Анализ объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства и реализации продукции.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, ко-торые оно может реально реализовать.

Содержание

Введение 2
1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 4
2.Анализ ассортимента и структуры продукции 9
3.Анализ качества произведенной продукции 15
4.Анализ ритмичности работы предприятия 20
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

КЭА.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

  Введение

     Переход к рыночной экономике  требует от предприятий повышения  эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

    Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения,  осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

    Квалифицированный экономист, финансист,  бухгалтер, аудитор должен хорошо  владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

    Данная курсовая работа посвящена  одному из важнейших разделов  анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

     Темпы роста объема производства  и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом  предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.

 

 

   1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

     Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

     Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

    Товарная продукция отличается  от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

  Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

    Важное значение для оценки  выполнения производственной программы  имеют и натуральные показатели  объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

  Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

  Нормативные трудозатраты используются также для  обобщенной оценки объемов выпуска  продукции в тех случаях, когда  в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

    Анализ начинается с изучения  динамики выпуска и реализации  продукции, расчета базисных и  цепных темпов роста и прироста (табл. 1). 

Таблица 1.1

Динамика  производства и реализации продукции  в сопоставимых ценах 
 

Год Объем производства продукции, млн. руб. Темпы роста, % Объем реализации, млн. руб. Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
2005 90000 100 100 89500 100 100
2006 92400 102,7 102,7 92600 103,4 103,4
2007 95800 106,4 103,6 94300 105,4 101,8
2008 94100 104,5 98,2 93500 104,4 99,2
2009 100800 112 107,1 96600 107,9 103,0
 
 

  Из  таблицы видно, что за пять лет  объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

  Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

  Исчислим  его по среднегеометрической: 

    В приведенном примере среднегодовой  темп прироста выпуска продукции  составляет 2,87 %, а реализации продукции  - 1,92 %.  

  Оценка  выполнения плана по производству и  реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 2 Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции. 

Таблица1.2

Анализ  выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием 

Изделие Объем производства продукции, млн. руб. Реализация  продукции, млн. руб.
план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану
А 28800 25200 -3600 -12,5 28500 24250 -4250 -14,9
B 33600 33264 -336 -1,0 33600 31800 -1800 -5,35
C 19200 22176 +2976 +15,5 18900 21350 +2450 +13,0
D 14400 20160 +5760 +40,0 14250 19200 +4950 +34,7
Итого 96000 100800 +4800 +5,0 952500 96600 +1350 +1,42
 

  Оперативный анализ производства и отгрузки продукции  осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 3). 

Таблица 1.3

Оперативный анализ выполнения планапо выпуску и отгрузке продукции, млн. руб. 

 
 
План 02.01.19__г. 03.01
Вид

продукции

на сутки на месяц План с начала месяца Фактический

Объем

Отклонение  от плана  
 
и т.д.
        за сутки с начала

месяца

   
 
Изделие А:

выпуск

отгрузка

Изделие В:

выпуск

отгрузка

 
80

82 

125

126

 
1600

1640 

2500

2520

 
80

82 

125

126

 
82

78 

124

128

 
82

78 

124

128

 
+2

-4 

-1

+2

 
 
 
Итого:

выпуск

отгрузка

 
330

333

 
6600

6660

 
330

333

 
329

330

 
329

330

 
-1

-3

 
 
 

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции