Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

polit_wpori.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

2) режим развития – заключается в том, что механизмы и структуры власти выводят политику гос-ва на новый уровень. Этот режим свидетельствует о способности власти адаптироваться к новым условиям, обстановке;

3) режим упадка, распада политической целостности, общества и гос-ва.

Преобладание того или иного режима зависит от эффективности политического управления.

29. Политическая культура: сущность, типы, функции.

Политическая  культура (ПК) – исторически сложившаяся совокупность относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, моделей поведения, проявляющася в непоср. деят-ти субъектов политич. Процесса,  обесп-щих воспр-во политич. жизни общ-ва на основе преемственности.

Сейчас  предъявл-ся очень высок. треб-я к  професс-му участнико политич. процесса. Это: компетентность, выс. ур. квалиф. в избранной сфере деят., квалиф. в смежных областях, комп. в обл. чел. отнош-й (общ-во, классы, коллективы) – это и объед-ся понятием ПК.

ПК явл. составн. частью общей культуры общ-ва и проявл-ся в деят-ти гос. деятелей, пол. партий и их лидеров, пол. деят-ти общ-пол. движ. и отд. граждан. ПК находит свое выражение в сист. правовых норм, рег-щих взаимоотн-я в общ-ве.

Патриархальная  ПК хар-ся ориентацией на местные ценности и может проявл-ся в форме местного патриотизма, семейственности и коррупции. Хар-н особенно для молодых независимых гос-в и отдел. суб-в в этих гос-вах.

Подданническая  ПК предпол-т пассивное и отстраненное отн-е индивида к пол. сист.

Культура  участия отл-ся высокой политич. активностью и рациональностью. В ее развитии гр-не с пом. выборов, демонстраций, референдумов пытаются оказать влияние на власть.

Основные  функции ПК: 1. познавательная формир-т у гр-н необх. им знания в пол-ке, взгляды и повыш-т ур. пол. образ-я; 2. интегративная спос-т достиж-ю на базе политико-культурных ценностей согласия в рамках сущ-щей пол. сист., спос-т повыш-ю ее стабил-ции и эфф-ти; 3. коммуникативная устан-т связи м/у уч-ми пол. процесса, спос-т передаче эл-тов пол. культуры молодому поколению и, тем самым, позвол-т общ-ву накапливать пол. опыт общения; 4. регулятивная направлена на обесп-е комплексного возд-вия гр-н на пол. процесс через пол. и гражд. ассоциации; 5. воспитательная призвана формир-ть у гр-н непредвзятое умное повед-е по отнош. к происходящим событиям, к пол. реш-м, повед-ю пол. лидеров, партиям (как прошлого, так и настоящего).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27. Политический конфликт: сущность, причины, способы разрешения.

В широком  смысле, конфликт – это всякое столкновение социальных сил с целью реализации их политических интересов. Примером может служить борьба социальных групп за политическое доминирование в обществе. При этом, методы борьбы могут быть различными: легальными, т.е. признаваемыми обществом; насильственными (свержение старой и установление собственной политической власти, например во время революции).

В узком  смысле, политический конфликт можно определить как вариант взаимодействия элементов политической системы и его результат, при котором несовпадение позиций сторон приводит к столкновению их интересов по поводу власти.

Субъектами  политических конфликтов могут быть отдельные личности, социальные группы, партии, движения и гос. институты.

Ведущую роль в политических конфликтах играют социальные факторы. Их 3 группы:

1) объективно социальные факторы заключаются в несоответствии уровня развития общественных отношений реальному статусу субъектов политики. Ликвидация подобного рода конфликтов требует реформирования системы властных отношений;

2) аксиологические (оценочные) факторы характеризуют альтернативность понимания индивидами и социальными группами политических идеалов и ценностей, на которых основывается оценка исторических событий. Эти конфликты ведут к поляризации общества. Они трудно регулируемы (петровские реформы);

3) этнокультурные факторы вызывают конфликты путем раскола общества на социальные, этнические, конфессиональные и прочие группы. Культурные различия, несхожесть исторически возникших традиций, особенности менталитета – все это способно сохранить конфликтную ситуацию и обострить ее в течение многих десятилетий и даже веков (война южан и северян в южной Америке).

Главный метод регулирования  конфликтов – это выбор третьей независимой стороны, которой доверяют конфликтующие стороны, в качестве третейского судьи.

При решении  конфликта необходимо:

  • захватить его на ранней стадии развития;
  • проанализировать источники конфликта, выявить участников, продумать программу урегулирования;
  • локализовать политический конфликт, свести его негативные последствия к минимуму.

Главная задача третьей стороны в конфликте  – не допустить нарастание противоборства.

Самым сложным является этап окончания  конфликта. Он отличается осознанием хотя бы одной из сторон тщетности своих  попыток победить; возобладанием  разума; сменой политического курса.

Ведущий метод урегулирования – переговорный процесс.

30. Полит. сознание: понятия, уровни.

Полит. сознание (ПС) является отражением тех отношений, кот. складываются внутри общ-ва м/у разл. соц. группами по поводу завоевания, удержания и исп-ния власти.

ПС  – это также результат выражения суб-ми их отн-я к политич. событиям. В нем отр-ся и оценивается прежде всего отношение к власти, способам, формам ее орг-ции и реал-ции, к политич.силам разл. направленности и методам их деят-ти.

В ПС выдел-ся разл. сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами явл-ся политич. наука (теории, концепц, гипот и т.д.), политич. идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политич. психология (пол. стремления, чувства, настроения и т.д.).

По уровню отражения политич. реальности ПС может  быть теоретическим и обыденным.

По своей  направл-ти оно бывает демокр., авторитарным, традиц., современным, верноподданническим, лояльным, бунтарским и иным.

По суб-м  можно выделить соц.-групповое ПС, нац.-этническое, религиозно-конфессиональное, корпоративное, индивид. и др.

ПС класс-ся и по качественно-содержательным параметрам. У разл. его носителей оно м. б. более или менее развитым, доминировать в структуре обществ. и индивид. сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия. Интенсивная политизация обществ. сознания связана с периодами кризисно-революц. ситуаций, со сменой пол. режимов, персон. носителей власти, реконструкцией пол. систем, концептуальных основ пол. поведения.

Виды  ПС: массовое, соц.-групповое и индивид (личное) ПС.

Массовое  ПС предст. соб. совок-ть наиб. типичных, общепризнанных политич. идей, взглядов, установок по поводу политич. власти и соц. упр-я. Оно возникает и разв-ся в процессе политизации обществ. жизни, унификации ее норм и принципов на основе историч., личного опыта, традиций культуры, морали, религ. воззрений.

Соц-групповое  ПС возникает и разв-ся в проц. взаимод-ия разл. соц. групп по поводу удовл-ния ими своих политич. интересов. Такое ПС не м.б. до конца однородным, как не м. б. однородным соц.-пол. статус входящих в него суб-в. Поэтому внутри любой соц. группы м. б. несовпадающие политич. позиции.

Личное  ПС хар-ся не только высоким ур. соц-ции, но и своей уникальностью, достат. разнообр. св-вами. Соц. опыт кажд. личности неповторим, и поэтому в проц. жизнед-ти ПС претерпевает измен-я, в рез-те кот. формир-ся реакционные, консерв. или революц. пол. позиции.  

28. Полит. технологии: сущность, виды.

Политические  технологии (ПТ) – сов-ть приемов воздействовать на массу, побуждение людей действовать в соответствии с интересами политич. субъекта, но одновременно поддерживающие в людях осознание и ощущение собств. выбора.

ПТ - методы реш-я политич. проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления практической политич. деятельности.

Сфера применения технологий лежит, как правило, в плоскости практич. деят-ти политич. субъектов по осущ-нию выработанного политич. курса и достижению конкр. политич. целей и задач.

Борьба  за власть, ее удержание и использование  порождает множественность ПТ.

История росс. гос-ва свид-т о том, что в  ряду универс. ср-в завоевания и удержания власти насильственные ПТ (страх, насилие) преобладали. Не случайно в росс. лит-ре гораздо полнее изучены мех-мы революций, заговоров, террора, разл. форм пол. экстремизма, нежели ПТ эволюции, скажем, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п.

ПТ развив-ся, трансформируются с учетом конкретно-исторической обстановки, отмирают одни, появл-ся новые  и видоизм-ся ранее сущ-шие. Наглядным  примером ПТ явл. технология разделения единой политич. власти. Эта технология обесп-т защиту власти в демокр. общ-ве от ее узурпации каким-либо человеком или политич. орг-цией. Суть ее закл-ся в разграничении полномочий трех осн. ветвей власти: закон., исполн., суд.

ПТ вкл-т  в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного рез-та (тактика), так и получение глубинного, глобального, длит. эффекта (стратегия). Исп-ние тех или иных ПТ опр-т эфф-ть политич. упр-я, рег-ния политич. процессов, устойчивость политич. системы и всего политич. пространства.

ПТ опр-ся типом обществ. развития (доминированием в нем эволюционных или революционных  процессов), хар-ром режима (демокр., авторит., тоталит. и др.). Среди получающих все большее развитие технологий пол. деят-ти технологии: социального партнерства; лоббистской деят-ти; принятия и реал-ции пол. реш-й; разрешения политич. конфликтов; избирательные; политич. упр-ния; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политич. риска и др.

В природе  не существует абстрактных, пригодных  на все случаи жизни ПТ.

31. Политическая идеология:  понятие, происхождение,  виды.

Полит. идеология – ценностная сист., выраж. отн-е к сущ-им общ-м порядкам, обосновыв. полит. идеалы, принципы, нормы, цели и образцы поведения.

2 уровня  ф-ния политической идеологии.:

  1. теоретико-конц-ый – формулир. осн. положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, соц. слоя (прослойки), нации и гос-ва.
  2. программно-полит-ий – полит. принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответств. программы, манифесты, лозунги и явл. собой основу д/принятия упр. решений.

Т.о., любая идеология включает следующие компоненты: 1) объяснение действительности — истории, современности, механизма развития общества. В этой части идеология выступает как политическая теория, претендующая на научность; 2) формулировку основных ценностей и идеалов, которые должны быть положены в основу политической практики; 3) формулировку программы действий. Кроме того, идеология всегда ориентирована на массовое сознание, на овладение как можно более широким общественным сознанием. Поэтому в отличие от полит. науки идеолог. должна иметь доступ. и привлекат. форму.

Д. Белл выделял 2 типа идеологии:

  1. мобилизирующая – чел-к должен дейст-ть для удовл-я эмоц-х запросов(нацизм, а затем воинствующий нацизм)
  2. идеология власти – террор и насилие (тоталитарный режим)

Основными видами политич. идеологии в отечественной и заруб. лит-ре являются:

  1. Коммунистическая (маркс-ленинизм)–стремление к объект-ти соц. теорий и партийная субъект-ть классов. идеологий.
  2. Социал-демократическая – трансф-ция эк-ки и общ-х отн-ий капит-зма в соц. общ-во. Такая идеология основана на принципах свободы, справ-ти, солидарности. Истоки: рабочее движ-е, народно-освоб-е движ-я, культ-е традиции. «Идейная борьба против всех».
  3. Неолиб-ая – свобода в экономич., политич. и др. сферах жизни (констит-е гос-во, разд-е властей, своб-е выборы всех инст-ов власти, защита свободы и прав граждан). Гос-во д. влиять на господство монополий и разреш-е конфликтов. Защищают интересы предпр-ей.
  4. Неоконсер-зм  3 блока идей:
    • истор. опыт, традиции, ценности и нормы, принцип преемств-ти и обновл-я.
    • юр. рав-во  граждан, гос-во обесп-ет общ-ый порядок, стаб-ть (против вмеш-ва в эк-ку)
    • против реформ.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"