Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение природы налоговой льготы, их роли, условий и порядка предоставления на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
1 исследование экономической сущности налоговых льгот и вычетов;
2 рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот;
3 определить роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса;
4 выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах

Содержание

Введение 4
Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования 8
1.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8
1.2 Виды и классификация налоговых льгот 15
Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах 19
Анализ применения налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 24
2.1 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса 24
2.2 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 28
2.3 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот 30
3. Совершенствования налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 35
3.1 Основные пути совершенствования и развития налоговой сиситемы в Российской Федерации 35
3.2 Основные направления рационального использования налоговых льгот 38
Заключение 42
Список литературы

Работа содержит 1 файл

псарева.docx

— 86.19 Кб (Скачать)

Одна из главных проблем, связанных с результативностью  льгот, - отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать  влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.[3, c. 309]

Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно  усложняет налоговую систему  и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку  налоговые льготы с трудом поддаются  контролю.

 

 

 

 

1.3. Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах

 

Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся  вмешательство государства в  различные сферы экономической  жизни. Разница заключается лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония в этом отношении на среднем уровне. В США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.

На Западе налоговые вопросы  давно уже занимают почетное место  в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Снижение высоких нормальных налоговых  ставок до пониженных эффективных в  западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит  избирательный характер. Практически  во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые  промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее  развитых районах и т.д. Поэтому  в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые  режимы развитых стран вполне конкурентноспособны  с режимами стран "налоговых гаваней", особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной  рабочей силы, в чем "налоговые  гавани", очевидно, уступают развитым странам.

Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а  только управляющих активами, обслуживающих  или контролирующих деятельность в  других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране "налоговой гавани". Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в  последние годы приняли специальные  законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в "налоговые  убежища", которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выбор страны размещения капитала. 
При всем этом давление развитых стран Запада на страны - "налоговые гавани" никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей западных стран к "налоговым гаваням", при всей остроте официальной критики, остается в рамках "резервируемой благосклонности". Большинство из стран - "налоговых гаваней" при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими и экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только "базируются" в налоговых гаванях", а реально они вкладываются и функционируют в тех же западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к "налоговым гаваням" могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, страны - "налоговые убежища" играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на наличие этих "налоговых убежищ" за рубежом.

Налоговые льготы в основном направлены на стимулирование инвестиций. Первый и основной тип льгот - увеличение амортизационных отчислений, уменьшающих  облагаемый доход корпорации (к сожаление  не достаточно эффективен для предприятий, использующих ручной труд, где нет  фондоемких производств - применительно  к предприятиям малого бизнеса). Второй - полное или частичное вычитание  из облагаемого дохода затрат на инвестиции, а также создание инвестиционных резервов, налогообложение которых  откладывается. Третий тип льгот - введения налоговых каникул или снижение налоговых ставок для предприятий  развивающихся отраслей и регионов, а также для новых корпораций, малых предприятий, холдинговых  и оффшорных компаний. Четвёртый  тип - относительно распределяемых дивидендов, в частности, применение системы  приписаний и льготного участия.

Наряду с уклонением от уплаты налогов, наличие льгот приводит к заметному  расхождению между отношением налоговых  поступлений к валовому внутреннему  продукту (ВВП) и эффективной ставкой  налогов и платежей.

Сравнение ставок отдельных налогов  и платежей не даёт представления  о тяжести общего налогового бремени  в различных странах и не позволяет  оценить влияния системы налогов  и платежей на хозяйственную активность населения.[12, c.238]

В зарубежных странах налоговые  вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких  налоговых ставок неправильный или  недостаточный учет налогового фактора  может привести к весьма неблагоприятным  последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Компании с международным масштабом  деятельности могут пользоваться особыми  существенными льготами, предусмотренными международными соглашениями об устранении двойного налогообложения; страны - “налоговые гавани” таких соглашений, как  правило, не имеют.

Таким образом, база налогов на добавленную  стоимость охватывает фонд заработной платы и чистую денежную выручку  от деятельности предприятия, что резко  упрощает налоговый контроль и ограничивает возможности для злоупотреблений  налоговыми льготами.

Система налогообложения в зарубежных странах носит ярко выраженный социальный характер, формирующийся на системе  льгот для слоев населения  с низкими доходами.

Так как в России разрыв между наиболее обеспеченными и  наименее обеспеченными слоями значительно  больше, чем в ведущих индустриальных странах, то в российских условиях безусловно должна быть сохранена прогрессивная  шкала взимания налогов с населения.[16, c.89]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ применения налоговых льгот как основного элемента налогового планирования

 

2.1 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса

 

Многие компании ищут пути уменьшения издержек на реализацию новых проектов. Поэтому стимулирование развития бизнеса  часто является важным фактором в  определении места расположения компании. На принятие этого решения  также влияют такие факторы, как  доступность рабочей силы, отношение  к бизнесу властей и общественности и суммарные затраты на ведение  бизнеса в данной области.

Региональная налоговая политика напрямую зависит от налоговой политики, проводимой Правительством Российской Федерации, и полномочий, которыми наделяет Федеральный центр органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, среди которых предоставляется  возможность установления налоговых  льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Мировой опыт и отечественная  практика свидетельствуют о том, что предоставление налоговых преференций  субъектам малого предпринимательства  в те или иные периоды экономического развития активно используется как  действенный инструмент финансового  регулирования данного сектора  экономики.

Пониженные ставки при налогообложении  прибыли малых предприятий применяются  в Японии (действует шкала ставок подоходного налога, дифференцируемых в зависимости от величины уставного  капитала предприятия), Великобритании и США (действует шкала ставок подоходного налога, дифференцируемых в зависимости от подлежащей налогообложению  прибыли предприятия).

В России с 1992 по 2001 года включительно, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.), а в третий и четвертый год - уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль).

В ходе широкомасштабной налоговой  реформы Правительство Российской Федерации отказалось от использования  налоговых льгот как инструмента  финансового регулирования малого предпринимательства.

К настоящему времени сложилось  три параллельно действующих  системы налогообложения предприятий  малого бизнеса: общая для всех предприятий, упрощенная и система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход. Причем упрощенная система налогообложения  является действительно льготной, так  как позволяет организациям, ее применяющим, снижать налоговую нагрузку в  два - три раза, но при этом имеет  существенные ограничения в части  ее применения субъектами малого предпринимательства. Единый налог на вмененный доход  получил большее распространение, чем упрощенная система налогообложения, что обусловлено обязательным характером его применения в тех субъектах  Российской Федерации, которые приняли  соответствующее законодательство.[4, c.56]

В соответствии с действующим региональным законодательством субъекты малого предпринимательства к отдельной  категории налогоплательщиков, которым  предоставляются льготы по налогам, зачисляемым региональный бюджет, не отнесены. Однако, малый бизнес, наряду со средними и крупными предприятиями, как субъект инвестиционной деятельности, имеет возможность воспользоваться  льготами по налогу на прибыль организаций, в части подлежащей зачислению в  бюджет субъекта Российской Федерации, налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

Так, по налогу прибыль, при условии  осуществления капитальных вложений в необходимом законодательно установленном  объеме, на получение льготы в регионе  могут претендовать лишь 37-40% малых  предприятий от общего числа организаций - субъектов малого предпринимательства, функционирующих в автономном округе.

По налогу на имущество доля малых  предприятий, имеющих потенциальную  возможность воспользоваться установленными льготами, не превышает 7%, из которых: льготой  в размере 50% от суммы налога могли  бы воспользоваться не более 4% малых  предприятий от общего числа организаций - субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в  регионе, а льготой в размере 40% от суммы налога (при условии осуществления  капитальных вложений в необходимом  законодательно установленном объеме) - не более 3% малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в отраслях топливно-энергетического  комплекса. При этом отметим, что  с 1 января 2008 года размер льготы по налогу на имущество для организаций  ТЭК снижен до 20% (вместо ранее установленных 40%) и введено ограничение на период ее действия до 31 декабря 2008 года. А, начиная, с 2011 года льгота по налогу на имущество для предприятий данного сектора региональной экономики будет упразднена.

Потенциальную возможность применять  льготы по транспортному налогу имеют  не более 0,3% малых предприятий.

Таким образом, создаваемая в регионе  система предоставления налоговых  льгот оказывает стимулирующее  воздействие на развитие ограниченного  числа субъектов малого предпринимательства  строго определенной сферы, причем, наравне  со средними и крупными компаниями, что в определенной степени понижает эффективность данной налоговой  преференции именно в отношении  малого бизнеса.

Необходимо учитывать, что возможности  органов власти субъектов Российской Федерации в сфере налоговой  политики сегодня весьма ограничены, поскольку, во-первых, основную долю доходов  региональных бюджетов составляют именно налоги с предприятий и заменить их нечем; во-вторых, Налоговый кодекс Российской Федерации жестко регламентирует все действия органов государственной  власти в налоговой сфере и  устанавливает закрытый перечень налогов  и сборов на территории нашей страны; в-третьих, как показал опыт бюджетного планирования в условиях перевода экономики на рыночные рельсы, у государства в современных условиях нет реальных путей сокращать бюджетные расходы.[ 17, c.311]

Информация о работе Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования