Анализ объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель анализа объема производства и реализации продукции определяется их содержанием и местом в системе показателей работы унитарного предприятия.
В данной работе раскрыты задачи анализа объема производства и реализации продукции, а именно:
- охарактеризованы источники информации, привлекаемые для анализа;
- изучена динамика и степень выполнения плана реализации и объема производства продукции в действующих и сопоставимых ценах;
- обоснованы факторы изменения реализации продукции и проведены их количественные изменения;
- оценено выполнение договорных обязательств унитарным предприятием;
- проведен анализ качества продукции;
- оценено выполнение плана по ассортименту и структуре продукции;
- обоснованны резервы (возможности) увеличения объема производства и реализации продукции;
- проведен анализ показателей ритмичности выпуска и реализации продукции.

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономики измен.docx

— 160.07 Кб (Скачать)

                                                ВВЕДЕНИЕ 

    Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

    Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.

    В современных условиях  объем  реализации продукции выступает  в качестве одного из важнейших  показателей оценки результатов  хозяйственной деятельности. Показатели  по объему, номенклатуре, качеству  производимой продукции и реализуемой  продукции, их анализ оказывают  решающее влияние на формирование  различных разделов бизнес–планов  и на оценку его выполнения.

    Объем производства и  объем  реализации продукции являются  взаимосвязанными показателями. В  условиях ограниченных возможностей  и неограниченного спроса на  первое место выдвигается объем  производства продукции. Но по  мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Унитарное предприятие должно производить только те товары в таком объеме, которое оно может реализовать.    

    Цель анализа объема производства  и реализации продукции определяется  их содержанием и местом в  системе показателей работы унитарного  предприятия.

   В данной работе раскрыты задачи анализа объема производства и реализации продукции,  а именно:

- охарактеризованы  источники информации, привлекаемые для анализа;

- изучена динамика и степень выполнения плана реализации и объема производства продукции в действующих и сопоставимых ценах;

- обоснованы  факторы изменения реализации  продукции и проведены их количественные  изменения;

- оценено  выполнение договорных обязательств  унитарным предприятием;

- проведен  анализ качества продукции;

- оценено  выполнение плана по ассортименту  и структуре продукции;

- обоснованны  резервы (возможности) увеличения  объема производства и реализации  продукции;

- проведен  анализ показателей ритмичности  выпуска и реализации продукции.

    Объектом исследования данной  курсовой работы является Республиканское  унитарное предприятие «Гомельский   завод «Гидропривод». Расчеты произведены за 2008-2010гг.

      Раскрыта сущность объема производства и реализации продукции данным методом подхода к анализу. Дана организационно–экономическая характеристика унитарного предприятия «Гомельский завод «Гидропривод». Рассмотрены и произведены расчеты по анализу объема производства и реализации продукции, так же произведен анализ факторов и  резервов увеличения выпуска и реализации продукции за данный период и указаны пути их увеличения.  

    Анализ выпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, так как это гарантирует сбыт продукции и своевременную оплату.

    Темп роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность продукции .

    Повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

     Данная  тема широко представлена в учебнике  Г.В. Савицкой «Экономический анализ» и в учебном пособии  «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», в данной литературе теме анализа объема производства и реализации продукции выделена целая глава, в которой раскрыты все аспекты деятельности организации и рассмотрены все вопросы, касающиеся анализа.       
 
 

1. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ  

    1. Сущность, состояние и тенденции развития объема производства и реализации продукции

    Анализ  производства и реализации продукции  является одним из основных  элементов оценки унитарным предприятием своей деятельности. Центральным разделом разрабатываемого бюджета развития унитарного предприятия и исходной базой для расчета всех его технико–экономических и финансовых показателей является установление объемов производства и реализации продукции требуемого качества, его номенклатуры и ассортимента.

   Унитарное предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности унитарное предприятие обязано учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

    Цель  анализа заключается в выявлении  наиболее эффективных путей увеличения  объема выпуска продукции и  улучшения ее качества, в изыскания  внутрипроизводственных резервов  роста объемов производства, особенно научно-технического и организационного характера, расширения рынка сбыта, увеличение доли экспортируемой продукции.

    Необходимо  решать следующие основные задачи:

  1. Проверка качества, научнообоснованности и  напряженности плановых заданий;
  2. Объективная оценка выполнения плана на отчетный период и изучение динамики показателей производства;
  3. Устранение и качественное изменение факторов повлиявших на отклонение от плана или  изменение показателей и причин их обусловивших;
  4. Выявление внутрипроизводственных резервов увеличения объемов производства, улучшение качества и структуры продукции, обеспечение ритмичности производства.[4 с.35]

    Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Унитарное предприятие должно производить только те товары, которые оно может реализовать.

    Темпы роста объема производства  и реализации продукции, повышение  ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность унитарного предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

    Основные задачи анализа объемов производства и реализации продукции:

- оценка  степени выполнения плана и  динамики производства и реализации  продукции;

- определение  влияния факторов на изменение  величины этих показателей;

- выявление  внутрихозяйственных резервов увеличении  выпуска и реализации продукции;

- разработка  мероприятий по освоению выявленных  резервов.

    Объем производства и реализации  продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных,  трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности унитарного предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

    Объем реализации продукции определяется  или по отгрузки продукции  покупателем, или по оплате; может  выражаться в сопоставимых, плановых  и текущих ценах. В условиях  рыночной экономики этот показатель  приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция,  какой спрос на нее на рынке,  зависит и объем ее производства.

    Немаловажное значение для оценки  выполнения производственной программы  имеют и натуральные показатели  объема производства и реализации  продукции ( штуки, метры, тонны  и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

    Условно-натуральные показатели, как  и стоимостные, применяются для  обобщенной характеристики объемов  производства продукции, например  на консервных заводах применяется  такой показатель, как тысячи  условных банок, на ремонтных  организациях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.

    Натуральные трудозатраты также  используются для обобщенной  оценки объемов выпуска продукции  – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно – натуральных измерителях.         [6 с.129]

    Источниками информации для проведения комплексного анализа производства и продажи продукции в исследуемой организации служат формы статистической и бухгалтерской отчетности. При анализе выполнения плана производства и продажи продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из годовых бизнес-планов унитарного предприятия, планов производственных участков, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета.

    Объем производства и продажи  продукции- это количество произведенной  и проданной организацией продукции  за определенный период времени.

    Комплексный анализ объема продукции  должен проводиться в двух  направлениях:

а) оценка выполнения годового плана по выпуску  продукции;

б) анализ динамики выпуска продукции за ряд  лет.

    Анализ выполнения заданий годового  плана по объему производства  продукции проводят по данным  формы №1 годовой или квартальной  отчетности и годового плана.  Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему продукции с плановыми и определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темп роста по отношению к предыдущему году.

    Целесообразно определять следующие  показатели динамики объема производства  продукции:

- абсолютный  прирост объема производства  за анализируемый период по  сравнению с предыдущим годом,  который позволяет дать оценку  скорости изменения и определяется  по формуле N = – (в данном обозначении индекс «T» определяет выпуск товарной продукции, но такой способ оценки может быть применен и к другому виду продукции);

- общий  прирост продукции за рассматриваемые  годы; 

= ,                                                 (1.1) 

где  n – число лет, за которые рассматривается динамика объема продукции;

- среднегодовой  абсолютный прирост продукции,  определяемый путем деления общего  прироста продукции на число  лет: 

;                                           (1.2) 

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции