Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
В системе политических отношений активно действующая сила выступает в кач-ве субъекта, а воспринимающая (подчиняющаяся) сила, политическая воля – в кач-ве объекта. Объект и субъект могут меняться местами в случае изменения их активности и смены направления вектора направленности политической воли.
Объектами в политике могут выступать люди, институты, корпорации, классы и др. элементы полит. процесса. Субъектами выступают субъекты исторического процесса, влияющие на формир-ие полит. целостности. К субъектам относят гос-ва, классы, страты, полит. институты, которые выражают значит. пр-ссы социополитич. реальности.
В правовом гос-ве абсолют. субъектом стан-ся система права. Все ост. участники полит. пр-сса в той или иной мере выступают в роли объекта политики, подчиняясь общест-политическим нормам. В то же время личности, классы, страты, полит. институты, различные корпорации выступают в качестве субъектов в том случае, если они становятся активной дейст. силой в полит. пр-ссе и за счет реализации своей полит. воли добив-ся достижения опред-х интересов.
18. Политическая элита: понятие. Роль элиты в политическом управлении.
В политологии элитой называют круг тех лиц, которые или обладают властью, или могут воздействовать на нее.
Основоположниками теории политической элиты являются итальянцы Моско и Парето.
Для определения политической элиты используются следующие подходы:
1) позиционный – к политической элите относятся люди, занимающие официальные посты в структуре гос. власти;
2) репутационный – к элите относят людей высокой политической репутации и авторитета;
3) решенческий – к элите относятся те, кто реально принимает важные решения.
В политической элите выделяют 2 основные группы: правящая – группа людей, непосредственно обладающая механизмом власти и оппозиционная – группа людей, обладающая авторитетом, но не располагающая властью, это руководящее ядро оппозиционных политических сил. Элита может быть центральной и местной.
Роль элиты в обществе, в управлении, экономики отражают ее функции:
1) элиты
играют важнейшую роль в
2) элиты
призваны формировать
3) элиты
регулируют деятельность по
4) элиты являются основным резервом руководящих кадров, центром набора и расстановки руководителей на различные участки политического и государственного управления.
В мировой практике известны 2 системы отбора элиты: закрытая и открытая.
При закрытой системе отбор претендентов на политические посты осуществляется главным образом из нижестоящих слоев самой элиты. Этот отбор производят либо вышестоящие руководители, либо один вышестоящий руководитель. Для занятия должности большое значение имеет возраст, стаж работы.
Сильные стороны данной системы: небольшая степень риска при принятии политических решений; большая предсказуемость политики. Слабая сторона – склонность к бюрократизации и консерватизму.
Открытая система отбора характерна для демократических обществ. Представители любых общественных групп могут войти в элиту. Характерна высокая конкуренция отбора, отбор по личным качествам.
26. Политическое управление, его структура. Политические решения.
Под политическим управлением (ПУ) понимают любое целенаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы на другую с целью вызвать желаемое существование процессов, происходящих в управляемой системе.
Управление осуществляется на 3-х уровнях:
1-ый уровень – гос. и административное управление, включающее законодательные, исполнительные, демократические и другие властные институты;
2-ой уровень – партийно-политическое управление; его сущность в том, что каждая партия выражает интересы определенной социальной группы, обязательно стремится к власти, а получив ее, стремится удержать;
3-ий уровень – управление со стороны общества, т.е. управление гражданского общества. Обширные сферы общественных отношений регулируются через политическую активность граждан, вовлечение их в политику.
Стратегической целью политического управления является обеспечение социального процесса, снижение элементов стихийности и конфликтности. Эффективность политического управления определяется равновесием между стабильностью и переменами.
Объектом ПУ явл. общ-во. Субъктами ПУ выступ-т различ. политич. институты, прежде всего, центры принятия политических решений (парламент, совет нац. безоп., прав-во).
Структурными звеньями процесса выработки политического решения являются: 1) представл-е политич. интересов групп и отдельных граждан институтом, принимающим эти реш-я; 2) этап выраб-ки и принятия ПР; 3) реал-ция ПР.
20. Политическое лидерство: сущность, типология.
Лидер – ведущий, тот авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в соц. процессах, ситуациях. Лидерство – один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть соц. группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет действия всей группы, которая ожидает, принимает это действие.
Тайна лидера не в нем, а в психологии его последователей.
Макс Вебер считал, что в лидеры попадают из-за авторитета, харизмы (это Дар Божий, или качества личности, признанные необычайными).
Лидером можно быть по праву, или с помощью насилия, по традиции. Власть можно и купить.
4 типа лидеров:
1) лидеры – знаменосцы имеют свой взгляд на реальность, представление о будущем (М.Моганди, Ленин);
2) лидеры – служители выражают интересы своих приверженцев и действуют от их имени (Брежнев, Черненко);
3) лидеры – торговцы отличаются способностью убеждать людей и вовлекать их в осуществление своих планов (Рональд Рейган);
4) лидеры – пожарные характеризуются быстротой реакции на насущные требования, эффективными действиями в экстремальных условиях (Шойгу, Жуков).
Функции, которые выполняют лидеры:
22. Политические партии в России: история.
В широком смысле под политической партией понимают любую группу людей, ставящей своей целью – овладение властью.
В России первая партия была создана на полстолетия позже, чем в Западных государствах. Это произошло в Минске в 1898г. Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия. К 1917г. в России действовало 15 общенациональных и не менее 35 региональных политических партий и организаций партийного типа. Наиболее многочисленными и влиятельными были: партия социал-революционеров (эсеры), РСДРП(б), РСДРП (меньшевики); конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты).
К середине 20-х гг. в связи с установлением в нашей стране однопартийной системы, процесс формирования многопартийной политической системы был приостановлен. За последние годы в РФ происходит переход от однопартийной системы к многопартийной.
Можно выделить 3 этапа в этом процессе. Первый (1985—1987) – этап возникновения различных "неформальных" движений, объединений, союзов, фронтов. На втором этапе (1987—1989) происходит институциализация и конституирование общественно-политических партий и движений.
С весны 1989г. и по настоящее время идет процесс рождения политических партий различной направленности, создания партийных блоков, союзов, коалиций.
Принятый в 1990г. Закон СССР «Об
общественных объединениях» пока является
единственным такого рода законом, действующим
в РФ. В этом законе термином "общественные
объединения" обозначаются политич.
партии, массовые движения, профессиональные
союзы, женские, молодежные, ветеранские
организации. В марте 1991г. началась регистрация
партий. Перед президентскими выборами
1996г. их было зарегистрировано более 70.
Становление многопартийности происходит
трудно. Часто партии создаются сверху,
под самопровозглашенного лидера, нередко
за ними никто не стоит. Они по существу
никого, кроме себя самих, не представляют.
19. Классич. теории элит и соврем. подходы.
В политологии элитой называют круг тех лиц, которые или обладают властью, или могут воздействовать на нее.
Существует несколько классических теорий элит:
1. Еще
в 1896г. в «Основах
2. Парето
в «Трактате по общей
3. Р.
Михельс считал, что сущест-ние
полит. элиты обусловлено
Современные теории элит: