Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Цицерон. Целью гос-ва является охрана неимущественных интересов граждан.
Гос-во есть res publica (дело народа), где под «народом» понимается соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Право – основа гос-ва.
Политические теории средневековья представлены следующими именами.
Иоанн Солсбирийский разработал теорию правления, основанную на различии 2-х видов государей. Первый вид государей придерживается принципа общего блага; государи 2-го вида – тираны. При этом подданный может убить тирана.
Фома Аквинский утверждал, что Бог создал мир и гос-во. Отстаивал монрахию и считал, что она от Бога. Также полагал, что тиранов можно и нужно убивать.
Никколо Маккиавели положил начало политической идеологии нового времени. Утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее. Гос-во он рассматривал как отношения между правителем и подданными, опирающиеся на страх или любовь последних.
Гос-во незыблимо, если правитель не дает повода к заговорам; если страх подданным не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение.
Цель гос-ва – безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для государя – посягать на имущество подданных.
Маккиавели
отстаивал смешанную республику
– совмещение аристократии и демократии
учреждений, и каждая часть этого
гос-ва сдерживает посягательства другой
части. Маккиавели отделял политику
от морали.
7. Развитие политической мысли в России (XI-ХУШ вв.).
Формир-ие государственности у славян проходило на протяжении длит-го времени. Одним из ранних источников, в котором политико-правовым проблемам отводится значительное место, яв-ся "Слово о законе и благодати" Иллариона. Дальнейшее развитие эти идеи получили в летописях «Повесть временных лет», "Русской правде" и в "Слове о полку Игореве".
В ХIV-ХVI вв. в России складывается полит-я идеология централизованного гос-ва, в кот. важное место занимает вопрос о роли русского гос-ва среди мировых держав и о происхождении правящей династии.
В XVII веке Россия вступила в новый этап своего развития. Характ. его чертой явилось преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот пр-сс завершился в 1 четверти XVIII века при Петре I. Процесс утверждения абсолютизма получил отражение в политич. и правовой идеологии.. Крупнейшим политич. трактатом 2 половины XVII века был трактат "Разговоры о гос-ве", более известный под названием "Политика" автора Ю.Крижанич . Он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе своих поданных.
Наиболее видным политич. мыслителем 1 половины XVIII века был Иван Посошков. Им написана "Книга о бедности и богатстве", в кот. отмечалось, что стране нужна сильная централиз. власть, способная твердо проводить п-ку "общего блага". Он предлагает четко определить права каждого сословия и его обязанности перед гос-вом.
В период
разложения феодализма и начала формирования
капиталистического уклада (вторая половина
XVIII века) нарастают противоречия между
дворянством и крестьянами, что в конечном
счете приводит к идейной поляризации
в сфере политич. мысли. Крестьянские восстания
заставляли задуматься передовых людей
России о судьбах страны, побуждали их
критически оценивать сущ-й гос. и общественный
строй. Во второй половине XVIII века складывается
несколько течений полит-ой мысли: официальная,
консервативно-
8. Особенности русской политической мысли ХГХ—начала XX вв.
В 1 половине XIX в. в России под воздействием противоречий, связанных с возникновением капиталистич. уклада, политика самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В России создается ряд проектов либеральных реформ в области обществен. отн-ий, разрабат-ся проекты реорганизации высших органов гос-ва и местного самоупр-ия. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. Он настойчиво проводил идею разделения властей.
Не меньший вклад в развитие соц.-политич. мысли внес Н.Данилевский, отвергший европоцентристскую, однолинейную схему развития мировой истории и обосновавший идею множественности и разнокачест-ти человеческих культур. Его можно считать предтечей тоталитаризма XX столетия. Он отрицал верхов-во этических принципов христианства в отн-иях полит-х, правовых, соц-х, отрывая политику от морали и одновр-но подчиняя ее политике. В развитие политич. мысли России на этом этапе возникли 2 течения: западники (Сперанский, Чаадаев, Анненков) и славянофилы (Чичерин, Карамзин, Данилевский).
Кроме названных течений в России во 2-ой половине XIX века получила широкое распространение политич. мысль революц-го демократизма (Н.Чернышевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная теория гос-ва и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чичерин и др.).
В целом
к концу XIX в. определились некоторые
характерные черты российской политической
мысли: 1) излишняя затеоретизированность
с тенденцией отрыва от реальной действит-ти;
2) преимущественный анализ этических
проблем п-ки; 3) умозрительный хар-р концепций
обновления п-ой системы в России.
9. Современные политические теории и доктрины.
Политическая теория – система знаний о политике, отражающая и характеризующая процессы и явления политической жизни общества, международных отношений.
Политическая доктрина – руководящий теоретический или политический принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, политические, военные ориентиры и цели, а также формы их практического осуществления.
Либерализм (общ-полит. течение, провозглашающее свободу личности, наряду с огран-ием возм-ти гос-ва). Возникло в Англии 17в. Основоп-ник – Локк. Основные принципы: 1) приоритет прав и свобод личности над обществом и гос-вом. Личность д.б. на первом месте. 2) все ценности и законы созданы человеком. 3) В основе свободы личности лежит частная собственность на средства производства. Этим самым сторонники подчеркивают, что свободными м.б. только обеспеченные люди.
Неолиберализм как политич. течение возник в 1-ой трети 20 века в США, когда выявились огранич. возм-ти либерализма сдерживать соц. нер-ва, что потребовало коренной модернизации либерально-полит. доктрины. Суть неолиб-ма: наряду с абсолютной ценностью част. собственности на средства пр-ва и перечис-ия тех особ-тей, присущих прав. гос-ву, нельзя отрицать необх-ть учета общ-х интересов граждан и участия гос-ва в эк-ке и соц. сфере. Инициатором реал-ии идеи неолиб-ма в США стал президент Ф.Рузвельт. Неолиб-зм исходит из необх-ти расш-ия соц. ф-ий гос-ва и границ его вмешат-ва в эк. и соц. сферу.
Консерватизм как идейное течение ориентировано на поддержание и сохранение исторически сложившихся форм общест. и гос. жизни; возник как идеология уходящих с политич. арены классов, возник параллельно с идеей либерализма в рез-те англ. бурж. революцией. Основ-ник – Гоббс. Основные принципы: 1) общество представляет собой систему норм, традиций, институтов уходящих корнями в глубь истории. 2) любой существующий институт предпочтительней вновь создаваемого института. 3) сторонники теории ориентируются на высокий гос.авторитет (гимн, флаг, герб). 4) частная собст-ть – гарант свободы и соц.порядка.
Неоконсерватизм предст-ет собой идеологию, сочетающую принципы класс-го конс-зма и либ-зма; это синтез конс-ма, либ-зма и технократ-зма. Возник в 20в. Сторонники: Хайек, Ширак, Рейган, Тэтчер. Основные идеи: 1) только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и граждан. 2) свобода и равенство не совместимы. 3) классическая демократия не осуществляется или вообще вредна. Необходимо согласие демократии и власти элиты. 4) главное право личности – иметь право собственности и свободно ей распоряжаться.
Социал-демократизм – соц-полит. учение, ориентированное на демократич. соц-зм и его достиж-ие путем постеп-ых реформ. Возник в сер. 19 в. в Зап.Европе Характерные черты: 1) мат. трактовка обществ. жизни. 2) подход к анализу общественного явления с позиции интересов трудового класса и всего народа. 3) гуманизация текущих и конечных целей в интересах большинства.
11. Политическая система общества: структура и функции.
Политическая система – сложный комплекс гос. институтов, политических партий, общественных орг-ций, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется гос. и общественная власть.
Это также совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих между собой политических орг-ций, учреждений, доктрин и норм, с помощью которых правящий класс осуществляет свою власть.
Назначение политической системы – интеграция общества. Основой политической системы является гос-во. Оно оказывает воздействие на другие элементы политической системы.
Элементы политической системы:
Функции политической системы:
10. Политическая власть: сущность, ресурсы, легитимность.
Понятие «власти» является одним из центральных в политологии, дающим ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Власть есть волевое отношение между людьми. Она присуща любому обществу и необходима для поддержания его целостности и единства, для организации общественного производства.
Понятие "политическая власть" шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Государственная власть обладает монополией на принуждение граждан для выполнения своих предназначений, ибо располагает монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и специальным аппаратом принуждения.
Виды власти: полит., эконом., соц., законод., исполнит., судеб., информ., военн., теневая и т.д.
Ресурсы власти – те средства, с помощью кот. субъект вл. добивается влияния на общ-во и реализации своих поставленных целей. Существует несколько подходов к классификации ресурсов. По одному из них ресурсы делятся на: 1) утилитарные – это материальные и другие соц.блага связанные с повседневными интересами людей; с их помощью власть может «покупать» не только политиков, но и целые слои населения; 2) принудит-ые – меры администр-го наказания, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. 3) нормативные – включают ср-ва воздействия на внутрен. мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей.
Другой классификацией ресурсов явл.: 1) экономич. – это материальные ценности, необходимые для общественного пр-ва и потребления: деньги как их всеобщий эквивалент, ср-ва пр-ва, земли, полезные ископаемые, продукты питания. 2) политико-силовые – оружие; аппарат физического принуждения; специально подготовленные люди (армия, полиция и т.д.). 3) культурно- информационные – знания и информация, а также ср-ва их получения и распространения, институты науки, образования и СМИ. 4) соц. – способность понижения или повышения соц. статуса, ( должность, престиж, образование).