Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретические основы анализа объема производства и продаж продукции.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение
1. Анализ производства и реализации продукции: цели и задачи
2. Анализ производства и реализации продукции
2.1 Анализ формирования и выполнения производственной программы
2.2 Анализ качества продукции
2.3 Анализ ритмичности выпуска продукции
2.4 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

норм работа.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и  фактического выпуска продукции  по основным видам, включенным в номенклатуру.

Таблица 3 - Выполнение плана по ассортименту

 
Изделие ТП в план. ценах, тыс. руб. Выполнение плана, % ТП, зачтенная в  выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.  
  План. Факт.      
А 28800 25200 87,5 25200  
В 33600 33264 99,0 33264  
С 19200 23176 120,7 19200  
Итого 81600 81640 100,049 77664  
           

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

по способу наименьшего  процента (для нашего примера - 87,5%);

по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

по способу среднего процента по формуле

ВПа = ВПn: ВПх 100%,

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;

ВП- сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП- плановый выпуск продукции.

Для нашего примера  ВПа = 77664: 81600 х 100% = 95,2%.

При этом изделия, выпускаемые  сверх плана или не предусмотренные  планом, в расчет выполнения плана  по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Далее определяют причины  недовыполнения плана по ассортименту. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Анализ  структуры продукции. Структура продукции - это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр. Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

,

где - изменения объема выпуска продукции  за счет структуры;

ВП- фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,- фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции  при плановой структуре  рассчитывается путем  умножения планового  выпуска каждого  изделия на средний  процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.4) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия. Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520: 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800: 1, 003474). Как показывают данные табл.4, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.

Таблица 4 - Анализ структуры  продукции

 
Изделие Опт. цена за единицу  продукции, руб. Объем производства продукции в натуральных измерителях Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение

ТП за счет структуры, тыс. руб.

 
    План. Факт. План. Факт пересчи-танный на план. структуру Факт.    
1 2 3 4 5 6 7 8= 7-6  
А 500 57600 50400 28800 28900 25200 - 3700  
В 600 56000 55470 33600 33717 33282 -435  
С 700 27430 35650 19201 19267 24955 5688  
Итого:   141030 141520 81601 81884 83437 1553  
                 

При использовании средних  цен расчет производится по формуле

,

где Ц1, Ц- средняя оптовая цена группы изделий - фактическая и плановая соответственно,

VВП- фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

2.2 Анализ качества продукции

Качество  продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [10]. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:

- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;

- удельный вес продукции,  соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес аттестованной  продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные - штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений. Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы [5]. Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами (пример в табл.5):

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости  продукции всех сортов к возможной  стоимости продукции по цене 1 сорта.

Таблица 5 - Анализ качества продукции

Отсюда коэффициент  сортности равен: по плану - 30500: 36000 = 0,847; фактически 30000:32400 = 0, 926. Выполнение плана по качеству 109% (0,926: 0,847). Кроме этого определяют, увеличился ли удельный вес аттестованной продукции, экспортной, произошло ли снижение забракованной и зарекламированной продукции и определяют факторы, повлиявшие на качество выпускаемой продукции.

Сущность балльного  метода оценки состоит в определении  средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения  фактического и планового его  уровня находят процент выполнения плана по качеству. Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы имеют вид

;

;

.

где Ц0, Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С- себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем  качества продукции является брак.

Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведет  к росту себестоимости продукции  и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа  изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Пример [3].

1. Себестоимость забракованной  продукции - 500 тыс. руб.

2. Расходы по исправлению  брака - 80 тыс. руб.

3. Стоимость брака  по цене возможного использования - 150 тыс. руб.

4. Сумма удержания  с виновных лиц - 10 тыс. руб.

5. Потери от брака  (стр1 + стр2 - стр3 - стр4) = 420

Для определения потерь продукции нужно знать фактический  уровень рентабельности. Пусть для  нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.

Тогда фактический  уровень рентабельности: (104300 - 84168)/ 84168. 100 = 23,9%.

Потери товарной продукции: 420. 1,239 = 520, 38 тыс. руб.

После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами  снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.

2.3 Анализ ритмичности  выпуска продукции

Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия [3]. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

- коэффициент ритмичности  (Крит.). Он определяется отношением  фактического (но не выше планового  задания) выпуска продукции (или  ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:

Крит. = VВП1,0: VВП0;

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение  среднеквадратичного отклонения  от плановых заданий (за сутки,  декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному  (среднедекадному, среднемесячному  и т.д) плановому выпуску ():

,

где n - число суммируемых плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и  несвоевременную отгрузку продукции  и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

а) разность между  плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между  фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

Отрицательные последствия  влекут за собой не только недовыполнение или несвоевременное выполнение плановых заданий, но в некоторых  случаях и перевыполнение. Поэтому целесообразно при оценке ритмичности учитывать как отрицательные отклонения от плана, так и положительные. Для этого определяется числа аритмичности (в долях единицы) путем суммирования положительных и отрицательных отклонений от планового выпуска продукции (табл.6).

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции