Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение природы налоговой льготы, их роли, условий и порядка предоставления на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
1 исследование экономической сущности налоговых льгот и вычетов;
2 рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот;
3 определить роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса;
4 выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах

Содержание

Введение 4
Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования 8
1.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8
1.2 Виды и классификация налоговых льгот 15
Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах 19
Анализ применения налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 24
2.1 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса 24
2.2 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 28
2.3 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот 30
3. Совершенствования налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 35
3.1 Основные пути совершенствования и развития налоговой сиситемы в Российской Федерации 35
3.2 Основные направления рационального использования налоговых льгот 38
Заключение 42
Список литературы

Работа содержит 1 файл

псарева.docx

— 86.19 Кб (Скачать)

В связи с этим предлагаемая схема  налогового регулирования направлена на совершенствование системы налогообложения  субъектов малого предпринимательства, функционирующих в различных  сферах деятельности и позволяющая  оптимизировать усилия по финансовой поддержке и стимулированию развития данного сектора региональной экономики.

Суть предложения заключается  в следующем. Сумма налоговых  платежей в региональный бюджет прошедшего года каждого малого предприятия  принимается за базисную. В течение  следующего за базисным года субъект  малого предпринимательства производит все необходимые авансовые платежи  в бюджет, а к концу года производится расчет налоговых обязательств текущего года. В случае если сумма налоговых  обязательств превышает сумму налоговых  платежей базисного года, то субъект  малого предпринимательства, а также  инвестор/кредитор, предоставивший финансовые ресурсы данному субъекту малого бизнеса, получают право на налоговую  льготу по платежам в региональный бюджет

Существующее в России правовое пространство для осуществления  деятельности субъектами малого предпринимательства  определяется, прежде всего, федеральными органами власти (закреплено в Налоговом  кодексе РФ), а вся тяжесть по созданию экономического пространства для ведения бизнеса в большей степени лежит на региональных органах власти. Предлагаемые меры не меняют действующей в России системы налогообложения, а дают возможность использовать внутренние финансовые резервы малого бизнеса для дальнейшего развития данного сектора региональной экономики и увеличения его социальной значимости. И именно налоговые льготы выступают тем инструментов финансового регулирования, применение которого способно обеспечить стимулирование предпринимательства (в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития территории) в условиях высокого уровня дифференциации экономического потенциала различных субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что  налоговые преференции в виде освобождения от уплаты налога либо его  части, или снижения ставки по налогу, устанавливаемые для субъектам  малого предпринимательства не должны ослаблять или искажать конкуренцию  как в данном секторе экономики, так и по отношению к крупным  и средним организациям. Льготы малому бизнесу оправдываются той экономией  бюджетных средств, которую он обеспечивает региону сокращением объемов  выплат пособий по безработице, уменьшением  вложений в инфраструктуру, снижением  экологической нагрузки на территорию, более полным использованием местных ресурсов, включая отходы и т.д. [13, c. 276]

 

 

2.2 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны.

 

В налоговом законодательстве налоговая  льгота определяется следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 56 "Установление и использование льгот по налогам  и сборам" части первой Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая  база; налоговый период; налоговая  ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при  установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

Сумма налога, исчисленная по налоговой  ставке, установленной в 2006 - 2008 гг., зачисляется: в размере 1% налоговой  ставки - в федеральный бюджет; в  размере 5% налоговой ставки - в бюджеты  субъектов Российской Федерации. Сумма  налога, исчисленная по налоговой  ставке, установленной в 2009 - 2011 гг., зачисляется: в размере 2% налоговой  ставки - в федеральный бюджет; в  размере 10% налоговой ставки - в бюджеты  субъектов Российской Федерации. Сумма  налога, исчисленная по налоговой  ставке, установленной в 2012 - 2014 гг., зачисляется: в размере 3% налоговой  ставки - в федеральный бюджет; в  размере 15% налоговой ставки - в бюджеты  субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации  предусмотренная указанной статьей  налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых  в бюджеты субъектов Российской Федерации. Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты, устанавливается  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации.[10, c. 491]

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить  ее использование на один или несколько  налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Занижение налоговой базы происходит, в частности, при неправомерном  применении налоговых льгот. Если же занижение налоговой базы, повлекшее  неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, налогоплательщик должен нести ответственность  в соответствии со ст. 122 НК РФ.[17, c.539]

 

2.3 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот

 

 Основной проблемой развития инновационного предпринимательства в России является то, что налоговая система носит преимущественно, не стимулирующий, а фискальный характер. И хотя в результате 6-летнего реформирования в стране действуют лишь 15 налогов и сборов и четыре специальных налоговых режима, уменьшено число малоэффективных налогов, заметно снижена налоговая нагрузка на производителей, есть позитивные подвижки в эффективности налогового администрирования делать вывод об успешном завершении налоговой реформы преждевременно, а может быть в определенной степени даже опасно.

Некоторые меры в отношении развития именно стимулирующей функции налогообложения  предприняты в 2005 году. К ним относятся, в первую очередь снижение базовой  ставки единого социального налога и упрощение доступа к регрессивной шкале налогообложения (ставка снижена  с 35,6% до 26%; порог регрессии увеличен до 280000 руб. годового дохода на одного работника, вместо 4-х ступенчатой  введена 3-х ступенчатая шкала), отмена НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости, отмена налога на рекламу и налог на операции с ценными бумагами.

Оценка эффективности инвестиционных налоговых льгот по налогам производится в целях оптимизации перечня  действующих налоговых льгот  и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования  результатов предоставления налоговых  льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета города.

Порядок проведения оценки эффективности  инвестиционных налоговых льгот  налогам определяет объекты предстоящей  оценки эффективности налоговых  льгот по налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности  налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки.[4, c.51]

Установление налоговых льгот  осуществляется с соблюдением следующих основных принципов (рисунок 5).

 




 

 

а);

 

 

Рисунок 5 – Основные принципы установления налоговых льгот

 

Основными целями предоставления налоговых  льгот являются:

а) обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для города видов хозяйственной  деятельности;

б) стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой городу продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития города;

в) создание необходимых экономических  условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в  городе;

г) создание благоприятных экономических  условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;

д) оказание экономической поддержки  организациям в решении приоритетных для города социальных задач;

е) оказание поддержки социально  незащищенным категориям граждан.

Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность  от предоставления инвестиционных налоговых  льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (рисунок 6).


           



 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Сроки оценки эффективности  налоговых льгот

Оценка производится уполномоченным органом в разрезе отдельно взятых видов налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей  в разрезе отдельных отраслей экономики.

Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых  льгот служат данные налоговой отчетности, а также иная достоверная информация. При отсутствии необходимых данных в этих видах отчетности используется статистическая отчетность, представляемая органами статистики и Финансовым управлением  администрации городов, и иные виды информации, включая оценки экспертов  и данные, представленные получателями налоговых льгот или претендующими на их получение по запросу уполномоченного органа.

При проведении оценки эффективности  налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие показатели (рисунок 7)


 


 
















 



 

 

Рисунок 7 – Показатели проведения оценки эффективности налоговых  льгот

Оценка эффективности налоговых  льгот производится уполномоченным органом в 4 этапа.

По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных  налоговых льгот.

При предоставлении новых налоговых  льгот по налогам, отмене льгот или  изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.[ 11, c. 523]

На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета  города, обусловленные предоставлением  налоговых льгот.

Сводная оценка потерь бюджета при  использовании налоговых льгот  осуществляется по форме.

На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности  предоставления налоговых льгот.

На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых  льгот путем сопоставления суммы  потерь (суммы недополученных доходов) бюджета города, обусловленных предоставлением  льгот, с суммой бюджетной или  социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.

Превышение суммы эффективности  от предоставления налоговых льгот  над суммами потерь бюджета города означает высокую эффективность  оцениваемых налоговых льгот.[ 5, c.247]

 

 

 

 

 

 

 

 

         3        Совершенствования налоговых льгот как основного элемента налогового планирования

 

3.1  Основные  пути совершенствования и развития налоговой системы в Российской Федерации

 

Налоговая политика всегда была оперативным инструментом государства  для регулирования экономики  и проведения социальной политики.

В нашей стране продолжается реализация приоритетных национальных проектов. Граждане самостоятельно, за счет своих  доходов строят жилье, оплачивают лечение, образование детей и т.д.

Для реализации названных приоритетных проектов государством осуществляется материальная поддержка, в том числе  и через налоговые льготы. При  затратах гражданами средств на свое лечение и образование предоставляется  налоговая льгота в виде вычетов  из облагаемого дохода физического  лица этих расходов. Общая сумма  возвращенных гражданам денежных средств, связанных с предоставлением  налоговых вычетов, составила в 2007 году 997,8 миллионов рублей. Предельный размер социальных вычетов растет из года в год.

Согласно законодательству, плательщиками  налога на имущество физических лиц  являются физические лица, владеющие  имуществом на праве собственности. К сожалению, регистрация прав собственности  на недвижимое имущество, которую проводят государственные органы, проводится не такими быстрыми темпами.

Информация о работе Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования