Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Др. Орг-ии: АСЕАН, Европейс. Эконом. Сообщ-во (ЕЭС), ЕС.
45. Демократия: сущность и виды.
Демократический режим является одним из видов политического режима.
Демократия – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа источником государственной власти.
В завис-ти от того, как народ участвует в упр-ии, демократия делится на:
Также можно выделить
47. Избират. система современной России.
Избирательная система – совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление государственных представительных органов политической власти.
Традиционно выделяют 3 типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную смешанную.
Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной орган считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Пропорциональная избирательная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов.
Смешанные избирательные системы – при них определяется нижний предел для ограничения представительства мелких партий (например 5% барьер); вместо многомандатных создаются мало мандатные округа; в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители.
В целом избрание президента в России осуществляется по мажоритарной системе, причем нужно набрать 50% +1 голос.
Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Выборы в Гос. Думу теперь проводятся по пропорциональной системе, по партийным спискам. (А раньше половина депутатов Думы (225) избираются по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина - по пропорциональной системе по единому федеральному округу). Перестраивается все избирательная система страны, снизу доверху. Новая палата будет избираться исключительно по партийным спискам, а минимальное число партий, необходимое для формирования Госдумы, снижено до двух при 7%-ном барьере прохождения в парламент.
Главная идея модернизации – облегчить избирательные кампании ведущим политическим партиям, прежде всего "Единой России". Для этого минимизируется число ее конкурентов - оппозиции отныне запрещено объединяться в блоки даже на региональных выборах. Поскольку выборы происходят раз в году, минимизируется и упрощается агитационная работа: за все партийные региональные списки можно агитировать в телеэфире одновременно. При этом избирательный фонд становится фактически безлимитным – что также на руку самым крупным и устоявшимся партиям. С переходом на полностью пропорциональную систему ценность каждого поданного голоса возрастает вдвое, т.к. каждый избиратель выбирает не двух, а одного депутата. Соответственно, возрастает и урон представительности от голосов "пропавших", т.е. поданных за непрошедшие в Думу партии.
Президент
представляет кандидатуру на должность
главы субъекта РФ.
49. Типы и формы государственного устройства.
Форма государственного устройства – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.
Унитарное
государство – единое государство,
не имеющее в своем составе иных государственных
образований на правах его субъектов.
Такое государство может делиться только
на административно-
Федеративное государство характеризуется сложное формой территориального устройства, при котором государственная власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию.
Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Соотношение между высшими органами гос. власти федерации в целом и высшими органами гос. власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяется на основе договора. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия и др.
Конфедерация представляет собой союз нескольких самостоятельных гос-в, образованный, как правило, на основе договора для достижения определенных целей (политических, военных и экономических). Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.
В конфедеративных гос-вах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального гос. аппарата, отсутствует единая система права. Все гос-ва, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность.
Истории
известна также такая форма гос.
устройства, как империя
– сложное гос-во, созданное насильственным
путем в рез-те завоеваний и присоединения
отдельных территорий.
50. Парламентаризм в России: история и современное состояние.
Парламентаризм есть система государственного устройства, при кот. парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над исполнительной властью.
В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название - Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва.
Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России.
Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом и законом о создании Государственной думы, изданными 6 августа 1905г.
Согласно порядку выборов в первую Думу учреждались 4 избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, кот. были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими. Исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств.
Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. В Думу входили представители разных политических партий. Ее самой многочисленной фракцией были кадеты – 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы – 18.
С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти.
В конце концов она была распущена самим же царем, войдя в историю как “Дума народного гнева”.
Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года. Также состоялась одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве “народной избранницы”, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причин того, что вторая Дума была распущена.
В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума. В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников.
Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок.
В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились мусульманская, литовско- белорусская, польская группы.
Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях.
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего, рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Четвертая,
и последняя в истории
Нынешний
российский парламент является
двухпалатным. Он состоит из Гос.
Думы и Совета Федерации. Последний
принято называть верхней палатой.
Думу – нижней. Значение ГД неизмеримо
больше. В ее компетенцию входит
дача согласия Президенту на
назначение премьер-министра,
решение вопроса о доверии правительству,
назначение и освобождение от должности
председателя ЦБ, счетной
палаты, других должностных
лиц. Однако главная задач
Госдумы – принятие ФЗ. Нижняя палата
является главным звеном
законодательной цепи. Именно она может
претворить в жизнь любой законопроект,
отвергнуть или одобрить международный
договор.
51. Партийные системы, их типология.
Партийные системы – совокупность имеющихся в обществе партий и характер отношений между ними, а также между ними и гос-м.
Существует 2 типа партийных систем: конкурентные и неконкурентные.
Обычно выделяют 7 типов партийных систем:
1) Система с одной партией. При однопартийной системе одна партия является правящей, свободные выборы отсутствуют, нет плюрализма; партийный аппарат становится главным органом власти (КПСС).