Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

polit_wpori.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

Цицерон. Целью гос-ва является охрана неимущественных интересов граждан.

Гос-во есть res publica (дело народа), где под «народом» понимается соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Право – основа гос-ва.

Политические  теории средневековья представлены следующими именами.

Иоанн Солсбирийский разработал теорию правления, основанную на различии 2-х видов государей. Первый вид государей придерживается принципа общего блага; государи 2-го вида – тираны. При этом подданный может убить тирана.

Фома  Аквинский утверждал, что Бог создал мир и гос-во. Отстаивал монрахию и считал, что она от Бога. Также полагал, что тиранов можно и нужно убивать.

Никколо Маккиавели положил начало политической идеологии нового времени. Утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее. Гос-во он рассматривал как отношения между правителем и подданными, опирающиеся на страх или любовь последних.

Гос-во незыблимо, если правитель не дает повода к заговорам; если страх подданным  не перерастает в ненависть, а  любовь – в презрение.

Цель  гос-ва – безопасность личности и  незыблемость собственности. Самое  опасное для государя – посягать на имущество подданных.

Маккиавели  отстаивал смешанную республику – совмещение аристократии и демократии учреждений, и каждая часть этого  гос-ва сдерживает посягательства другой части. Маккиавели отделял политику от морали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Развитие политической мысли в России (XI-ХУШ вв.).

Формир-ие государственности у славян проходило на протяжении длит-го времени. Одним из ранних источников, в котором политико-правовым проблемам отводится значительное место, яв-ся "Слово о законе и благодати" Иллариона. Дальнейшее развитие эти идеи получили  в летописях «Повесть временных лет», "Русской правде" и в "Слове о полку Игореве".

В ХIV-ХVI вв. в России складывается полит-я идеология централизованного гос-ва, в кот. важное место занимает вопрос о роли русского гос-ва среди мировых держав и о происхождении правящей династии.

В XVII веке Россия вступила в новый этап своего развития. Характ. его чертой явилось преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот пр-сс завершился в 1 четверти XVIII века при Петре I. Процесс утверждения абсолютизма получил отражение в политич. и правовой идеологии.. Крупнейшим политич. трактатом 2 половины XVII века был трактат "Разговоры о гос-ве", более известный под названием "Политика" автора Ю.Крижанич . Он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе своих поданных.

Наиболее  видным политич. мыслителем 1 половины XVIII века был Иван Посошков. Им написана "Книга о бедности и богатстве", в кот. отмечалось, что стране нужна сильная централиз. власть, способная твердо проводить п-ку "общего блага". Он предлагает четко определить права каждого сословия и его обязанности перед гос-вом.

В период разложения феодализма и начала формирования капиталистического уклада (вторая половина XVIII века) нарастают противоречия между дворянством и крестьянами, что в конечном счете приводит к идейной поляризации в сфере политич. мысли. Крестьянские восстания заставляли задуматься передовых людей России о судьбах страны, побуждали их критически оценивать сущ-й гос. и общественный строй. Во второй половине XVIII века складывается несколько течений полит-ой мысли: официальная, консервативно-аристократическая и либеральная. Формируется идеология просветительства, политич. идеи. П-я программа "просвещенного абсолютизма" проповедовалась самой императрицей Екатериной. В это же время сложилось самостоят. течение полит-ой мысли, которое, настаивая на сохранении и неизменном виде феодально-крепостнического   строя,   выступало   против просветительских идей и одновр-но критиковала отдельные проявления политики самодержавного гос-ва. Известным представителем этого течения был князь М.Щербатов. 

8. Особенности русской политической мысли ХГХ—начала XX вв.

В 1 половине XIX в. в России под воздействием противоречий, связанных с возникновением капиталистич. уклада, политика самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В России создается ряд проектов либеральных реформ в области обществен. отн-ий, разрабат-ся проекты реорганизации высших органов гос-ва и местного самоупр-ия. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. Он настойчиво проводил идею разделения властей.

Не меньший  вклад в развитие соц.-политич. мысли внес Н.Данилевский, отвергший европоцентристскую, однолинейную схему развития мировой истории и обосновавший идею множественности и разнокачест-ти человеческих культур. Его можно считать предтечей тоталитаризма XX столетия. Он отрицал верхов-во этических принципов христианства в отн-иях полит-х, правовых, соц-х, отрывая политику от морали и одновр-но подчиняя ее политике. В развитие политич. мысли России на этом этапе возникли 2 течения: западники (Сперанский, Чаадаев, Анненков) и славянофилы (Чичерин, Карамзин, Данилевский).

Кроме названных течений в России во 2-ой половине XIX века получила широкое распространение политич. мысль революц-го демократизма (Н.Чернышевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная теория гос-ва и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чичерин и др.).

В целом  к концу XIX в. определились некоторые характерные черты российской политической мысли: 1) излишняя затеоретизированность с тенденцией отрыва от реальной действит-ти; 2) преимущественный анализ этических проблем п-ки; 3) умозрительный хар-р концепций обновления п-ой системы в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Современные политические теории и доктрины.

Политическая  теория – система знаний о политике, отражающая и характеризующая процессы и явления политической жизни общества, международных отношений.

Политическая  доктрина – руководящий теоретический или политический принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, политические, военные ориентиры и цели, а также формы их практического осуществления.

Либерализм (общ-полит. течение, провозглашающее свободу личности, наряду с огран-ием возм-ти гос-ва). Возникло в Англии 17в. Основоп-ник – Локк. Основные принципы: 1) приоритет прав и свобод личности над обществом и гос-вом. Личность д.б. на первом месте. 2) все ценности и законы созданы человеком. 3) В основе свободы личности лежит частная собственность на средства производства. Этим самым сторонники подчеркивают, что свободными м.б. только обеспеченные люди.

Неолиберализм как политич. течение возник в 1-ой трети 20 века в США, когда выявились огранич. возм-ти либерализма сдерживать соц. нер-ва, что потребовало коренной модернизации либерально-полит. доктрины. Суть неолиб-ма: наряду с абсолютной ценностью част. собственности на средства пр-ва и перечис-ия тех особ-тей, присущих прав. гос-ву, нельзя отрицать необх-ть учета общ-х интересов граждан и участия гос-ва в эк-ке и соц. сфере. Инициатором реал-ии идеи неолиб-ма в США стал президент Ф.Рузвельт. Неолиб-зм исходит из необх-ти расш-ия соц. ф-ий гос-ва и границ его вмешат-ва в эк. и соц. сферу.

Консерватизм  как идейное течение ориентировано на поддержание и сохранение исторически сложившихся форм общест. и гос. жизни; возник как идеология уходящих с политич. арены классов, возник параллельно с идеей либерализма в рез-те англ. бурж. революцией. Основ-ник – Гоббс.                  Основные принципы: 1) общество представляет собой систему норм, традиций, институтов уходящих корнями в глубь истории. 2) любой существующий институт предпочтительней вновь создаваемого института. 3) сторонники теории ориентируются на высокий гос.авторитет (гимн, флаг, герб). 4) частная собст-ть – гарант свободы и соц.порядка.

Неоконсерватизм предст-ет собой идеологию, сочетающую принципы класс-го конс-зма и либ-зма; это синтез конс-ма, либ-зма и технократ-зма. Возник в 20в. Сторонники: Хайек, Ширак, Рейган, Тэтчер. Основные идеи: 1) только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и граждан. 2) свобода и равенство не совместимы. 3) классическая демократия не осуществляется или вообще вредна. Необходимо согласие демократии и власти элиты. 4) главное право личности – иметь право собственности и свободно ей распоряжаться.

Социал-демократизм – соц-полит. учение, ориентированное на демократич. соц-зм и его достиж-ие путем постеп-ых реформ. Возник в сер. 19 в. в Зап.Европе Характерные черты: 1) мат. трактовка обществ. жизни. 2) подход к анализу общественного явления с позиции интересов трудового класса и всего народа. 3) гуманизация текущих и конечных целей в интересах большинства.

11. Политическая система общества: структура и функции.

Политическая  система – сложный комплекс гос. институтов, политических партий, общественных орг-ций, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется гос. и общественная власть.

Это также  совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих  между собой политических орг-ций, учреждений, доктрин и норм, с  помощью которых правящий класс  осуществляет свою власть.

Назначение  политической системы – интеграция общества. Основой политической системы является гос-во. Оно оказывает воздействие на другие элементы политической системы.

Элементы  политической системы:

  • политические отношения – по поводу завоевания и осуществления политической власти. Они делятся на 2 группы: а) межклассовые, внутриклассовые, межнациональные и международные отношения; б) отношения между политическими организациями;
  • политическая организация общества;
  • государство как ядро политической системы;
  • политические партии – объединения наиболее активной части общества;
  • общественные орг-ции и движения;
  • трудовые коллективы;
  • СМИ;
  • политические принципы и нормы;
  • политическое сознание и политическая культура.

Функции политической системы:

  • определение целей и задач путей развития общества;
  • орг-ция деят-ти общества по выполнению программ и целей;
  • согласование разнообразных интересов;
  • распределение материальных и духовных ценностей;
  • разработка правил и законов поведения людей в обществе;
  • обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  • контроль за соблюдением и выполнением законов, правил, норм и пресечение действий, нарушающих установленные правила и нормы;
  • формирование политического сознания, приобщение людей к участию.
 

10. Политическая власть: сущность, ресурсы, легитимность.

Понятие «власти» является одним из центральных в политологии, дающим ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Власть есть волевое отношение между людьми. Она присуща любому обществу и необходима для поддержания его целостности и единства, для организации общественного производства.

Понятие "политическая власть" шире понятия  «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства,  но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Государственная власть обладает монополией на принуждение граждан для выполнения своих предназначений, ибо располагает монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и специальным аппаратом принуждения.

Виды  власти: полит., эконом., соц., законод., исполнит., судеб., информ., военн., теневая и т.д.

Ресурсы власти – те средства, с помощью кот. субъект вл. добивается влияния на общ-во и реализации своих поставленных целей. Существует несколько подходов к классификации ресурсов. По одному из них ресурсы делятся на: 1) утилитарные – это материальные и другие соц.блага связанные с повседневными интересами людей; с их помощью власть может «покупать» не только политиков, но и целые слои населения; 2) принудит-ые – меры администр-го наказания, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. 3) нормативные – включают ср-ва воздействия на внутрен. мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей.

Другой  классификацией ресурсов явл.: 1) экономич. – это материальные ценности, необходимые для общественного пр-ва и потребления: деньги как их всеобщий эквивалент, ср-ва пр-ва, земли, полезные ископаемые, продукты питания. 2) политико-силовые – оружие; аппарат физического принуждения; специально подготовленные люди (армия, полиция и т.д.). 3) культурно- информационные – знания и информация, а также ср-ва их получения и распространения, институты науки, образования и СМИ. 4) соц. – способность понижения или повышения соц. статуса, ( должность, престиж, образование).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"