Маркетинговое исследование фармацевтического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа выполнена с целью анализа идеи создания в Волгоградской области крупного фармацевтического производства. При подготовке документа выполнены:
оценка особенностей фармацевтической отрасли;
анализ и прогноз тенденций развития фармацевтического рынка России;
обоснование выбора региона для размещения производства;
оценка особенностей регионального рынка фармпрепаратов;
сегментация исследуемого региона;
обзор основных потенциальных конкурентов.

Содержание

Введение
1 Структура и особенности российского рынка фармпрепаратов
1.1 Состояние российского фармацевтического рынка
2 Российские лекарственные средства
2.1 Производство лекарственных средств
2.2 Производство субстанций
2.3 Импортные лекарственные средства
2.4 Основные тенденции развития российского фармацевтического рынка
3 Основные особенности фармацевтического рынка региона
3.1 Описание географического сегмента
3.2 Основные поставщики и объемы поставок лекарственных средств
3.3 Особенности ценообразования
4 Сегментация фармацевтического рынка региона
4.1 Сегментация по видам продукции
4.2 Сегментация по видам бизнеса
4.3 Сегментация потребителей
4.4 Основные конкуренты
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

маркетингсеместровая.docx

— 134.60 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ 
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 
 
 
 
 

      
Семестровая работа 
Тема: «Маркетинговое исследование фармацевтического рынка» 
 
 
 
 

      
Выполнила: студентка  
группы ЭМП-355 
Рыбкина А.С.  
Проверил: доцент 
Самсонова Е.В. 
 
 
 

      
Волгоград 2011г.

     Содержание 

     Введение

     1 Структура и особенности российского  рынка фармпрепаратов 

     1.1 Состояние российского фармацевтического  рынка 

     2 Российские лекарственные средства 

     2.1 Производство лекарственных средств

     2.2 Производство субстанций 

     2.3 Импортные лекарственные средства 

    2.4 Основные  тенденции развития российского  фармацевтического рынка 

     3 Основные особенности фармацевтического  рынка региона 

     3.1 Описание географического сегмента 

     3.2 Основные поставщики и объемы  поставок лекарственных средств

     3.3 Особенности ценообразования 

     4 Сегментация фармацевтического  рынка региона 

     4.1 Сегментация по видам продукции 

     4.2 Сегментация по видам бизнеса 

     4.3 Сегментация потребителей 

     4.4 Основные конкуренты 

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Настоящая работа выполнена с целью анализа  идеи создания в Волгоградской области  крупного фармацевтического производства. При подготовке документа выполнены:

  • оценка особенностей фармацевтической отрасли;
  • анализ и прогноз тенденций развития фармацевтического рынка России;
  • обоснование выбора региона для размещения производства;
  • оценка особенностей регионального рынка фармпрепаратов;
  • сегментация исследуемого региона;
  • обзор основных потенциальных конкурентов.
 

     Результаты  проведенных исследований подтверждают перспективность сформулированной выше бизнес-идеи. В Заключении предложены направления дальнейших работ по подготовке инвестиционного проекта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Структура и особенности российского рынка фармпрепаратов

     1.1 Состояние российского фармацевтического рынка  

     Фармацевтическое  производство - один из наиболее стабильных сегментов российской промышленности. Ориентирована фармацевтическая отрасль, главным образом, на внутренний рынок, а значит, в отличие от экспортно-ориентированных  отраслей, менее чувствительна к  колебаниям валютных курсов. Спрос  на фармацевтическую продукцию слабо  зависит от фазы экономического цикла, что положительно влияет на развитие отрасли в целом. Даже в период спада производства в середине 90-х  годов уменьшение объемов в фармацевтике не было таким значительным, как  в других отраслях. Достаточно отметить, что доля убыточных предприятий  этого сегмента рынка на начало 2000 года составляла 12,6%, в то время как  в целом по промышленности — около 50%.

     И сегодня российская фармацевтическая промышленность уверенно демонстрирует  быстрые темпы роста. Российский рынок фармацевтики по своему объему находится на втором месте после  продовольственного, и по оценкам  экспертов на начало 2002 г. емкость  российского фармацевтического  рынка составляла 3,5 млрд. долл. США.

     В России медикаменты выпускаются  на 117 предприятиях, причем 70% производства приходится на 16 крупнейших предприятий. 84% отечественных предприятий фарминдустрии  имеют негосударственную форму  собственности, чего не встретишь ни в одной стране мира.

     По  данным официальной статистики в  России в настоящее время насчитывается  около 7 тыс. оптовиков (по оценке компании «Росфарм» около 3 тыс.), хотя, по мнению специалистов, для удовлетворения потребностей отечественного рынка достаточно 250 - 300 крупных оптовых компаний.  
 

     2 Российские лекарственные средства

     2.1 Производство лекарственных средств 

     До  кризиса 1998 года импортная продукция  практически не встречала серьезной  конкуренции со стороны российских производителей, восполняя пробелы  в их ассортименте. Однако после  кризиса многие отечественные фармзаводы сделали ставку на производство импортозамещающих  препаратов.

     Ассортимент импортозамещающей продукции сейчас приближается к двум сотням наименований, причем по многим позициям внутреннее производство может удовлетворить  все потребности российского  рынка. Однако на соотношение импортных  и отечественных лекарств это  пока существенного влияния не оказывает. Дело в том, что большинство иностранных  производителей ориентируется на потребителей с доходами выше среднего уровня, которые  могут себе позволить дорогие  лекарства. Кроме того, ассортимент  российских производителей по-прежнему ограничен, и по целым терапевтическим  группам конкуренция с импортом вообще отсутствует.

     Многие  эксперты сходятся на том, что широкое  присутствие на российском фармацевтическом рынке зарубежных компаний, безусловно, повышает уровень конкуренции в  отрасли. В результате наибольшего  прогресса добиваются предприятия, модернизирующие производство, активно  обновляющие ассортимент и совершенствующие маркетингово - сбытовую деятельность.

     Несмотря  на сохраняющееся в отрасли в  целом достаточно сложное положение, в производстве лекарственных средств, все же имеют место и позитивные сдвиги. Так, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на российских фармацевтических предприятиях возросло производство медицинских  антибиотиков на 17,7%, витаминов - на 21,8%. В первом полугодии 2001 г. на большинстве  предприятий отрасли (60%) отмечалось увеличение объемов производства по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Например, на ОАО "Нижфарм" объем выпуска продукции увеличился более чем в 2 раза, на ФГПО "Мосхимфармпрепараты" - на 63%, на ОАО "АЙ-СИ-ЭН Лексредства" (г. Курск) - на 37,5%, на АО "Акрихин" - на 21,7%.

     За  прошедший 2010 год увеличился выпуск противотуберкулезных средств, препаратов для наркоза и местной анестезии, для лечения болезней эндокринной системы, органов пищеварения (в ампулах и упаковках), для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, кровезаменителей и других плазмозамещающих средств (в ампулах), препаратов для лечения психоневрологических заболеваний (в упаковках). Правда, при этом снизилось производство кровезаменителей и других плазмозамещающих средств в упаковках, а также болеутоляющих, жаропонижающих, противовоспалительных средств и витаминных препаратов во всех формах выпуска.

     По  оценкам специалистов в ближайшие 5 лет (2012-2017 г.г.) возрастет выпуск противоастматических, антигистаминных, противотуберкулезных препаратов, плазмозаменяющих средств, а также препаратов для лечения сердечно-сосудистых, глазных, психоневрологических заболеваний, болезней эндокринной системы, органов пищеварения, дисбактериоза. В производстве этих лекарств отечественные предприятия до сих пор отставали от зарубежных компаний из-за отсутствия современного оборудования по выпуску фармацевтических субстанций.

     В 2012 году ведущие российские компании ("Полифарм", "Акрихин", "Красфарма", "Органика", "Биосинтез", "Синтез" и др.) планируют модернизировать свои производственные мощности, направив на это около 125 млн. долларов США, что позволит сократить технологическое отставание от зарубежных конкурентов и занять нишу на изменившемся рынке.  
 

     2.2 Производство субстанций  

     Производство  субстанций лекарственных средств  на территории России до распада СССР являлось базовой подотраслью медицинской  промышленности: до 1992 г. отечественные  субстанции были основной экспортной продукцией отрасли в бывшие союзные  республики. С переходом к рыночным отношениям вследствие высокой материалоемкости и энергоемкости производства субстанций их выпуск стал малорентабельным. В 1998 г. номенклатура выпускаемых субстанций сузилась по сравнению с 1992 г. в 2,7 раза (до 100 наименований), объем производства сократился в 5 раз и составил 3,5 тыс. тонн (19,8% к уровню 1992 г.), а в 1999 г. снизился до 3 тыс. тонн и составил всего  лишь 17,2% от уровня базового года. Постоянно  снижается объем выпуска субстанций антибиотиков и витаминов (за исключением  незначительного увеличения их выпуска  в 1995 и в 1997 гг.).

     В результате постоянного роста цен  на сырье и энергоресурсы за период с 1992 г. по 2001 г. предприятия медицинской  промышленности были вынуждены существенно  сократить производственные мощности по выпуску субстанций. Таким образом, из производства оказалось выведено около 40% мощностей. Средний по предприятиям отрасли уровень использования  мощностей по производству субстанций в 2010 г. составил 18,5%, в том числе по субстанциям синтетических лекарственных средств - 14,7%, антибиотиков - 24,3% и витаминов - 34%.

     Рост  цен на материальные ресурсы привел к значительному увеличению себестоимости  субстанций, вследствие чего цены на этот вид продукции стали выше мировых. Поэтому отечественные производители  готовых лекарственных форм в  качестве сырья стали закупать импортные  субстанции, значительно сузив рынок  сбыта для российской продукции. Для приведения цен на фармацевтические субстанции к мировому уровню отечественным  предприятиям необходимо снизить затраты  на их производство не менее, чем в 2 раза, что возможно только при использовании новых ресурсосберегающих и менее энергоемких технологий. При существующем финансовом положении предприятий отрасли модернизацию производства производить крайне затруднительно.

     И все же, несмотря на существующие трудности, в 2011 году на фармацевтическом рынке России впервые было начато производство высокотехнологичных лекарственных субстанций. Группа "Фармавит" запустила в поселке Кузьмолово (Ленинградская обл.) завод "Фармсинтез" по производству высокотехнологичных лекарственных субстанций. Это первое предприятие такого рода в России. Отечественные фармацевтические предприятия, как правило, изготавливают субстанции недорогие и предпочитают сокращать их долю в производстве, поскольку они далеко не так рентабельны, как готовые лекарственные средства.

     В состав холдинга "Фармавит" входят компании ОАО "Фармавит", "АСГЛ - Исследовательские лаборатории", "Национальные биотехнологии", научно-производственная компания "Фармсинтез". Холдинг  является акционером нескольких фармацевтических заводов - "Биохимик" (Саранск), "Биосинтез" (Пенза), АКО "Синтез" (Курган). По данным ЦМИ "Фармэксперт", на долю этих заводов  приходится около 20% российского производства готовых лекарственных средств.

     "Фармсинтез" занимает новую для российских компаний нишу. Часть произведенных субстанций поставляется в страны Юго-Восточной Азии и Северной Африки. Продукция этого предприятия на 30% дешевле импортных аналогов. Стратегическим партнером в этом проекте выступает гонконгская компании "Cathey World Investments", выделившая "Фармавиту" инвестиционный кредит в сумме $2,5 млн. Как отмечают эксперты фармацевтического рынка, высокотехнологичных субстанций пока не производит ни одно российское предприятие. По оценкам экспертов компании "Фарммедсбыт", стоимость высокотехнологичных субстанций может составлять до $5000 за 1 кг. В то же время субстанции, которые производят российские предприятия, стоят обычно от $2 до $10 за 1 кг. Единственное исключение составляет субстанция дикаина, которую выпускает новокузнецкий завод "Органика", - она стоит $1000 за 1 кг. Если производимые "Фармсинтезом" субстанции действительно будут на треть дешевле импортных аналогов, это может заинтересовать производителей лекарств и сказаться на цене конечного продукта.  

     2.3 Импортные лекарственные средства  

     Одной из важнейших тенденций 2010-2011г.г. стало увеличение доли российских фармацевтических препаратов на отечественном рынке, что было обусловлено как удорожанием зарубежных лекарств, так и падением реальных доходов населения, подорвавшим платежеспособный спрос на фармацевтические товары. Следует отметить, что несмотря на рост доли отечественных производителей на рынке продаж фармпродукции, Россия по-прежнему находится в зависимости от иностранного поставщика.

Информация о работе Маркетинговое исследование фармацевтического рынка