Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение природы налоговой льготы, их роли, условий и порядка предоставления на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
1 исследование экономической сущности налоговых льгот и вычетов;
2 рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот;
3 определить роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса;
4 выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах

Содержание

Введение 4
Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования 8
1.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8
1.2 Виды и классификация налоговых льгот 15
Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах 19
Анализ применения налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 24
2.1 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса 24
2.2 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 28
2.3 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот 30
3. Совершенствования налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 35
3.1 Основные пути совершенствования и развития налоговой сиситемы в Российской Федерации 35
3.2 Основные направления рационального использования налоговых льгот 38
Заключение 42
Список литературы

Работа содержит 1 файл

псарева.docx

— 86.19 Кб (Скачать)


 



 

 

 

 

 

Рисунок 1- Основные направления стимулирования инвестиций

 

В рамках сложившейся в последние  годы налоговой системы, основным элементом  стимулирования деятельности субъектов  хозяйствования выступает установление льгот по налогам и сборам, которые  представляют собой предусмотренные  законодательством преимущества при  формировании налогового обязательства  по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговая льгота является эффективно действующим инструментом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной  производственной базы, внедрению новых  технологий, что, в свою очередь, ведет  к увеличению налоговой базы и  поступлений налога на прибыль в  бюджете будущем. Это подтверждает опыт многих стран мира, которые через реализацию механизма налоговых льгот стимулировали развитие экономики.

Несмотря на широкое использование  в налоговой теории и практике понятия "налоговые льготы", до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода  к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует  развернутая классификация видов  налогового льготирования в отечественной  и зарубежной практике. В последние  годы сложилось также неоднозначное  отношение российских экономистов  к оценке места, роли и направлений  использования налоговых льгот  в современной политике налогового реформирования.

Налоговые льготы одновременно выступают  в двух основных ипостасях: как элемент  налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых  начислений, манипуляций способами  и формами обложения, дифференциацией  ставок налогов, изменением сферы их распространения и системой налоговых  трансфертов налоговое льготирование  является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой  политики и методов государственного налогового регулирования. Последнее  предполагает целенаправленное воздействие  государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с  целью стимулирования (в отдельных  случаях - сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в  наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники  и социальной сферы.[11, c.348]

В НК РФ дается определение налоговых  льгот. При этом, в отличие от ранее  действовавшего Закона об основах налоговой  системы, в котором запрещается  предоставление льгот, носящих индивидуальный характер, в Кодексе предусматривается в исключительных случаях возможность установления нормативными актами законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления индивидуальных льгот в части, соответственно, федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для  многих налогоплательщиков налоговые  вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию  налоговых льгот как инструменту  налогового регулирования. Общие налоговые  вычеты и скидки, так же как и  другие виды налоговых льгот, в том  числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность. Кроме того, разработчики Кодекса  и законодатели не связывают с  налоговыми льготами ни отсрочку налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, они рассматривают их лишь как  возможные способы изменение  срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. Результатом такого ошибочного, на наш взгляд, теоретического подхода  явилось законодательное ограничение  стимулирующих возможностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых  кредитов как форм налогового льготирования. К тому же на определенный период времени  и отсрочка платежа, и налоговый  кредит предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответствует понятию  налоговой льготы, согласно Кодексу.

Развитию предпринимательства  способствует такая форма налогового стимулирования как снижение ставки налога на прибыль до 24%, однако отмена одновременно с ее понижением льготы по уменьшению налогооблагаемой прибыли  до 50% на сумму произведенных капиталовложений является, на наш взгляд, не эффективной, поскольку препятствует стимулированию инвестиций и развитию инновационного потенциала отечественных предприятий. Более того, исключив льготы при  налогообложении прибыли, государство фактически самоустранилось от стимулирования инвестиций налоговыми методами.

Вместо инвестиционной льготы в  Налоговом кодексе предусмотрен ускоренный режим амортизации, который  регламентирует порядок ее начисления не от первоначальной, а от остаточной стоимости амортизируемого имущества, что снижает налоговую нагрузку за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли в первые годы эксплуатации основных средств. Вместе с тем, большинство  исследователей проблем налогообложения  настаивают на восстановлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль , выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц.

Он характеризует присущие правовым льготам признаки (рисунок 2).

 




 

 

 

 

 

 

- во-первых,;

 

 

 

 

Рисунок 2 – Признаки правовых льгот

Правовая льгота - это  юридическое средство, с помощью  которого создается режим благоприятствования  для удовлетворения интересов и  потребностей субъектов, имеющих для  последних компенсационное либо стимулирующее значение.

Налоговая льгота, как и  любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам  и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими  плательщиками. В том числе понятие  налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере, что следует из ст. 56 НК РФ.[15, c.81]

Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым  законодательством при наличии  объекта налогообложения, а также  иное смягчение налогового бремени  для налогоплательщика.

Разрабатывая систему  налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. налоговая система  России представляет собой своеобразный баланс, где послабление в одной  сфере влечет за собой ухудшение в другой.

Воздействие, оказываемое  на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. И если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять  регулирующие функции, не преследуя  фискальные цели, то они перестают  выступать налогами в строгом смысле слова. Поэтому эффективность налоговых льгот (как составляющая часть регулирующей функции) должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета как результата роста экономических показателей.

Кроме фискальной и стимулирующей  функции, налоговые льготы иногда выполняют  компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Однако в большинстве  случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую  функцию и устанавливаются в  целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.[17, c.489]

 

 

1.2  Виды и классификация налоговых льгот

 

 

Налоговые льготы могут  косвенно воздействовать на социально-экономические  процессы - поощрение определенных видов деятельности, регулирование  внутрихозяйственного распределения  прибыли (прежде всего в целях  стимулирования ее производительного  использования), оказание поддержки  определенным социальным группам и  т.д. Поэтому можно говорить о  льготах как об одном из элементов  налогового режима, определяющего возникновение  и исполнение налоговой обязанности.

Льготы - это не только инструмент государственной поддержки, но и  предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.

Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.

Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы (рисунок 3).



налоговые освобождения                                налоговые кредиты


                                   


 

 

Рисунок 3 – Основные группы налоговых льгот

 

В основе такой общей  классификации лежат различия в  методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры  налога (объект, субъект, ставка, налоговая  база, окладная сумма налога). Кроме  того, все налоговые льготы можно  классифицировать по ряду признаков  на следующие группы:

1) личные и для юридических  лиц;

2) общие для всех налогоплательщиков  льготы и специальные (частные)  налоговые льготы для отдельных  категорий плательщиков;

3) безусловные и условные  налоговые льготы;

4) общеэкономические и  социальные налоговые льготы.

В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.[7, c. 78]

Наиболее сложным элементом  в системе налоговых льгот - это  налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый  кредит является наиболее перспективной  формой налогового регулирования. Это  самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно  со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита  регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие  «специальные налоговые режимы» (рисунок 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



 


 



 


 

-


 

 


 

 

Рисунок 4 – Классификация  специальных налоговых режимов

 

Специальным налоговым  режимом признается особый порядок  исчисления и уплаты налогов и  сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях и порядке, установленных  законодательством о налогах  и сборах.

Данными режимами не могут  вводиться более жесткие условия  налогообложения по сравнению с  общими условиями.

Необходимо отметить, что  специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования  деятельности хозяйствующих субъектов  на определенных территориях Российской Федерации.

Существует множество  проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с  повышением эффективности данного  инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство  действительно способно создать  более или менее благоприятные  и конкурентоспособные условия  для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому  переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств  недопустима, так как в противном  случае неизбежно нарушается свобода  конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных  государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых  льгот, минимизирующих влияние групп  специальных интересов).

Информация о работе Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования