Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Для России
самым перспективным является путь
синтеза трех идеологий: либеральной,
провозглашающей приоритет политической
и экономической свободы, социал-демократической,
базирующейся на принципах свободы, справедливости
и солидарности, и патриотической, ориентированной
на построение сильного миролюбивого
государства – равноправного члена мирового
сообщества.
32. Политическая социализация личности.
Термин
«политическая социализация»
В политич. науке выделяются неск. типов ПС:
1. гармоничный, отражающий складывание психологически нормальных отн-ий человека и институтов власти, кот. порождают его рациональное и уважительное отн-е к правопорядку, гос-ву, своим гражд. обяз-тям;
2. плюралистический, свидетельствующий о признании человеком равноправия с др. гражданами, их прав и свобод и характеризующий его спос-ть менять свои пол. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам;
3. гегемонический, характеризующийся негативным отн-ем человека к любым соц. и политич. системам, кроме “своей”;
4. конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов, и потому усматривающий цель собств. политизации в сохр-и лояльности к своей гр. и поддержке ее в борьбе.
Стадии ПС: 1. ранняя (от рождения до поступления в школу); 2. обучение (с мом-та поступл-я в школу до оконч-я очных форм обуч-я общего и профес. обуч-я); 3. соц. зрелость; 4. заверш-е жизнен. цикла (прекращ-я пост. труд. деят-ти в рамках офиц. орг-ции).
В кач-ве ср-ва соц-ции выступ. соц. нормы. В ПС индивида существен. роль игр. нормы права. Это связано с тем, что право опосредует важнейшие эк., и морал. отн-я, направляя их разв-е и совершенст-е в соотв. с объектив. закономерностями функц-я общ-ва. Оказывая возд-е на обществен. отн-я, нормы права тем самым в опр. мере предопред. весь проц. соц-ии.
33. Внешняя политика и международные отношения: сущность, характер.
Внеш. Полит. (ВП)–деят-ть гос-ва на междунар. арене, регулирующая взаимоотн-ия с др. субъектами внешнеполит деят-ти: гос-вами, международ., региональн. институциональн. организациями, политич. партиями, обществ организациями и церквью.
На ВП гос-ва оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся: 1. расстановка внутренних сил, внутренняя политика гос-ва, духовно-нравств. принципы общ-ва; 2. прир-геогреф, демограф и материально-технич. ресурсы гос-ва; 3. эк, научно-технич, воен потенциал страны.
К внешним факторам относятся.: 1. расстановка сил на межд. арене, проводимая межд. политика и принятые межд. организациями правовые нормы; 2. эк, научно-технич., военный потенциал страны; 3. природные, географ, демограф. факторы
Межд.отношения(МО) явл. важн. составным элементом мир. политики, кот. рассм-ет взаимоотн-ия м/у развивающ. странами и индустриально развитыми.
МО имеют разные уровни: глобальный (на уровне ООН); межрегиональный; региональный (Европа, Азия и т.д.); локальные (межгосударственные).
Принципы МО: мировое сосуществование; мир. разрешение конфликта; равномерное и суверенное развитие гос-в мира; соблюдение прав и свобод граждан; воздержание от пропаганды, террора, насилия, войны; добров-ое и скрупулезн. выполнение гос-вами взятых на себя обяз-в в соотв-ии с уставами ООН.
38. Глоб. Пробл. Соврем. и пути их решения.
Глобальные проблемы(ГП)–такие проблемы, кот. чреваты угрозами для всего чел-ва и не м.б. решены усилиями одного гос-ва, а требуют усилий больш. цивил-ых гос-в мира.
К ГП относятся:
1) Борьба с междун терроризмом. Для решения этой проблемы необходимо создание един. (мир.) центра по борьбе с терроризмом.
2) Угроза яд. войны и распределение яд. оружия. Сейчас сформировались 5 яд. стран: США, Россия, Китай, Англия, Франция. За последние годы + Пакистан, Индия. Есть гос-ва, кот. могут производить яд. оружие (т.е у них есть технологии): Южная Африка, Израиль, Иран, Северная Корея. Наиб. целесообразное решение этой проблемы – не увеличивать запасов (кот. и так уже много), а надо направлять ср-ва на научные исследования для улучшения условий хранения яд. оружия, безопасного их уничтожения и т.д.
3) Гонка обычных вооружений. Распад СССР серьёзно повлиял на гонку, т.к СССР занимал 1-ое место. Россия самостоятельно вышла из гонки (после распада) Теперь надо развивать новейшие технологии, для того чтобы занять лидирующие места.
4) Растущий разрыв в ур-ях развития различных регионов страны; напр. проблема неравномерного распределения м/у населением разн. гос-в прир. ресурсов.
5) Экологические пробл.: парниковый эф-кт, не экологически чистые продукты питания, вода и др.(все из-за загрязнения окружающей среды, озоновые дыры, вырубка лесов и др.)
6) Энергетические;
7) Демографические;
продовольственная (как следствие демогр.).
Всего сейчас 6 млрд. население. В России
- за последние десять лет население России
сократилось со 149 млн. до 144 млн. человек
(и в ближайшее время ожидается наращивание
прироста сокращения). Средняя продолж-ть
жизни в нынешней России составляет 57,7
- лет для мужчин и 71,2 года для женщин. в
среднем на 16 лет меньше, а женщины на 8
лет меньше, чем на Западе. Сейчас в семье
обычно только 1 ребенок.
34. Основные принципы формирования современных международных отношений.
Независ. гос-ва не разв-ся в вакууме, они взаимод-ют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть гос-ва действуют в сфере межд. отнош-й (МО).
Межд. отношения (МО) являются важнейшим составным элементом мир. политики, кот. рассм-ет взаимоотн-ия м/у развивающ. странами и индустриально развитыми.
МО имеют разные уровни: глобальный (на уровне ООН); межрегиональный; региональный (Европа, Азия и т.д.); локальные (межгосударственные).
Принципы МО: мировое сосуществование; мир. разрешение конфликта; равномерное и суверенное развитие гос-в мира; соблюдение прав и свобод граждан; воздержание от пропаганды, террора, насилия, войны; добров-ое и скрупулезное выполнение гос-вами взятых на себя обяз-в в соотв-ии с уставами ООН.
Можно выделить неск-ко тенденций развития современных МО.
1. рассредоточение власти. Идет пр-сс становления мультиполяр. (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в межд. жизни приобретают новые центры. На мир. арену все активнее выходит Япония, кот. уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграцион. пр-ссы в Европе. В Ю-В Азии возникли новые постиндустр.гос-ва — «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мир. политике сильнее всего заявит о себе Китай.
2. глобализация МО, заключающ. в интернационализации эк-ки, развитии единой системы мировой связи, активизации деят-ти транснац-х негос. образований. В межд. области эта тенденция реализуется в форме роста межд. сотруд-ва, влияния межд. институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.
3. нарастание глоб. проблем, а соотв-но стремление гос-в мира к совместному их решению.
4. усиление
разделения мира на
два полюса — полюса мира, благосостояния
и демократии и полюса войны, брожения
и тирании. На полюсе мира, благосостояния
и демократии находятся 25 стран: государства
Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия
и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения
земного шара, так называемый «золотой
миллиард». На другом полюсе находятся
государства Африки, Азии, Латинской Америки,
республики бывшего СССР и стран Востока.
В них более 80 млн. человек живут в условиях
абсолютной нищеты.
35. Национально-государственные интересы: понятия и принципы формирования.
Нац. интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к:
- обеспечению стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня жизни населения;
- минимизации
угроз личной и обществ. безоп-
Эти стремления воплощ-ся в концепцию нац интереса, конкретное содержание которой также опр-ся такими объект-ми параметрами, как:
- геополитич.
положение гос-ва на мир.
- положение в системе межд. эк. отн-ий, степень завис-ти от внеш. рынков, источников сырья, энергии и т.д.;
С изменением объективных реальностей, потребностей общ-ва в сфере межд. общения может меняться и содержание нац. интересов.
Формир-ие нац интересов предст-ет собой постепенный и длительный историч. пр-сс.
Концепция нац-гос. интереса формулируется и может быть реализована только как общенац. доктрина, разделяемая и поддерживаемая больш-вом общ-ва. Но на практике такой полный консенсус труднодостижим по след. причинам.
Общенац. согласие оказ-ся достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития, например ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы.
Нац интересы
м.б. реализованы не односторонними,
а совмест. действиями гос-в, уважающих
интересы друг друга, решающих их коллизии
мирными средствами, с соблюдением
общих, единых для всех правовых норм.
Инструментами защиты
нац-гос интересов все чаще стан-ся межд.
орг-ии. Главная
составляющая нац. интереса
– это самосохранение гос-ва.
36. Понятие «геополитика». Геополитические факторы во внешней политике.
Геополитика – учение о политико-стратегической ценности географич. позиции, которую то или иное гос-во или нация реализует в своей истории.
В данном определении слово «реализует» – значит:
Геополитика как наука исследует обществ. пр-ссы, протекающие в той или иной цивилизации, их динамику и направленность в соотв-ии с тем географич. пространством, кот. занимают гос-во или группа гос-в, составляющих ядро цивилизации.
Именно пространство, территория обусловили, с точки зр. геополитики, разделение гос-в на 2 основных типа: морские и континент-ые, различающихся по многим параметрам, в том числе и экономическим.
Концепции геополитического оптимизма – гос-во стремится занять территорию, дающую max устойчивость и обеспечивающую наибольшую безопасность, а также достижение нац. гармонии.
Геополитич. мировой порядок – отн-но устойчивое распред-ие геополитич. сил в мировом масштабе, стабильная система геополитич-го взаимод-ия и влияний.
Геополитич. факторы:
1. С т. зр. геополитики территория той или иной страны является важнейшим и, что самое главное, постоянным по силе воздействия фактором определяющим развитие гос-ва, в т. ч. и степень его завис-ти от мировых эк. процессов;
2. военно-политический. Он напрямую связан с хар-ром торговых отн-ий м/у разл. гос-вами;