Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
Для достижения указанной цели в работе были последовательно решены следующие задачи:
 рассмотрены понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
 проведен анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО «Гермес»;
 проанализированы динамика, состав и структура дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
 предложены пути совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии.

Содержание

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2. Структурно-динамический анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
3. Оценка эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
4. Пути оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.doc

— 924.50 Кб (Скачать)

 

На основании показателей бухгалтерского баланса исчислим и сравним коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Гермес» (табл. 17). Коэффициент покрытия показывает недостаточную степень обеспеченности текущих кредиторских обязательств средствами, числящимися в дебиторской задолженности. На один рубль обязательств организации приходится 0,87 руб. дебиторской задолженности в 2007 году.

Таблица 17 – Анализ коэффициентов платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Гермес»

Наименование показателя

Годы

Изменение

(+,-)

2007

2008

2009

2008 от 2007

2009 от 2008

Частный коэффициент покрытия

0,87

0,83

0,74

-0,04

-0,09

Общий коэффициент покрытия

1,23

1,19

1,04

-0,04

-0,15

Коэффициент задолженности другим организациям

0,07

0,07

0,16

0

0,09

Коэффициент задолженности фискальной системе

0,002

0,004

0,003

0,002

-0,001

Коэффициент внутреннего долга

0,002

0,002

0,002

0

0

 

Снижение этого показателя до 0,74 руб. к 2009 году свидетельствует об ухудшении финансового положения организации. На один рубль краткосрочных обязательств приходится только 1,23 руб. оборотных активов в соответствии со значением общего коэффициента покрытия. Однако это значение гораздо меньше минимально допустимого. К тому же к концу периода значение коэффициента снижается, что может вызвать проблемы с платежеспособностью и покрытием долгов.

Рост показателя задолженности другим организациям почти в 2 раза характеризует отсутствие возможности покрытия долгов перед прямыми кредиторами-контрагентами вследствие их непропорционального роста по сравнению со среднемесячной выручкой от продажи.

Наличие незначительной доли задолженности фискальным органам в балансе свидетельствует о ее покрытии суммой полученной выручки от продажи.

Организация, возможно, погасит свои прочие краткосрочные обязательства, если не будут выполняться условия погашения всей остальной задолженности, отнесенной к группе краткосрочных обязательств.

Два основных фактора определяют в настоящее время размер и состояние дебиторской задолженности ООО «Гермес»:

                  реализация продукции в кредит, то есть с отсрочкой платежа, что получило широкое распространение во всем мире и получает в России;

                  просроченная дебиторская задолженность.

Реализация продукции в кредит осуществляется в ООО «Гермес» двух формах:

                  в форме товарного (коммерческого) кредита, как правило,  юридическим лицам;

                  в форме потребительского кредита розничным покупателям.

Для успешной деятельности предприятия в условиях, нестабильности экономики особенно важно иметь хорошо продуман­ную кредитную политику, которая определяется не только сиюминутной выгодой.

Выбор предприятием типа кредитной политики зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних (табл. 18).

Таблица 18 – Политика коммерческого кредитования предприятия

Тип политики

Особенности риска

Цель

Наименование деятельности

Возможные последствия

1. Консервативная

Минимальный

Надежность,

платежеспособность

и рентабельность

Отсрочка платежа только надежным покупателям. Жесткие условия

отсрочки платежа,

жесткий контроль

за дебиторской задолженностью, ее сроками,

порядком взыскания

Положительные:

стабильность финансового состояния до определенного момента

времени

Отрицательные:

Потеря рынков,

отставание

от конкурентов,

падение платежеспособности и

ликвидности через

определенный

период времени

2. Умеренная

Умеренный

Надежность

Традиционная финансовая политика

Стабильность финансового состояния в течение длительного периода времени

3. Агрессивная

или мягкая

Высокий

Расширение объема

продаж, завоевание

рынка

Максимальное расширение системы отсрочки платежа и скидок.

Льготные условия

отсрочки платежа

Положительные:

Рост объема реализации, завоевание рынков, создание потенциальной

возможности роста

прибыли

Отрицательные:

Значительный

рост оборотных

средств, падение

платежеспособности, ликвидности,

рост затрат на

взыскание долгов,

уменьшение эффективности активов, увеличение

длительности операционного и финансового циклов

ООО «Гермес» придерживается умеренной кредитной политики.

Кредитная политика ООО «Гермес» включает в себя:

                  расчет суммы денежных средств, необходимых предприятию для образования соответствующего размера дебиторской задолженности исходя из объема продукции, продаваемой в кредит;

                  определение условий отсрочки платежа;

                  оценку покупателей с учетом условий их кредитования;

                  определение порядка получения дебиторской задолженности с учетом взаимоотношений с покупателями.

Расчет суммы денежных средств, необходимых предприятию для образования соответствующего размера дебиторской задолженности исходя из объема продукции, продаваемой в кредит (рис. 8), определяется по формуле 6:

 

ОСд.з  =  ОПк *  СКф / 365

(6)

 

где ОСд.з. - сумма оборотных средств, вкладываемых в дебиторскую задолженность на основе отсрочки платежа;

ОПк - объем продаж продукции в кредит по фактической себестоимости;

СКф - фактический средний срок коммерческого кредита с учетом времени его невозврата.

Финансовые возможности предприятия по формированию дебиторской задолженности согласуются с объемом продаж в кредит, соответствующим образом увеличивая или уменьшая этот объем.

Данные по ООО «Гермес»:

2007 год: ОПк = 9891 тыс. руб. СКф = 22 дня.

2008 год: ОПк = 13308 тыс. руб. СКф = 21 день.

2009 год: ОПк = 34606 тыс. руб. СКф = 44 дня.

Рассчитаем ОСд.з. по ООО «Гермес»:

2007 год: 9891 * 22 / 365 = 596,2 тыс. руб.

2008 год: 13308 * 21 / 365 = 765,7 тыс. руб.

2009 год: 34606 * 44 / 365 = 1991,0 тыс. руб.

Предприятию на данных условиях потребуются дополнительно оборотные средства, постоянно находящиеся в обороте.

Одним из показателей оценки эффективности отсрочки платежей, продажи товаров в кредит является показатель стоимости одного дня отсрочки платежа (7):

 

СОДоп = ОПк / Д

(7)

 

где СОДоп – стоимость одного дня отсрочки платежа;

ОПк – объем продаж в кредит (с отсрочкой платежа) за год, по себестоимости;

Д – количество дней в году (365).

Рисунок 5 – Динамика денежных средств, необходимых ООО «Гермес» для образования соответствующего размера дебиторской задолженности

 

Рассчитаем данный показатель для ООО «Гермес»:

2007 год: 9891 / 365 = 27,1 тыс. руб.

2008 год: 13308 / 365 = 36,5 тыс. руб.

2009 год: 34606 / 365 = 94,8 тыс. руб.

Рассчитанные показатели показывают, во-первых, за каждый день отсрочки платежа предприятию требуется дополнительно 26,7 тыс. руб., 36,5 тыс. руб., 94,8 тыс. руб. оборотных средств в 2007-2009 годах соответственно и, во-вторых, сокращение от­срочки платежа на 1 день дает предприятию аналогичную экономию.

Определение условий отсрочки платежа. Они определяются типом принятой предприятием политики и включают в себя следующее:

                  сроки отсрочки платежа покупателям;

                  размеры коммерческого кредита, предоставляемого различным покупателям при отсрочке платежа;

                  размеры скидок при оплате продукции покупателями в первые дни после ее отгрузки;

                  механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате" продукции покупателями;

                  доля отсрочек платежа, оформляемая векселями, и условия векселей.

Сроки и размеры отсрочки платежей определяются в ООО «Гермес» следующими условиями:

                  особенностями взаимоотношений предприятия с отдельными группами покупателей или с конкретными покупателями;

                  сложившейся в данный момент практикой на рынке коммерческих кредитов;

                  альтернативой, связанной с тем, что увеличение объема продаж за счет более длительных сроков кредита требует увеличения источников денежных средств, направляемых в дебиторскую задолженность; это, естественно, замедляет оборачиваемость средств предприятия, удлиняет операционный и финансовый циклы, ухудшает показатели рентабельности.

Оценка покупателей с учетом условий их кредитования. Существует достаточно много банковских методик оценки кредитоспособности клиентов при их кредитовании, предполагающих оценку их способности вовремя и в полной сумме погасить полученный кредит.

В основе методики оценки покупателей ООО «Гермес» лежат следующие группы показателей:

                  оценка платежеспособности и финансового состояния покупателя по таким направлениям, как ликвидность, оборачивае­мость, рентабельность средств, и др.;

                  полнота обеспеченности источниками денежных средств внеоборотных и оборотных активов и обоснованность структуры этих источников, финансовая структура;

                  стабильность и объем продаж, состояние рынков, на которых работают покупатели;

                  репутация покупателей;

                  другие показатели.

В соответствии с такой оценкой покупатели и заказчики делятся на три группы, в зависимости от размера предоставляемого им коммерческого кредита:

1-я группа – кредит в максимальном размере.

2-я группа – кредит в ограниченном размере.

3-я группа – кредит не предоставляется.

На основе анализа полученной информации предприятие принимает решение о сроке коммерческого кредита и, как об альтернативе, о скидке с суммы платежа при оплате в ближайшие дни после поставки продукции; о предложении покупателю застраховать кредит за его счет; о формах штрафных санкций.

Таблица 19 – Группировка дебиторов по размеру предоставляемого коммерческого кредита в ООО «Гермес»

 

Категория дебиторов

 

Удельный вес дебиторов, %

 

Размер  выдачи кредита

 

1

 

10

 

Максимальный размер

 

 

2

 

 

52

 

Кредит в ограниченном размере

 

3

 

 

38

 

Кредит не предоставляется

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности