Маркетинговое исследование фармацевтического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа выполнена с целью анализа идеи создания в Волгоградской области крупного фармацевтического производства. При подготовке документа выполнены:
оценка особенностей фармацевтической отрасли;
анализ и прогноз тенденций развития фармацевтического рынка России;
обоснование выбора региона для размещения производства;
оценка особенностей регионального рынка фармпрепаратов;
сегментация исследуемого региона;
обзор основных потенциальных конкурентов.

Содержание

Введение
1 Структура и особенности российского рынка фармпрепаратов
1.1 Состояние российского фармацевтического рынка
2 Российские лекарственные средства
2.1 Производство лекарственных средств
2.2 Производство субстанций
2.3 Импортные лекарственные средства
2.4 Основные тенденции развития российского фармацевтического рынка
3 Основные особенности фармацевтического рынка региона
3.1 Описание географического сегмента
3.2 Основные поставщики и объемы поставок лекарственных средств
3.3 Особенности ценообразования
4 Сегментация фармацевтического рынка региона
4.1 Сегментация по видам продукции
4.2 Сегментация по видам бизнеса
4.3 Сегментация потребителей
4.4 Основные конкуренты
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

маркетингсеместровая.docx

— 134.60 Кб (Скачать)

     По  прогнозам экспертов в 2012 году российские производители постараются продолжить свою экспансию на внутреннем рынке. Активизируются и дистрибьюторские компании, тогда как зарубежные фирмы будут в значительной степени сохранять выжидательную позицию.

     Опережающие темпы внутреннего обесценения  рубля по сравнению с внешним  по-прежнему остаются одним из важнейших  факторов, подрывающих конкурентоспособность  российских лекарств. В то же время, по мнению экспертов, в I квартале 2012 г. возможна относительная стабилизация долей рынка отечественных и зарубежных препаратов, хотя не исключается возможность дальнейшего усиления позиций зарубежных препаратов, но более медленными темпами.

     Ниже  на диаграмме приведена структура  российского рынка лекарств на январь 2012г. по производителям. Основными конкурентами для отечественных фармацевтических компаний являются предприятия стран СНГ, Прибалтики, Восточной Европы, а также Индии и Турции. Среди конкурентов такие традиционные для России поставщики, как Chinoin и Gedeon Richter (Венгрия), KRKA (Словения), Zork, Zdravle (Югославия), Ranbaxy Laboratories, Dr. Redd’s Laboratories, Torrent (Индия). Вместе они заполняют около 70% российского фармрынка (рисунок 1).  

     

     Рисунок 1 – структура российского рынка  лекарственных средств по производителям 

     С начала 90-х годов основная специализация  фармзаводов конкурентов - производство дженериков - оригинальных разработок ведущих западных фирм, срок эксплуатации эксклюзивного патента на которые  истек. Цены на такие лекарства ниже, чем на оригинальные препараты.

     

     Рисунок 2 – Страны экспортеры лекарственных  средств в Россию 

     Другая  группа поставщиков - это фармацевтические компании развитых стран: Astra, Bayer, Bristol-Myers Squibb (BMS), Ebewe, Hoechst, Pfizer, Glaxo Welcom и др. Таких  компаний около 40, в основном они  экспортируют препараты, не имеющие  аналогов и по монопольно высоким  ценам.

     По  мнению специалистов российский фармрынок  дисбалансирован - дженерики занимают неоправданно большое место. Однако этот дисбаланс - лишь отражение уровня жизни россиян и состояния  нашего практического здравоохранения. Конкретный пациент остается сегодня  самым надежным потребителем, а так  как он оплачивает свои лекарства  в основном из собственного кармана, то предпочитает довольствоваться более  дешевыми препаратами.

     Ниже  приведен перечень препаратов - лидеров  импорта по данным за IV квартал 2010 года (таблица 1), который характеризует ассортимент ввозимых лекарственных препаратов. 
 
 
 

     Таблица 1 – Перечень импортных препаратов 

Препарат Производитель Лек. форма и доза Кол-во упаковок, шт.
    Темпалгин Софарма АО таблетки №10 1 566 540
    Седальгин-Нео  Фармация АД таблетки №10 473 900
    Ципролет  Д-р Реддис лабораториз  Лтд  таблетки 250мг №10 955 000
    Индометацин Фармация АД таблетки 25мг №30 646 920
    Диклоген  Аджио фармасьютикалс Лтд  ампулы раствор 75мг/3мл №5 954 300
    Метрогил  Юник фармасьютикал  лабораториз  флакон раствор 500мг/мл 100мл №1 949 344
    Бисептол  Польфа Пабьянице  таблетки 480мг №20 1 658 134
    Спазмалгон  Фармахим холдинг  ЕАД  таблетки №20 847 290
    Баралгин  Югоремедия  ампулы раствор 500мг/мл 5мл №5 497 750
    Пиковит KРKА Д.Д.  пастилка №30 707 366
    Дуовит  KРKА Д.Д.  флакон драже  №40 437 783
    Но-шпа  Санофи  таблетки 40мг №20 1 284 590
    Но-шпа  Санофи  таблетки 40мг №100 862 149
    Циннаризин  Фармация-АД таблетки 25мг №50 2 356 480
    Циннаризин  Софарма АО таблетки 25мг №50 1 262 740
    Kавинтон  Гедеон Рихтер таблетки 5мг №50 554 582
    Санорин Галена АС флакон эмульсия 10мл №1 0.1% 963 840
    Софрадекс Хехст Мэрион Руссель  флакон капли 5мл №1 771 200
    Пиносол Словакофарма  АО флакон капли 10мл №1 432 000
    Нафтизин  Фармак АО флакон капли 10мл №1 0.1% 475 040
    Галазолин Польфа Варшава  флакон капли 10мл №1 0.1% 510 100
    Валокордин  Kревель Мойзельбах  Гмбх  флакон капли 20мл №1 1 352 340
    Kорвалдин  Фармак АО флакон раствор 25мл №1 744 000
    Kорвалол  Химфарм АО флакон раствор  25мл №1 615 000
    Валидол Фармак АО таблетки 0.06 №10 410 000
    Ново-пассит Галена АС флаконон раствор 100мл №1 1 239 708
    Альмагель Болгарские  производители  флакон гель 170мл №1 689 028
    Алмагель  Трояфарм АО флакон гель 170мл №1 637 812
    Мезим форте  Берлин-Хеми АГ / Менарини Групп  таблетки №20 1 698 396
    Фестал  Турк Хехст  драже №20 507 000
    Доктор Мом  Юник фармасьютикал  лабораториз  флаконон сироп 100мл №1 1 241 700
    Мукалтин  Галичфарм АО таблетки 50мг №10 522 992
    Мукалтин  Химфарм АО таблетки 50мг №10 450 700
    Мукалтин  Опытный завод  ГНЦЛС  таблетки 50мг №10 415 400
    Бронхолитин Медика ЕАД  флакон сироп 125мл №1 468 030
    Астрасепт Ферментафарма Биодил Лтд  пастилка №8 1 278 000
    Предуктал Сервье  таблетки 20мг №60 8 663 696
    Бальзам "Золотая  звезда" Биофармтек  мазь тубы 4г  №1 4 000 000
    Плантекс  Лек Д.Д. пакет чай 5г  №1 1 799 800
    Фенкарол  Олайнфарм таблетки 25мг №20 1 066 723
    Фервекс УПСА лаборатория  пакет порошок  №8 898 217
    Троксевазин Медика ЕАД  тубы гель 40г  №1 2% 769 621
    Фарингосепт Терапия таблетки 10мг №20 640 609
    Амиодарон Ривофарм СА таблетки 200мг №30 600 000
    Иммунал Лек Д.Д. флакон капли 50мл №1 585 918
    Энам  Д-р Реддис лабораториз  Лтд  таблетки 2.5мг №20 575 000
    Трихопол  Польфарма СА таблетки 250мг №20 484 377
    Фторокорт Гедеон Рихтер тубы мазь 15г  №1 0.1% 480 330
    Омез  Д-р Реддис лабораториз  Лтд  капсулы 20мг №30 445 200
    Бактисубтил Хехст Мэрион Руссель  капсулы №20 438 000

     Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в наибольшей степени импортируются  следующие группы лекарственных  препаратов:

  • сердечно-сосудистые средства;
  • антибиотики;
  • жаропонижающие и противовоспалительные;
  • антигипертензивные (гипертонические) средства.

     За 2010 г. импорт медикаментов в Россию в целом вырос на 20% и в денежном выражении составил 1,33 млрд. долл. Согласно официальной информации ГТК РФ, основные поставки медикаментов осуществлялись из стран дальнего зарубежья (на сумму 1,31 млрд. долл.). При этом цены на медикаменты выросли в среднем на 15,2%. Важно отметить, что объем поставок антибиотиков в 2010 г. снизился по сравнению с 2009 г. на 7,9% и всего их было поставлено на сумму 30,7 млн. долларов. Цена же на антибиотики упала в среднем на 15%.  

     2.4 Основные тенденции развития российского фармацевтического рынка  

     С целью оценки состояния и выявления  основных тенденций и перспектив развития российского фармацевтического  рынка в 2011 г. журналом "Ремедиум" было проведено анкетирование более 1000 ведущих экспертов фармацевтического рынка. Опрос позволил получить данные, анализ которых дал возможность качественно оценить развитие российского фармацевтического рынка по ключевым параметрам на ближайшую перспективу. Ниже приведен ряд графиков, построенных по результатам анкетирования, которые демонстрируют тенденции изменения следующих показателей:

  • доли импортных и отечественных лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке;
  • доли безрецептурных (ОТС) и рецептурных (PD) фармпрепаратов;
  • доли оригинальных лекарственных средств и дженериков.
 

     По  данным Госкомстата, в первом квартале 2011 г. произошло сокращение внутреннего производства лекарств на фоне резкого роста их импорта. В то же время по прогнозам экспертов в 2012 г. возможна относительная стабилизация долей рынка отечественных и зарубежных препаратов и постепенное увеличение доли российских готовых лекарственных средств на фармацевтическом рынке.

     В первом квартале 2011 г. наблюдалось увеличение доли продаж безрецептурных (ОТС) лекарственных средств. Между тем прогнозы экспертов по поводу возможной стабилизации доли рецептурных (PD) лекарственных средств, в целом, оправдались.

     Что касается соотношения на рынке долей  оригинальных препаратов и дженериков, то по сравнению с предыдущими годами в 2011 г. это соотношение претерпело существенные изменения. Эксперты достаточно определенно высказались за относительную стабилизацию указанных долей. Такая оценка может быть объяснена оптимизмом экспертов в отношении увеличения реальных доходов населения вследствие принятия единой ставки подоходного налога и дальнейшего роста российской экономики.

     В 2012 г. ожидается дальнейшее возрастание роли аптек в продажах лекарственных средств на российском рынке, что, по-видимому, может быть объяснено отсутствием реальных изменений в финансировании лечебных учреждений. Сокращение доли продаж через больницы/поликлиники возможно и в дальнейшем. В то же время большинство экспертов прогнозирует дальнейший рост доли лекарственных средств, оплаченных населением, т.к. в 2012 г. вряд ли можно ожидать, что государство пойдет на какие-либо радикальные изменения в финансировании расходов на здравоохранение, особенно в условиях замедления темпов экономического роста и усиления инфляционных тенденций в экономике. Потребительский спрос формируется с двух сторон - со стороны государства и населением. Государственные закупки составляют около 30% всех расходов на лекарства, поэтому изменения региональных бюджетов в сторону роста закупок медикаментов могли бы весьма заметно увеличить объем фармацевтического рынка.

     Ожидается сохранение тенденции увеличения доли лекарственных средств, отпускаемых  с отсрочкой платежа. Это является следствием укрепления рубля с последовавшим  обострением конкуренции на российском фармацевтическом рынке. Российские компании вынуждены сосредоточить усилия как на повышении качества своей  продукции, так и на проведении более  гибкой сбытовой политики, которая, в  частности, проявляется в росте  продаж лекарственных средств с  отсрочкой платежа.

     Специалисты полагают, что, в целом, состояние  просроченной задолженности государства  за отпуск лекарственных средств  по бесплатным и льготным рецептам в 2012 г. либо останется без изменений, либо ухудшится. Наиболее "уязвимым" звеном в цепочке платежей остается задолженность бюджета перед аптеками за льготный отпуск лекарств, тогда как состояние других видов задолженности будет относительно стабильным.

     Прогнозируется  дальнейшее повышение инвестиционной активности основных субъектов фармацевтического  рынка. Перспективы развития российского  фармацевтического рынка становятся все более определенными, тогда  как конкуренция заметно усиливается. Если инвестиционная активность российских производителей объясняется необходимостью противостоять конкуренции зарубежных препаратов, то дистрибьюторы вступают в активную борьбу за потребителей, особенно на региональных рынках. Между  тем эксперты вновь ожидают "подтягивания" зарубежных компаний, конкурентные преимущества которых на российском рынке в  скором времени могут быть исчерпаны, что потребует от них создания в России собственной производственной базы.

     Выводы  

     Большая емкость рынка фармпрепаратов, уступающего  по объему только рынку продуктов  питания, и относительно слабая зависимость  себестоимости производства на территории России от колебаний валютных курсов делают бизнес в этом секторе экономики  привлекательным и стабильным.

     Тенденции, складывающиеся на рынке фармпрепаратов России, свидетельствуют о том, что  по мере преодоления кризисных явлений  в экономике страны российские производители  лекарственных средств постепенно будут получать преимущества в конкурентной борьбе с поставщиками фармпрепаратов зарубежного производства. При этом одним из основных факторов, влияющих на этот процесс, становится политика государства в области здравоохранения.

     Анализ  изменения потребностей населения  страны в лекарственных препаратах в сопоставлении с инвестиционными  возможностями государства позволяет  прогнозировать рост частных инвестиций в фармацевтическую отрасль.

     Планы государства и некоторых компаний по развертыванию производства лекарственных  средств, а также скорость освоения частными предпринимателями в современной  России свободных или освобождающихся  рынков оставляют от 3-х до 5-ти лет  на относительно легкое вхождение в  рынок.  
 
 
 
 
 
 

     3 Основные особенности фармацевтического рынка региона

     3.1 Описание географического сегмента  

     Предполагается, что проектируемое Предприятие  в своей деятельности должно ориентироваться  прежде всего на внутренний рынок. До 80% произведенной продукции планируется  реализовывать в Южном федеральном  округе. Остальная продукция будет  реализовываться на территории Приволжского федерального округа и в ряде областей Центрального и Уральского федеральных  округов.

     Таким образом, рассматриваемый географический сегмент включает в себя Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Воронежскую, Свердловскую и Челябинскую области Центрального и Уральского федеральных округов. Общая площадь рассматриваемого региона составляет 1914,29 тыс. кв. км. Численность населения 62,753 млн. человек. Южный федеральный округ содержит 13, а Приволжский округ –14 республик, краев и областей.  

Информация о работе Маркетинговое исследование фармацевтического рынка