Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретические основы анализа объема производства и продаж продукции.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение
1. Анализ производства и реализации продукции: цели и задачи
2. Анализ производства и реализации продукции
2.1 Анализ формирования и выполнения производственной программы
2.2 Анализ качества продукции
2.3 Анализ ритмичности выпуска продукции
2.4 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

норм работа.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Анализ производства  и реализации продукции: цели  и задачи

2. Анализ производства  и реализации продукции

2.1 Анализ формирования  и выполнения производственной  программы

2.2 Анализ качества  продукции

2.3 Анализ ритмичности  выпуска продукции

2.4 Анализ выполнения  договорных обязательств и реализации  продукции

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В процессе хозяйственной  деятельности предприятие производит и реализует произведенную продукцию.

Объем производства продуктов  труда заданной номенклатуры (ассортимента) и качества, развернутый во времени, называют планом производства и реализации (производственной программой).

Производственная  программа напрямую зависит от увеличения объемов реализации рентабельной продукции  по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка.

Основным показателем, характеризующим результат производственной деятельности организации, выступает  объем выпущенной и реализованной  продукции. Объем производства и  объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия, а также в целом на эффективность работы организации, поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

На основе такого анализа  производится расчет плановых показателей, составляется бизнес-план, а также  делается прогноз развития деятельности предприятия, следовательно актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Целью настоящей работы является теоретические основы анализа объема производства и продаж продукции.

Работа состоит  из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Анализ производства и реализации продукции: цели и задачи

Объем производства и  продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) - это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и реализации продукции уделяется особое внимание в системе экономического анализа.

Основная  цель анализа объемов производства и продаж продукции -- увеличение объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка и получения максимальной прибыли; в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства [2].

Основная  задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в оценке [2]:

конкурентных позиций  как самого предприятия, так и  реализуемой продукции;

способности гибко  маневрировать ресурсами при  изменении конъюнктуры рынка.

Для этого необходимо решить частные задачи:

- оценить степень  выполнения плана и динамики  производства и реализации продукции;

- изучить динамику  выпуска и реализации продукции;

- определить влияние  факторов на изменение величины  этих показателей;

- оценить степень  выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой продукции;

- выявить внутрихозяйственные  резервы увеличения выпуска и  реализации продукции;

- разработать мероприятия  по освоению выявленных резервов.

Объектами данного направления анализа являются:

- объем производства и реализации продукции;

- ассортимент и  структура продукции;

- качество продукции;

- ритмичность продукции.

В процессе анализа  производства и реализации продукции  должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно недостатки в организации производства и труда; нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов; брак продукции.

Отраслевые особенности  отдельных производств определяют выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов расчета.

Источники информации: бизнес-план предприятия, оперативные план-графики, статистическая отчетность.

Формы статистической отчетности: форма № 1-п (годовая) «Отчет о продукции»; форма № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»; форма № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции».

Формы бухгалтерской отчетности: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.; данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи».

Оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета (сч.45 «Отгруженная продукция» и 90 «Продажи»).

2. Анализ производства  и реализации продукции

2.1 Анализ формирования  и выполнения производственной  программы

Объем производства продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция - стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция - валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями [1].

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут  применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции.

Последний показатель является более предпочтительным. Стоимостные  показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация  изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном  стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая  влияние изменения цен» нашли  отражение две основные концепции [3]. Первая соответствует «Методике  оценки объектов бухгалтерского учета  в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция  лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

- пересчета объема  производства продукции за отчетный  год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

- корректировки на  агрегатный индекс изменения  цен (Jц) по группе однородных  товаров или по отрасли в  целом

,

где VВП- выпуск продукции в отчетном периоде в натур. выражении;

VВП- выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц- цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с  базисным фактический объем выпуска  продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле ,

где ВП- объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных  методов нейтрализуется влияние  изменения цен на конкретный товар  или товарную группу.

1-этап. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе фактических и плановых данных за день, месяц нарастающим итогом по следующим группам показателей: объем, ассортимент, качество продукции;

2 этап. Изучение динамики выпуска валовой, товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции. Это ретроспективный анализ. Валовая, товарная и реализованная продукция анализируется в стоимостных текущих и сопоставимых ценах, а также в натуральных показателях.

Абсолютные отклонения объемов производства сравниваются с абсолютными отклонениями объемов  реализации от планового задания по сравнению с прошлым годом, от периода, взятого в качестве базы сравнения. Среднегодовой абсолютный прирост определяется путем деления общего прироста продукции на число лет.

Сопоставление объемов  выпуска и продаж позволяет оценить  текущую ситуацию и при необходимости принять своевременные корректировки в стратегии развития.

Анализ  объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода, цепные - относительно предыдущего периода [3]. Рассмотрим пример в табл.1.

Таблица 1 - Динамика товарной продукции

 
Год Товарная продукция  в сопоставимых ценах, руб Темпы роста, %  
    Базисные Цепные  
    Тб=ТПi/ТПх 100% Тц= ТП/ТПi-1 х 100%  
         

где ТПi-1, ТП- объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции

, Тпр = Тср - 100.

В табл.2 приведен пример анализ выполнения плана по выпуску  товарной продукции условного предприятия.

Таблица 2 - Выполнение плана по выпуску товарной продукции  за 20..год

 
Изделие (цех) Объем производства продаж, тыс. руб. Отклонение плана  от прошлого года Отклонение фактического выпуска продукции  
  Прош. год Отчет. год тыс. руб. % От плана От прошлого года  
    План Факт     тыс. руб. % тыс. руб. %  
А 30500 28800 25200 -1700 -5,57 -3600 -12,5 -5300 -17,3  
…….. …….. …….. ……. ……. …. ……… …… ……. ……  
Итого: 90200 96000 100800 5800 +6,43 +4800 +5,00 +10600 +11,75  
                     

В примере отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину +11,75%, а фактического выпуска от плана всего 5%.

Необходимым элементом  аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту [7].

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции