Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение природы налоговой льготы, их роли, условий и порядка предоставления на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
1 исследование экономической сущности налоговых льгот и вычетов;
2 рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот;
3 определить роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса;
4 выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах

Содержание

Введение 4
Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования 8
1.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8
1.2 Виды и классификация налоговых льгот 15
Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах 19
Анализ применения налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 24
2.1 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса 24
2.2 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 28
2.3 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот 30
3. Совершенствования налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 35
3.1 Основные пути совершенствования и развития налоговой сиситемы в Российской Федерации 35
3.2 Основные направления рационального использования налоговых льгот 38
Заключение 42
Список литературы

Работа содержит 1 файл

псарева.docx

— 86.19 Кб (Скачать)

В таких случаях необходимо иметь  в виду, что налоговое законодательство предоставляет льготы по налогу на доходы физических лиц в виде возврата налога в размере 13% от суммы расходов на покупку (строительство) жилья. Например, в прошлом году на счета физических лиц, которые построили жилье, зарегистрировали его и воспользовались налоговым вычетом, поступило ни много ни мало 807,8 миллионов рублей.

Уже более восьми лет действует в российской экономике налоговая система, введенная в действие с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить на возникающие при этом неизбежные вопросы. Сегодня с уверенностью можно сказать, что налицо кризисное состояние российской налоговой системы. Не выполняется главная задача ее построения - обеспечение поступления необходимых денежных средств для финансирования неотложных государственных расходов.

Имеющиеся недостатки во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства законов и иных нормативных правовых актов по налогам и сборам, не обеспечен в полной мере комплексный подход к проблеме налогообложения, не учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов.

  Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики. 
В целом повышение эффективности налоговой системы Российской Федерации возможно лишь при наличии современной научной концепции совершенствования налогового законодательства, построенной на основе системного подхода, с учетом реализации основных правообразующих факторов и создания оптимального взаимодействия всех частей налоговой системы.

В процессе реализации налогового законодательства возникают правоотношения между субъектами налогового права - организациями и физическими лицами. В таких правоотношениях участвуют налогоплательщики, налоговые органы, а также правоохранительные органы. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в налоговых правоотношениях.

На данный момент в России фактически отсутствует налоговая система в ее классическом понимании. Существующую организацию можно рассматривать как систему налогов и сборов, которая представляет собой законодательно закрепленные виды налогов и сборов, их ставки, объекты налогообложения и налогоплательщиков. Что же касается других участников налоговых правоотношений, то их статус, организация и полномочия определены отдельными законодательными актами, порой не связанными между собой, а в отдельных случаях и противоречащими друг другу. Примером может служить регулирование статуса филиала (как плательщика или неплательщика налога на прибыль) акционерным законодательством и актами государственных налоговых органов.

С развитием в России рыночных отношений и появлением разнообразных объектов частной  собственности вопросы налогов  стали крайне актуальными.[ 10, c. 611]

С одной стороны  государство всячески старается  ужесточить систему налогов и  обеспечить полную и своевременную  их уплату, с другой стороны, граждане всеми силами пытаются найти пути обхода законов. 
Законодательство о налогах стремительно меняется из года в год. 
Однако практика показывает, что и он нуждается в корректировке. 
К основным недостаткам действующей в России налоговой системы относятся: отсутствие обоснованной программы развития и системного подхода в налогообложении; неувязка с другими экономическими инструментами регулирования экономики, а также организационная сложность: множественность налогов, налоговых ставок и льгот, а нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков. 
Часто у граждан, даже не стремящихся уйти от уплаты налогов, просто отсутствует информация о своих обязанностях в налоговой сфере, тем более о возможностях уменьшить уплачиваемые налоги, не вставая на путь нарушения закона.

 

 

3.2 Основные направления рационального использования налоговых льгот

 

Опыт зарубежных стран свидетельствует о широком применении налоговых льгот в самых различных целях. Льготы активно используются в таких развитых рыночных странах как Великобритания, Германия, Франция. Причем, если социальные льготы носят более постоянный характер и призваны обеспечивать равенство и справедливость, то льготы, стимулирующие экономическое развитие, инвестиционную деятельность, гибко изменяются в зависимости от приоритетного направления развития отраслей производства

В России практика использования налоговых  льгот развивалась скорее революционным  путем. На первоначальном этапе формирования современной налоговой системы  существовало большое число льгот, которые не носили целенаправленного  характера. Такое положение приводило  к тому, что льготы не реализовывали  стимулирующую функцию налога, а  использовались лишь для снижения налогового бремени. Результатом такого использования  налоговых льгот стало широкомасштабное их сокращение, что не самым лучшим образом повлияло на развитие экономики. В связи с вышесказанным можно  отметить, что в России не было периода  рационального и эффективного регулирующего  использования налоговых льгот  как инструмента налоговой политики, что делает изучение именно такого их аспекта наиболее актуальным и  полезным.

Недостаточная теоретическая разработанность принципов установления и классификации налоговых льгот приводит к противоречиям в законодательстве и нарушению принципов. налогообложения. Непроработанность механизмов отдельных видов льгот влечет за собой их неэффективное использование, что лишает данный инструмент истинного регулирующего смысла.

Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и  преследуют социальные и экономические  цели.

Во внешнеэкономической сфере  налоговые льготы наиболее широко применяются  для поощрения иностранных инвестиций.

Чаще всего такие льготы устанавливаются  для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и  образовательных учреждений; предприятий, осуществляющих деятельность крайне необходимую  в интересах государства; предприятий  и предпринимателей в сфере малого бизнеса; предприятий, оказавшихся  в крайне тяжелом финансовом положении  по не зависящим от них причинам.

Однако, поскольку получение налоговых  льгот сулит существенную дополнительную прибыль, их предоставление иногда фальсифицируется и используется в корыстных целях.

При разработке экономической  политики государству необходимо учитывать  следующие случаи:

1. Уклонение от налога. Переложение налога не следует  смешивать с уклонением от  налога и с амортизацией, или  с погашением налога. Уклонение  от налога бывает легальным  и нелегальным. К легальным,  законным относится тот случай, когда потребитель с введением  акциза на предмет его потребления  или с повышением этого акциза  перестает покупать этот предмет  или покупает его в меньшем  количестве. Сюда же относятся  и те случаи, когда производитель,  обложенный акцизом по средней  величине выхода производимого  продукта, повышает производительность  и начинает получать больший  выход продукта, продолжая платить  прежний акциз.

С легальными уклонениями  государство может бороться только финансовыми способами: при сокращении потребления обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами  уклонения можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.

2. Амортизация, поглощение  и капитализация налога. Здесь выделено три варианта:

- налог вызывает уменьшение ценности облагаемого предмета - амортизация налога;

- налог может быть  поглощен уменьшением ценности  предмета - поглощение налога;

- ценность предмета  увеличена благодаря уменьшению  налога - капитализация налога.

Благодаря явлениям амортизации, поглощения и капитализации при  известных условиях увеличение налога ведет к частичной конфискации  имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать  ничем не заслуженное увеличение богатства.

3. Лицо, обязанное уплачивать  налог по закону, фактически несет  бремя налога, то есть является  не только плательщиком, но и  носителем налога. Увеличение налога  может побудить производителя  добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические  усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть  налог.

4. Плательщик, законно  обложенный налогом, перекладывает  тяжесть налога на другого.  Если последнему также удается  переложить налог на третье  лицо, то он является лишь плательщиком-посредником.  Если же он окончательно несет  тяжесть налога, тогда он - носитель  налога. Ситуация переложения определяется  множеством условий: подчинение  облагаемого предмета свободной  конкуренции или монополии, наличие  или отсутствие эластичного спроса  и предложения, степень мобильности.

Одной из ключевых проблем  российской налоговой системы является то, что налогоплательщик не имеет  достаточного представления, зачем  нужны те налоги, которые государство  намерено с него собрать. Как и  всякая система, функционирующая с  участием мыслящих субъектов и коллективных целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы налогового поведения - одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос - выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.

Хотя общая налоговая  нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест. Налоговая  система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной  для бизнеса и не препятствовать повышению их конкурентноспособности и росту деловой активности.[ 9, c.234]

Общая логика налоговых  реформ во многих странах связана  с постепенным переходом от косвенного налогообложения к обложению  конечного дохода. Глубина этого  перехода часто зависит от способности  справиться с задачей легализации  экономической деятельности и доходов  от нее с тем, чтобы перейти  к прямому   налогообложению доходов юридических и физических лиц-налогоплательщиков.

В качестве управляющего переданными средствами государство  для предпринимателей проявляет  себя зачастую неэффективно. Предприниматель  понимает, что эффективность чиновничьей  деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп  населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя  есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они не получают от государства. Это касается и тех  рабочих мест, которые создает  предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы  и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.

Заключение

Налоги как  экономическая категория являются частью производственных отношений, поскольку  они возникают и функционируют  в процессе распределения и перераспределения национального дохода, создаваемого на всех стадиях производства и обращения.

В условиях современной  экономики Российской Федерации  возрастает значение регулирующей функции налогов, влияния государственной налоговой политики на развитие предпринимательства и повышение деловой активности в России.

В результате проведенного исследования понятия и видов  налоговых льгот можно сделать  следующие выводы:

Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам  и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими  плательщиками. В том числе понятие  налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Выявлено, что благодаря  применению данного налогового инструмента  государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства  налогоплательщика. Вторая цель, которая  на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка  платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным  бесплатно или на льготных условиях.

Информация о работе Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования