Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение природы налоговой льготы, их роли, условий и порядка предоставления на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
1 исследование экономической сущности налоговых льгот и вычетов;
2 рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот;
3 определить роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса;
4 выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах

Содержание

Введение 4
Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования 8
1.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8
1.2 Виды и классификация налоговых льгот 15
Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах 19
Анализ применения налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 24
2.1 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса 24
2.2 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 28
2.3 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот 30
3. Совершенствования налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 35
3.1 Основные пути совершенствования и развития налоговой сиситемы в Российской Федерации 35
3.2 Основные направления рационального использования налоговых льгот 38
Заключение 42
Список литературы

Работа содержит 1 файл

псарева.docx

— 86.19 Кб (Скачать)

Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение  какого элемента структуры налога  направлена льгота.

Особо следует отметить, что формирование множественности  налоговых режимов, высказанных  в литературе, порождает многообразные  возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли  из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие  льготы).

 Действующее законодательство  о налогах и сборах не позволяет  сделать однозначный вывод о  том, какие явления законодатель  относит к категории налоговой  льготы. Подробное изучение налоговых  норм позволило выявить два  существующих в налоговом законодательстве  подхода к пониманию налоговой  льготы -содержательный и формальный.

 Существование налоговых льгот  обусловлено социально-экономической  функцией налога. Целью любой  налоговой льготы является предоставление  некоего преимущества, которое в  первую очередь имеет определенное  имущественное выражение. Содержательный  подход к пониманию налоговой  льготы опирается на сущность  правовых явлений, а не на  их законодательное оформление. Использование такого подхода  при анализе части второй Налогового  кодекса приводит к выводу  о том, что законодатель не  ликвидирует, а трансформирует  налоговые льготы, определенным  образом «встраивая» их в любые  используемые им при установлении  конкретных налогов конструкции,  характеризующие либо субъект  налога, либо любой из его элементов.  С одной стороны, содержательный  подход выявляет бесконечное  разнообразие форм данного правового  явления. Такая многовариантность  форм не позволяет сконструировать  какой-либо единый правовой режим  налоговой льготы, поскольку каждая  «встроенная» форма приобретает  свойства соответствующего элемента  налога. С другой стороны, следуя  тому же содержательному подходу,  ныне действующее налоговое законодательство  обнаруживает три вида налоговых  льгот: 1) явления, являющиеся по  сущности и по форме (названию) налоговыми льготами; 2) явления,  являющиеся по сущности налоговыми  льготами, но таковыми не названные,  при этом схожие с ними по своему правовому регулированию; 3) явления, являющиеся налоговыми льготами только по сущности, так называемые «встроенные» налоговые льготы.

 Налоговая льгота, признаваемая  в соответствии со ст. 17 НК РФ одним из самостоятельных элементов налога, предполагает наличие собственного статуса и, в силу этого статуса, определенных формальных признаков. Данный тезис соответствует формальному подходу к пониманию налоговой льготы. Содержательный подход более емок и охватывает собой и налоговые льготы, выдержанные в формальном отношении, и «встроенные» налоговые льготы. Последние при этом теряют статус самостоятельного элемента налога, ибо они предстают перед нами в качестве составной части тех элементов налогообложения, в которые они оказываются «встроенными», и, соответственно, подпадают под правовой режим соответствующих элементов.

Законодатель своим высокой  степени абстракции определением налоговой  льготы (ст. 56 НК РФ) создает универсальный  инструмент для «встраивания» налоговой  льготы в структуру налога. Использование  такого инструмента в свою очередь  позволяет законодателю достигать  любых требуемых целей при  установлении кошфетных налогов - регулирующих, стимулирующих, социальных.

 Действующее законодательство  о налогах и сборах содержит  несколько форм реализации налогоплательщиком  предоставленных ему законодателем  преимуществ: по умолчанию (самим  налогоплательщиком) или в заявительном  порядке. В обоих случаях бремя  доказывания права на льготу  должно лежать на налогоплательщике.  В отношении права на отказ  или приостановление использования  плательщиком налоговой льготы, представляется, что данное право  налогоплательщика должно быть  ограничено определенной нормативной  процедурой, в частности, обязательной  подачей налогоплательщиком соответствующего  заявления в налоговый орган.  Заявительный порядок в данном  случае необходим, поскольку только он позволит отграничить умышленные действия налогоплательщика от неумышленных, которые, в свою очередь, предполагают возможное дальнейшее восстановление налогоплательщиком своего неиспользованного права на налоговую льготу.

 Налоговые льготы могут рассматриваться  в качестве одной из форм  бюджетных расходов. Исходя из  этого, а также учитывая принципы  межбюджетных отношений, субъекты  РФ и органы местного самоуправления  должны иметь право устанавливать  налоговые льготы в части любых  налогов, поступающих в их бюджеты,  при условии отсутствия выделяемых  им дотаций на выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности. При этом для субъектов РФ  и муниципальных образований  должны быть установлены единые  порядок и условия предоставления: налоговых льгот. Одним из таких  обязательных условий должно  быть законодательное регулирование  компенсационных мероприятий, обеспечивающих  восполнение соответствующих потерь  бюджета, которые могут выражаться  как в дополнительных расходах, так и в недополученных доходах  бюджета.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 №17 – ФЗ ред. от 05.04.2010 №41 – ФЗ // Собрание законодательства РФ – 2010.

2. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / /Финансы. —

2010, 256с.

3 Глухое В.В., Дольдэ И.В.  Налоги: Теория и практика: Учебное  пособие. — СПб.: Спец. литер.,2011, 542с.

4. . Гриценко В.В. Налоговые  льготы как институт налогового  права РФ // Финансовое право., 2009, 128с.

5. Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС. 2009, 489с.

6. Коновалова Т., Кузьмина Н. Налоговое  регулирование инвестиционной деятельности // Финансы. 2010, 237с.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговые льготы. Основы налогового права. Учебное пособие. Харьков: Легас, 2009, 287с.

8. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — СПб.: Питер, 2011, 652с.

9. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2009. - 591с.

10. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М. : Закон и право, ЮНИТИ, 2009, 451с.

11. Налоговое планирование / Е. Вылкова, М. Романовский. — СПб.: Питер, 2010, 398с.

12. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. – М.,, 2010.- 123 с.

13. Румянцев А.В.Налоговое регулирование в зарубежных странах. М., 2009, 178с.

14. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2011, 623с.

 

 

 

 


Информация о работе Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования