Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

polit_wpori.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

В наст. время на земном шаре проживает более 2000 наций и народностей. До 90% из них входят в состав многонацион. гос-в (на Планете их более 200). Поэтому нац. вопрос явл-ся, по существу, мировым вопросом.

Нац. отделение  в условиях цивилиз-го демократич. общества, наряду с положит. явлением, чревато разрывом сложившихся экономич., политич., культурных связей, отриц-но отражающихся на соц. жизни как отдельного народа, так и других народов бывшего единого гос-ва.

Нац. отношения — это отнош-я м/д субъектами национально-этнического развития; нациями, народностями, нац. группами и их гос. образованиями.

Непосредственно к сфере политики отн-ся такие  вопросы нац. отношений, как нац. самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание благоприят. условий для свободного развития нац. языков и культур.

Главные вопросы в нац. отношениях — это  вопросы равноправия наций; неравенства  уровней экономич. и культ-го развития; нац. противоречий, распрях, вражде и подозрениях на нац. почве.

В подавляющем  большинстве стран этнические конфликты  разрешаются изменением законодательства.

Принципы  построения национальной политики в современных условиях.

1. Принцип научного анализа и творч. осмысления собственной и зарубежной нац. политики. Осн. положения: равноправие народов, взаимовыгодное сотруд-во, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к национализму, политич. и моральное осуждение людей, социальных групп, стремящихся достичь благополучия своего народа за счет ущемления интересов других народов.

2.  Принцип стабильности  террит-х границ  нац.-гос. образований. Территориальные претензии становятся во многих странах все более взрывоопасным фактором.

3. Целостность нац.  политики, учет всех  ее компонентов. Стратегия обновления нац. отношений должна быть направлена на уважение чести и достоинства каждого гражданина, на более полное раскрытие потенциала всего общества.

4. Оказание помощи малочисленным народам в развитии экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

5. Формирование этики  межнац. отношений  путем полного исключения из этой сферы всех форм несправедливости и насилия.

Опыт  многих стран, где реализованы эти  принципы, свидет-ет о том, что такая  нац. политика способна содействовать консолидации наций и народностей, преодолевать уже возникшие конфликты.

48. Политическое прогнозирование.

Политическое  прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политич. событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также опред-ие конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях настоящей действительности. Существуют поисковый и нормативный прогнозы.

Поисковый прогноз направлен на  опред-ие будущего состояния явления или процесса путем экстраполяции присущих этому явлению тенденций с учетом историч. опыта и управляющего воздействия. Нормативный прогноз – также направлен на определение будущего состояния процесса или явления, но при этом цели, нормы, идеалы и средства достижения задаются заранее.

Осущ-ие политич. прогнозов  позволяет быть в курсе  политич. изменений в  общ-ве, направлений этих изменений, своевременной реагировать на них или упреждать неблагоприятное развитие политич. процессов.

Достоверность прогноза зависит от знания и тщательного анализа присущих явлению или поцессу тенденций, глубины прогноза по времени, знания закономерностей общественного развития, достоверности и полноты используемой информации.

При составлении прогнозов используются следующие методы – метод экстраполяции, метод экспертных оценок, разработка сценариев, моделирование, исторические аналогии. Однако, независимо от метода всегда необходимо учитывать политический риск – влияние факторов, которые могут изменить или препятствовать достижению поставленных целей: стабильность и законность правительства, политический плюрализм,  уровень этнических и религиозных противоречий, уровень коррумпированности правительственных чиновников. 
 
 
 
 
 
 

43. Политические институты  современного государства.

Политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе фиксированных норм.

В отличие  от социальных политические институты  действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции.

Политическими институтами являются:

1. Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).

Признаки  государства: публичная власть; наличие  определенной территории; суверенитет; народ как союз людей, проживающих на данной территории; налоговая и финансовая системы; система права.

2. Политическая партия – добровольное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных органах гос. власти и представительных органах местного самоуправления.

3. Группа давления – организация, созданная для защиты интересов своих или каких-то групповых, оказывающая давление на власть с целью добиться от нее принятия таких решений, которые ей необходимы.

Три элемента группы давления: организационная группа; защита интересов; осуществление давления.

Группы  давления бывают идеологическими и  группами интересов. Они также относятся  к политическим институтам. Группы интересов ориентированы на отстаивание материальных интересов, а идеологические – на отстаивание идеологических и моральных принципов.

4. Общественно-политические движения – массовые движения, преследующие, как и политические партии, политические цели, но не имеющие, как правило, четкой организационной структуры и фиксированного индивидуального членства. Например, всероссийское общественно-политическое движение «Духовное наследие», российское общественно-политическое движение социал-демократов. Общественно-политическими движениями могут быть и профсоюзы.

46. Избирательный процесс и избирательные системы.

Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в гос. органы, можно обозначить понятием «избирательный процесс».

В ходе избирательного процесса реализуются  нормы электорального законодательства, политич. Структуры и культурные ценности, политич. Поведение групп и индивидов и т.д.

Избирательный пр-сс делится на неск-ко этапов:

1) подготовительн. этап – характ-ет ту почву,  из кот. вырастают выборы, а  также организационные мероприятия,  дающие возможность проведения выборов;

2) выдвижение  кандидатов, завершающееся их регистрацией

3) агитационно-пропагандистская  компания

4) голосование  и подведение итогов выборов.

Избирательная система – совокупность  правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление государственных представительных органов политической власти.

Традиционно выделяют 3 типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную смешанную.

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной орган считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Пропорциональная  избирательная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Она имеет 2 разновидности:

На  общегосударственном  уровне – избиратели голосуют за партии в масштабе всей страны

Пропорциональная  избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

Смешанные избирательные системы – при них определяется нижний предел для ограничения представительства мелких партий (например 5% барьер); вместо многомандатных создаются мало мандатные округа; в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители.

В масштабах страны часть депутатских мандатов завоевывается на основе принципов мажоритарной системы, а часть – на основе пропорциональной системы – в зависимости от голосования по  партийным спискам. Так было В России до недавних пор. 
 
 
 
 
 
 
 

44. Международные политические институты н их роль в современном мире.

Политический  институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных ср-в и на осн. Фиксиров. норм.

В отличие  от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции.

Все отн-ия, которые сущ-ют м/у гос-вами регул-ся самими гос-вами через созданные ими межд. орган-ии.

Самую значительную роль в системе МО играет ООН. ООН стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимод-ия различ. гос-в в целях поддержания мира и безоп-ти, содействия экономич. и соц. прогрессу всех народов. Ее членами явл-ся 185 гос-в, что свидет-ет о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения ООН. В рамках ООН сложился целый ряд орган-ий, кот. органически вошли в систему межд. отн-ий и как структуры ООН, и как самостоят. организации. К ним относятся: ВОЗ (Всемирная Орг-ия Здравоохран-я); МОТ; МВФ; ЮНЕСКО (Орг-ия, занимающ. вопросами культуры и науки); МАГАТЭ (Межд. Орг-ия по Атомной Энергии); ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию); Международный суд.

Наиболее  остро на сегодняш. день стоят проблемы войны и мира, разоружения и  разрешения военных конфликтов. Забота гос-в о своей безоп-ти привела  к созданию военно-политических орг-ий. Одной, из которых явилась организация Североатлантич. договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. Осн. целью НАТО явл-ся обесп-ие  свободы и безоп-ти всех членов политическими и военными ср-вами в соотв-ии с принципами ООН. Участники НАТО обязуются разрешать все межд. споры мирными ср-вами, чтобы не поставить под угрозу международную безоп-ть.

НАТО  играет очень важную роль. Принимает акт. участие в реш-и междунар. конфликтов

Совет Европы (СЕ) основан в мае 1949г. Целью этой Организации явл-ся достижение большего единства между его членами во имя защиты и осущ-ия идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономич. и соц. прогрессу.

Деят-ть СЕ сконцентрирована на следующих основных проблемах: правовое обеспечение прав человека; содействие осознанию и развитию европейской культур. самобытности; поиск совместных решений соц. проблем; развитие политич. партнёрства с новыми демократич. странами Европы.

Организация по безоп-ти и сотруд-ву в Европе (ОБСЕ). Целями ОБСЕ явл-ся: содействие улучшению взаимных отн-ий, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки междунар. напряжённости; признание неделимости европейской безоп-ти, а также взаимной заинтерес-ти в развитии сотрудничества м/у гос-вами – членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безоп-ти в Европе и во всём мире; вклад в соблюдение прав человека, экономич. соц. прогресс и благосостояние всех народов.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"