальянцы, немцы, британцы, бельгийцы, швейцарцы, испанцы и американцы. Россия как отправляющая страна во французском въездном туризме представлена пока скромно (в третьей десятке стран), хотя темпы роста популярности Франции в России стремительны.

      Среди целей поездок во Францию у  россиян лидируют познавательные (более 80% поездок носили экскурсионный характер), далее идет отдых на море, отдых на горнолыжных курортах, лечение.

       Адресные  туры в Париж из России организуют на базе регулярной перевозки «Аэрофлотом» или «Air France» в столичные аэропорты Шарля де Голля, Бурже или Орли. С 2003 года московскими туроператорами был предложен принципиально новый тур-продукт, основанный на чартерной перевозке в аэропорт Бовэ (от Парижа 70 км), что позволило на 20-25% уценить  туристический пакет.

       В состав стандартного группового тура помимо перелета  входит проживание (отели категории 2,3*, обычно в 9 округе Парижа), питание – континентальный завтрак, а также 2-3 автобусные экскурсии (одна из которых выездная в Версаль или Фонтенбло), 1-2 пешеходная (обычно по музеям центральной части города) и катание на кораблике по Сене. Конкуренция на французском направлении такова, что в случае облегчения визового режима и падения курса евро, весьма вероятным бы было превращение Франции в массовое и поточное направление выездного туризма. Средний уровень цен  на тур-пакеты опущен до уровня 400 евро за неделю (на уровне более дешевой Испании), туры крайне минимизированы, основаны на низкокачественных услугах отелей, экскурсоводов, и это дает себя знать в росте количества недовольных страной россиян.

       Не  менее 40% всех российских посетителей Парижа прибывают туда на автобусе (прямого поезда из России в Париж нет) во время автотуров по Европе. В каждом третьем автотуре, предлагаемом на российском рынке, есть посещение Парижа, что свидетельствует  о популярности города в России. Автотуристов обычно расселяют в низкокатегорийных отелях не самых лучших районов Парижа (чаще всего на Монмартре) сроком на 2-4 дня и предлагают 2-3 автобусные и пешеходные экскурсии (часто за дополнительную плату).

      Длительные туры в Париж (более 5 дней) подразумевают выездные однодневные экскурсии. Прежде всего, это Версаль, Фонтенбло, русское кладбище Сент-Женевьев – де –Буа, замки Луары, Шартр, Реймс, и конечно, «Евро Дисней», парк развлечений «Астерикс», «Футуроскоп». С 2001 года также предлагаются групповые кольцевые авто+авиа  туры по Франции. При этом туристы прибывают в Париж, где проводят 2-3 дня и далее отправляются на автобусе по французским провинциям (Луара, Нормандия, Бретань, Бургундия и даже Лазурный берег) с дальнейшим вылетом на родину из Парижа. За счет дешевизны провинциальных отелей (в сравнении с парижскими) уровень цен на авиа + авто туры по стране мало отличается от адресного тура в Париж с хорошей экскурсионной программой. Учитывая тягу российского туриста к смене мест и познанию, а также некое моральное устаревание адресных туров во французскую столицу, можно не сомневаться в популярности данных программ.

       Помимо  познавательных туров, в Париж организуются деловые поездки (на базе регулярных авиаперелетов и высоко категорийных отелей в центре), тематические туры (кулинарные, модные, винодельческие), аттрактивные поездки для семейных путешественников (с посещением многочисленных парков развлечений).

       Отдых на побережьях Франции – это отдых  в курортных городках с богатой  историей и массой достопримечательностей и развлечений. Зачастую море здесь выступает только фоном для отдыха, а не неотъемлемой его частью. Почти в каждом курортном городке имеется своя набережная – променад, отделяющая город от пляжа, целые кварталы, состоящие из баров, ресторанов, бутиков и ночных клубов. 

       Лазурный  берег обладает всем необходимым  для организации полноценного отдыха:

  • развитая сеть автострад, железных дорог связывает его со всеми крупнейшими городами Франции и Европы;
  • международный аэропорт Ниццы занимает первое место в провинции по количеству обслуживаемых пассажиров (7 млн человек в год);
  • гостиничное хозяйство состоит из отелей люкс (среди них 77 отелей имеют категорию 4*) и гостиничных резиденций (44000 мест).

       Горнолыжная Франция – это самое большое количество подъемников в мире и самые короткие очереди на них, самая большая территория горнолыжного катания и широкий выбор трасс и новейшее техника, устойчивая погода, обилие солнечных дней в году, гарантированный снег с начала декабря по середину мая. Самое благоприятное время для катания устанавливается с середины февраля, когда устанавливается стабильная солнечная погода.

       Существует  несколько типов французских  горнолыжных курортов:

  • альпийские деревни (Шамони, Межев) – освященные вековыми традициями с сохранившейся архитектурой и старинными мощенными улочками;
  • спортивные горнолыжные курорты для молодежи и любителей активного отдыха (Валь Торанс, Менуир, Лез Арк, Тинь, Ла Плань), где катание начинается прямо отдвери отеля или апартаментов;
  • семейные горнолыжные курорты с прекрасной спокойной атмосферой (Мерибель, Ле дез Альп);
  • элитные горнолыжные курорты высочайшего уровня, расположенные в живописных местечках (Валь Д’Изер, Куршавель).

      Отелей  на курортах не очень много, 4* de luxe – максимальная категория, 80% - частные апартаменты и квартиры. Апартаменты тоже классифицируются звездами от 2 до 4*, а также полуофициальными «солнышками» и «птичками». Зачастую отели снижают собственную категорию, экономя на налогах. По внешнему виду все отели – типичные шале высотой 3-4 этажа. Наличие бассейна, сауны, джакузи, турецкой бани и фитнес-центра характерно для четырехзвездочного отеля, но многие отели категории 3* также предлагают данные услуги за дополнительную плату. Во всех отелях имеются хранилища для лыж, пункты проката лыжного инвентаря. Практически все отели расположены непосредственно около начала лыжных трасс.

      Рынок французского туристического продукта в России один из самых старых. В  настоящее время можно выделить две основные тенденции этого  сегмента рынка:

      -многочисленные  попытки крупнейших отечественных  туроператоров «поставить» Францию  «на поток», превратить (прежде всего,  Париж) в направление массового  туризма. С этой целью организован  чартерный перелет в аэропорт  Бовэ (дальний пригород Парижа), приобретаются жесткие блоки мест на регулярных рейсах как «Аэрофлота», так и “Air France”, многие туроператоры приобретают блоки мест во французских отелях, пытаясь снизить стоимость «наземного обслуживания». В результате в 2002 году впервые был произведен «выстрел» на рынке – предложение Парижа по цене чуть выше испанской (от 399 евро за неделю, включая авиаперелет), хотя данная цена на рынке на продержалась и одного сезона (что, скорее всего, можно объяснить высокими издержками работы с Францией и непредсказуемостью выдающих визы чиновников), рыночная цена туров в Париж существенно опустилась, снизив рентабельность туроперейтинга и заставив крупнейших игроков направления создавать новые схемы и технологии работы;

  • расширение ассортимента туров во Францию (за счет пляжных, горнолыжных курортов, а также познавательных автобусных туров по провинциям). При этом ценовой диапазон не определен – от самых дешевых автобусных туров до VIP – поездок. Данная тенденция характеризует «взросление» французского рынка, поскольку делает предложения отечественных туроператоров адекватными туристическому потенциалу Франции.

      Чартерные программы из России во Францию организуются круглогодично. При этом в летнее время появляются  рейсы в Ниццу, в зимнее – чартеры на Гренобль, Шамбери и Лион (с регулярностью в одну неделю). На пиковые даты (новый год, каникулы, майские праздники) чартеры (даже на парижские дестинации) «поднимаются» из региональных центров страны (Екатеринбург, Ростов, Петербург и т.д.).

      В структуре спроса преобладают познавательные авиа-, авто- и комбинированные авто+авиа туры (в большинстве своем «зацикленные» на Париж и столичный округ). Предлагаемые сегодня туры по провинциям страны, а также набирающие популярность тематические туры (например, «Дорога замков и вина») в основном также начинаются и заканчиваются в Париже, а доля их в общей структуре спроса не превышает 10%. Диапазон цен на познавательные туры довольно широкий - от 450 до 1200 евро за неделю при базовом расселении.

     Летние  пляжные туры во Францию дорогое удовольствие (стоимостью не ниже 800 евро за неделю), более того, французские пляжные отели и сервис в них на фоне оплаченных стоимостей часто вызывает недоумение у россиян, избалованным турецкими или даже испанскими курортами (отечественный турист больше ценит качество получаемых услуг, чем аристократичность духа курорта и престиж от пребывания на нем).

     Восточная Европа как историко-географический регион включает: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии (Словению, Хорватию, Сербию, Боснию, Герцеговину, Черногорию, Македонию), Албанию, Латвию, Литву, Эстонию.

     Страны  Восточной Европы отличаются друг от друга по географическому положению, конфигурации, размерам территории, богатству  природных ресурсов.

     По  развитию туриндустрии регион Восточной  Европы, несмотря на наличие здесь  многообразных рекреационных и  познавательных ресурсов, отстаёт от Западноевропейского региона. Это объясняется рядом факторов:

  1. в странах Восточной Европы процесс переориентации туристской индустрии от планового хозяйства к рыночному протекает медленно;
  2. туристская индустрия, а также уровень сервиса стран Восточной Европы по многим показателям не соответствует современным международным требованиям и стандартам, принятыми в Западной Европе;
  3. недостаток рекламы туристского продукта многих восточно-европейских стран на западном рынке;
  4. по приёму гостей с восточноевропейскими странами успешно конкурируют такие традиционно туристские страны, как Греция, Турция, Кипр, Мальта, Египет, Испания…;
  5. негативный имидж Восточной Европы в связи с конфликтом в странах бывшей Югославии.
 

       Наиболее  популярными среди россиян и перспективными на туристическом рынке являются Чехия и Хорватия.

     Чехия - недорогая страна, подходящая для  любого вида туризма (экскурсионных  программ, отдыха, лечения и детского отдыха), так и для всех категорий  туристов. Особенностями страны можно назвать удивительно хорошо сохранившееся средневековье (в виде более чем 2000 замков по всей стране), относительно доступное и качественное лечение, практически полное отсутствие языкового барьера. Из достоинств страны как направления туристической деятельности можно выделить – довольно льготный (в сравнении с шенгенскими странами ) визовый режим в отношении россиян, возможность организации чартерных перелетов (аэропорт Пардубице – 110 км от Праги), а также географическое положение страны (центр Европы, близость от западных границ России) и ее компактность (внутренние переезды занимают не более 3-4 часов).

     Из  недостатков Чехии как направления  выездного туризма можно выделить:

     - отсутствие общих границ со  странами СНГ (по этой причине,  организация автобусных туров требует одновременного открытия сразу двух вид – обычно польской и чешской – туристам из России);

  • низкий уровень жизни местного населения, что порождает такие негативные явления как мошенничество, кражи в отелях, грабежи (наиболее преуспела в последнем так называемая «русская мафия», состоящая в основном из выходцев с Украины, хотя и своих криминальных личностей в стране немало);
  • как и Россия, Чехия только начинает создавать собственную сильную туристическую индустрию и пока не имеет богатого опыта в приеме потока иностранных туристов. В стране множество средств размещения, из которых все сильнее позиции  частного сектора (особенно в Праге), классификация которых согласно привычной для туристов звездной системе не представляется возможной.
  • В последнее время среди богатеющих россиян все более востребованы оздоровительные туры в Чехию. Чешские курорты (особенно Карловы Вары, Мариански Лазне, Франтишковы Лазне)   широко известны не только в России, уровень сервиса и качество лечение сопоставимы с аналогичными услугами немецких или австрийских курортов, а цены существенно ниже.

     В направлении Чехии их России распространены автобусные, железнодорожные и авиационные  туры, причем первые два типа туров  организуются из Москвы и региональных центров России в Прагу (в большинстве случаев), тогда как авиатуры направлены как в Прагу (регулярные авиалинии), так и в Подебрады (чартерные программы), и также осуществляются из Москвы (круглогодично) и регионов (сезоны).

       За  последние три года Хорватия  стала чрезвычайно популярной России, благодаря ряду конкурентных преимуществ страны как экскурсионного и пляжного направлений. Среди них можно выделить практическое отсутствие визовых формальностей, отсутствие языкового барьера (большинство местного населения понимают и говорят по-русски), программа «открытого неба» для российских чартеров (практически все крупные курортные центры принимают отечественные самолеты), безопасная криминальная обстановка, географическая близость (3-4 часа лета), сравнительно дешевое обслуживание, оптимальные для россиян климатические условия, не требующие длительной адаптации, и, конечно, живописные ландшафты и одни из самых чистых в  Европе пляжи.

       Основные  недостатки Хорватии объясняются молодостью туристической индустрии и довольно нестабильной ситуацией в соседних балканских странах. К ним можно отнести, прежде всего, нехватку гостиничной базы. Несмотря на динамично развивающийся гостиничный сектор (в среднем номерной фонд страны растет на 12-15% в год) он не соответствует темпу роста спроса, что вынуждает туроператоров вступать в рисковые формы сотрудничества с хотельерами и пересматривать ценовую политику (конечно, в сторону роста цен) даже в рамках одного сезона. Больше всего в стране отелей «средней руки», катастрофически не хватает отелей класса люкс. Кроме того, сервис в гостиничных предприятиях часто низок. Номера четырхзвездников могут оказаться очень тесными и без кондиционеров, а при отелях – отсутствовать бассейны. Крупные отели категории 2-3* на самом деле реанимированные советские пансионаты с незабываемым сервисом и качеством питания. В настоящее время бурно развивается сектор частных отелей, сред которых многие, хоть и небольшие по вместимости, однако предлагают услуги, сравнимые с европейскими. Кроме того, избалованные турецкими клубами, российские туристы порой недовольны отсутствием анимации, необходимостью платить за пляжный сервис (зонтики, шезлонги и т.д.)

Информация о работе Выездной туризм