Финансовый анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Анализ состава и структуры баланса. Анализ структуры активов.
Задание 2. Анализ динамики состава и структуры баланса.
Задание 3. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
Задание 4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Задание 5. Оценка эффективности хозяйственной деятельности
Задание 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Задание 7. Методы сравнительной рейтинговой оценки предприятия

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК_ФИН_АНАЛИЗ.doc

— 873.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, получают прибыль до налогообложения. Из неё вычитают налог на прибыль. После чего получается чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

     Предприятия могут производить от неё отчисления на благотворительные цели; направлять на формирование резервного капитала, специальных фондов: фондов потребления  и фондов накопления, фондов социальной сферы и другие цели по усмотрению руководства. Предприятия вправе не создавать фонды специального назначения, а расходовать средства на различные цели производственного или непроизводственного характера напрямую из чистой (нераспределённой) прибыли. Но в любом случае расходы, связанные и не связанные с производственной деятельностью следует подвергать анализу с целью экономически оправданного их распределения.

     Важнейшими  факторами, влияющими на сумму прибыли  от реализации продукции, работ, услуг, являются:

  • изменение объема реализации продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
  • изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
  • изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
  • изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

     Результаты  факторного анализа прибыли от реализации позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

     Оценка  вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

     Анализ  прибыли от реализации продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих данных (табл. 13). 
 

Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции, тыс. руб. 

Таблица 13

Показатель 2008 2009 Абсолютный  прирост В % к предыдущему  году
Объем реализованной продукции 10 22 +12 +120 %
Цена реализованной продукции 37,20 41,41 +4,21 +11,32 %
Выручка от реализации (без НДС, акцизов и  др.) 349 875 +539 +144,89 %
Прочие  доходы 23 36 +13 +56,52 %
Себестоимость реализованной продукции 114 208 +184 +87,2 %
Коммерческие  расходы 8 21 +13 +162,5 %
Управленческие  расходы 78 146 +68 +87,18 %
Прочие  расходы 11 20 +9 +81,82 %
Прибыль от реализации продукции 161 516 +355 +220,5 %
Индекс  изменения цен 1,0 1,11 +0,11 +11,0 %
Выручка от реализации в сопоставимых ценах 349 788 +439 +125,79 %
 
 

     1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (выручка от реализации), предпочтительно в ценах базисного периода.

     Чтобы привести объем продаж отчетного  периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением выручки от реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

     В нашем примере выручка от реализации за отчетный период в ценах базисного периода составила 788 тыс. руб. (875/1,11). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 225,79 % (788/349*100%), т.е. произошел рост объема реализованной продукции на 125,79 %.

     За  счет роста объема продаж продукции прибыль от реализации продукции, работ, услуг увеличилась:

161 * 1,2579 = 203 тыс. руб. 

     2. Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

     Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости  и цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом:

- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 788;

- фактически  реализованная продукция, рассчитанная  по базисной себестоимости 

114*2,2579 = 257;

- коммерческие  расходы базисного периода 8;

- управленческие  расходы базисного периода 78;

- прибыль отчетного  периода, рассчитанная по базисной  себестоимости и базисным ценам  (788–257–8–78) = 445 тыс. руб.

     Таким образом, влияние сдвигов в структуре  ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

445 – (161*2,2579) = 83 тыс. руб.

     Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности. 

     3. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

208 – (114*2,2579)= -50 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции снизилась, следовательно, прибыль от реализации продукции увеличилась на ту же сумму. 

     4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения коммерческих расходов прибыль снизилась на 13 тыс. руб. (21-8), а за счет увеличения управленческих расходов – на 68 тыс. руб. (146-78). 

     5. Для определения влияния цен  реализации продукции, работ,  услуг на изменение прибыли  необходимо сопоставить объем  продаж отчетного периода, выраженного  в ценах отчетного и базисного  периода, т.е.:

875 – 788 = 87 тыс. руб. 

     6. За счет увеличения прочих  доходов прибыль выросла на 13 тыс. руб. (36-23). 

     Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

- изменение объема  продаж +203;

- изменение структуры  ассортимента реализованной продукции  +83;

- изменение себестоимости +50;

- изменение величины  коммерческих расходов -13;

- изменение величины  управленческих расходов -68;

- изменение цен  реализации +87;

- изменение величины  прочих доходов +13;

- общее изменение прибыли от реализации 516-161 = 355. 

355 = 203 + 83 + 50 – 13 – 68 + 87 + 13

     Значительное  снижение себестоимости реализованной продукции произошло в основном за счет снижения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к увеличению прибыли привели рост объема продаж, благоприятные сдвиги в структуре продукции. Но при этом значительно увеличились коммерческие и управленческие расходы. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение коммерческих и управленческих расходов.  
 
 

     Задание 7. Методы сравнительной  рейтинговой оценки предприятия 
 

     Методика  финансового анализа логически  завершается построением сравнительной комплексной рейтинговой оценки предприятий. Ниже излагается методика такой оценки.

     Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий в рамках настоящей методики строится на основе показателей, финансового состояния, рентабельности и деловой активности.

     В общем случае для построения рейтинговой оценки предприятий могут использоваться и другие показатели их финансово-хозяйственной деятельности.

     Применение  методики рейтинговой оценки включает в себя следующие этапы:

    • построение системы показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, на базе которых формируется рейтинговая оценка;
    • сбор информации за отчетный период, на основе которой рассчитываются указанные аналитические показатели;
    • расчет показателей, используемых для формирования рейтинговой оценки;
    • расчет сравнительной комплексной рейтинговой оценки предприятий;
    • ранжирование сравниваемых предприятий по рассчитанной рейтинговой оценке.

     Показатели  финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятий, используемые для формирования рейтинговой оценки, рассчитываются по данным бухгалтерской (публичной) отчетности и бухгалтерского учета.

     Основная  идея методики рейтинговой оценки —  сравнение показателей данного  предприятия с соответствующими показателями эталонного предприятия. Поскольку финансово-хозяйственная деятельность каждого сравниваемого предприятия отражается несколькими показателями, то сравнение с эталонным предприятием носит многомерный характер. Степень «удаленности» от эталона (или «близости» к эталону) определяется путем расчета комплексного показателя, являющегося функцией сравниваемых показателей, аналогичной понятию расстояния между точками в многомерном пространстве.

     В рамках данной методики рейтинговая  оценка предприятия формируется  не на основе субъективных мнений экспертов, а в результате сравнения с  наилучшими результатами по всей совокупности анализируемых предприятий. Эталонные (наилучшие) значения показателей возникают в результате конкуренции в условиях рынка. Эталонное предприятие, у которого все показатели наилучшие, может быть как условным, так и реальным.

     Рассмотрим  алгоритм построения сравнительной комплексной рейтинговой оценки предприятий, изложенный в виде последовательности вычислительных процедур.

     1. Предполагается, что система финансовых  показателей определена и входящие в нее показатели рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета сравниваемых предприятий. Рассчитанные показатели записываются в виде матрицы ( ), в которой строки соответствуют порядковым номерам показателей, а столбцы соответствуют порядковым номерам сравниваемых предприятий (предполагается, что показатели и предприятия пронумерованы: i= 1,..., n; j = 1,..., т).

Информация о работе Финансовый анализ