Шпаргалка по "Государственному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.

Работа содержит 1 файл

шпоры гу (печать).docx

— 138.90 Кб (Скачать)

иерархическая организация бюрократической  структуры основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации;

вся формальная внутриорганизационная  деятельность (распространение информации, принятие решений, приказы и директивы  и т.п.) осуществляется в форме  письменных документов, подлежащих последующему хранению;

все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области  администрирования, т.е. быть компетентными  не только в сфере своих профессиональных должностных обязанностей (юриста, экономиста, инженера, военного и т.п.), но и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом.

В другом случае Вебер определил  бюрократию как «организацию с пирамидальной  структурой власти, использующую силу действия универсальных и безличных правил, чтобы поддержать эту структуру и уделяющую главное внимание не дискреционным аспектам управления».

Разумеется, Вебер не стремился  в своих определениях перечислить  все черты бюрократии как социального  явления. Прекрасно владея научной  методологией, он выделял инвариантные, т.е. неизменные, устойчивые и главные, признаки бюрократии.

В американской административной науке  ту же парадигму развивал в конце  ХIХ века будущий президент США Вудро Вильсон. Его главный труд по этой проблеме (ставший, как считают, для многих поколений американских администраторов учебником – («Study of administration»)) – был опубликован в 1887 году. Основные посылки теории Вильсона – наличие единого управляющего центра в любой системе правления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности, структурное сходство всех современных правительств, отделение управления от политики, профессионализм служащих, организованная иерархия как условие финансовой и административной эффективности, наличие хорошей модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия.

Вебер и Вильсон, придя с разных сторон, сформулировали, в сущности, аналогичные концепции: бюрократическая организация – технически самая совершенная из всех организационных форм. Ее превосходство проявляется в четкости, быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации, стабильности, относительной дешевизне и, наконец, в безличном характере деятельности, и этим ставит ее настолько же выше всех прочих видов организации, насколько механическое производство выше ручного.

Суммируя описание веберовской  модели, можно выделить три ее главных  «идеологических» постулата:

бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому «хозяину», но не вмешивается при этом в политику;

это – наилучшая из всех возможных  организаций;

важнейшее ее достоинство – независимость  от воздействия субъективных (человеческих) влияний на принятие решений.

40.  Бюрократизм: содержания, понятия, причины появления.

В буквальном переводе слово бюрократия означает господство конторы, власть аппарата управления, иными словами власть не народа, даже не конкретного человека, а должностной позиции.

Следует различать понятия «бюрократия» и «бюрократизм». Если первое слово  служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления (рациональная бюрократия), то второе понятие применяется в  негативном смысле как групповая  монополия управляющих на функции  управления и власти (иррациональная бюрократия). Поэтому предстоит решать сложную задачу: сохранить и укрепить аппарат управления, способный к  эффективной работе и одновременно бороться с бюрократизмом.

Многие полагают, что главным  противником обновления общества является аппарат, чиновничество. Отсюда следует усилить критику аппарата и его работников.

Государственный аппарат – это  вторичное явление. Представляя  мощную иерархическую систему, он может и часто в действительности приводит к сверхцентрализации управления, к фактической узурпации власти в государстве. Поэтому для государственного аппарата первостепенное значение имеет последовательное проведение в жизнь (на деле, а не на словах) принципов независимости и разделения власти «по горизонтали» на представительную (законодательную), исполнительную и судебную и «по вертикали» на республиканскую, власть и власть местного самоуправления. В таком случае известное ограничение каждой из властей формирует предпосылки того, что ни одна из них не встанет над всеми и не подавит собой общество. Для того, чтобы аппарат («бюрократия») нормально функционировал, необходимо обеспечение высокого уровня его профессионализма и квалификации, деловых, моральных качеств.

Непрофессионализм чиновников порождается, во-первых, отсутствием продуманной  системы работы с кадрами во всех звеньях общественного организма, диктатом назначенчества; во-вторых, во многом сохраняющимся сегодня идеологизированным подходом к кадрам; в-третьих, отсутствием до последнего времени социальной востребованности компетентности, профессионализма, в том числе специалистов с хорошими знаниями и области экономики, права, социологии, управления персоналом и культурологов.

Успешной борьбе с бюрократизмом  может и должна способствовать система  социального оппонирования чиновничеству  и аппарату в целом. Аппарат управления был и остается необходимым, без  него – анархия, хаос. Но управление нельзя доверять лишь одному аппарату. Необходимо сочетание государственного управления с механизмами социальной саморегуляции. Опыт (и положительный, и отрицательный) показывает, что эффективность государственного управления практически невозможна, если оно не дополняется, не уравновешивается механизмами социальной саморегуляции, гражданской активности, общественного контроля.

Гражданское общество предполагает сбалансированное, взаимоограниченное сотрудничество государственных и негосударственных организаций (движений).

Люди вынуждены общаться с государством постоянно. Оно все время что-то регламентирует, разрешает или запрещает. Нам же сейчас нужно государство-защитник, государство-партнер, государство-посредник, то есть государство с заметно  меньшими распорядительными, фискальными, командными функциями. Дело госаппарата – выработка стратегии, определение приоритетов, стимулирование активности граждан, защита прав и личной безопасности человека, неприкосновенность частной собственности, защита внутреннего порядка и границ, забота об экологии, образовании, здравоохранении, науке, культуре, помощь бедным и нетрудоспособным.

Правовое же государство как  гарант преодоления бюрократизма предполагает:

демократичность и открытость законодательного процесса;

отчетность перед народом исполнительно-распорядительных органов о проводимой политике и  повседневной практике, общественный контроль за деятельностью властных структур, воспитание у людей чувства личной причастности к решению общегосударственных задач;

независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в обществе, совершенствование процессуального законодательства, строгое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту;

создание профессионально подготовленного, динамичного, современного аппарата управления, формируемого на конкурсной основе, подконтрольного в рамках закона представительным органам и общественности.

В правовом государстве исключается  диктатура какого-либо класса, партии, группировки или управленческой бюрократии. Допускается лишь одна диктатура – диктатура закона и законности.

В правовом государстве должна существовать равная правовая ответственность как  гражданина перед государством, так и государства перед гражданином. Основная идея правового государства – подчинение публичных властей и всех граждан закону.

41. Меры преодоления бюрократизма  в госучреждениях.

Полностью искоренить бюрократию (как  в рамках конкретной властно-управленческой системы, так и в масштабе общества) можно, только лишив ее названной  объективной основы путем перехода на принципиально иной способ управления, а именно — на самоуправление, которое предполагает совпадение (полное или частичное) субъекта и объекта власти. Так, человек на социальном уровне зачастую выступает как объект управления, а на уровне физиологическом, как целостный живой организм, он представляет собой самоуправляемую систему, которая не может «обюрократиться»: человек не может стать бюрократом по отношению к самому себе. Не было бюрократии и в догосударственных формах организации власти, которые представляли собой первобытное, естественное самоуправление. Самоуправление — это апофеоз демократии, ее наиболее полное воплощение. Поэтому демократия и бюрократия и выступают как антиподы.

Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и  не для всех властных систем. И в  таких случаях должна быть разработана и применяться система тактических мер борьбы с бюрократизмом. Общая задача этой системы — создание устойчивой обратной связи субъекта власти и объекта. Средства для налаживания такой связи в целом известны и имеют демократическую природу: это демократические процедуры формирования и функционирования властных систем, позволяющие влиять на их структуру, личностный состав; различные механизмы надзора и контроля и др. Но здесь опять-таки нужно заметить, что в механизме государства разные системы органов открыты для такого воздействия по-разному: одни в большей степени, другие — в меньшей. Соответственно они в разной степени подвержены и бюрократизации. Как раз поэтому представления о бюрократии и бюрократизме связываются прежде всего с управленческим, профессиональным чиновничьим аппаратом государства, который в наибольшей степени закрыт для общества и в наибольшей степени подвержен бюрократическому перерождению. А вот представительные органы государственной власти, формируемые демократическим путем, более подконтрольны обществу и менее подвержены бюрократизации. Хотя и здесь могут иметь место бюрократические тенденции: ориентация депутатов на свои личные интересы или бюрократические интересы парламента как особой системы государственных органов; «проталкивание» законопроектов, угодных узкой группе лиц («заказных» законов) и т. п.

Принцип «одного окна»

42 Коррупция в системе  государственного управления.

Коррупция (от лат.coruption – подкуп, порча, упадок) означает преступную деятельность, связанную с продажностью государственных чиновников, получением ими лично, или через посредников материальных и иных благ и преимуществ, не предусмотренных законодательством. Наиболее типичными формами ее проявления являются:

подкуп чиновников и общественно-политических деятелей;

взяточничество за законное или  незаконное предоставление благ и льгот;

протекционизм при выдвижении работников по признакам родства, землячества, приятельских отношений;

покупка голосов избирателей на выборах и другие.

Коррупция – явление историческое, она существует с глубокой древности  и следует с сожалением констатировать, что в большей или меньшей степени в настоящее время ею поражены практически все государства мира. А в некоторых странах Востока она даже не считается чем-то противоправным и недостойным, а рассматривается как скрытая форма налога в пользу низкооплачиваемых чиновников.

В настоящее время коррупция  приобрела системный характер: она  проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества, а это означает, что многие ключевые решения принимаются на коррупционной основе.

Можно выделить ряд причин живучести  коррупции. Прежде всего, это свойства экономического характера. К ним  относится разрешительная система, чрезмерная бюрократизация экономических  отношений. То есть коррупция появляется там, где чиновники обладают правом принимать решения и распоряжаться  имеющимися в их распоряжении ресурсами. Возможность положительного или отрицательного решения вопроса и создает питательную почву для коррупции.

Мировой опыт свидетельствует, что  при резком изменении фундаментальных  условий жизни, уровень коррупции практически всегда возрастает. Такая ситуация характерна для государств с переходной экономикой, когда старая система государственного контроля уже не действует, новая еще не сложилась, отсутствует отработанный механизм правовой ответственности. Простор для чиновничьего произвола предоставляет наличие множества законов непрямого действия, слабость судебной системы. В таком обществе складывается благоприятная обстановка для незаконного обогащения без особого риска.

Способствует возникновению коррупции  и неэффективная, громоздкая организационная  структура государственного аппарата. Усугубляет положение низкая заработная плата чиновников, явно несоответствующая квалификации и ответственности их работы, неопределенность служебных обязанностей и прав, отсутствие отработанного механизма отбора и карьерного роста.

Неэффективная система государственного управления создает дефицит услуг  государства. А там, где дефицит, – там появляются очереди, которые и создают основу для коррумпированных действий чиновников. Кроме того, работая неэффективно, государство стремится к максимальной закрытости своих действий, что создает преграды для общественного контроля. А непрозрачность механизма принятия решений, особенно финансовых, создает питательную почву для формирования чиновничества как самодостаточного кастового клана.

Следует отметить не всегда эффективную  работу правоохранительных органов. Это  можно объяснить тем, что в  них работает недостаточное количество специалистов, понимающих природу коррупции. Кроме того, правоохранительная система  не в состоянии справиться с этой задачей только собственными силами: необходимо, чтобы государство определило эту задачу в качестве приоритетной для всех звеньев аппарата управления и самих граждан.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"