Шпаргалка по "Государственному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.

Работа содержит 1 файл

шпоры гу (печать).docx

— 138.90 Кб (Скачать)

26. Система государственного  управления, её свойства, особенности.

Система государственного управления – это сложное образование, состоящее  из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой, социальными системами. Это:

система управляющая (субъект);

система управляемая (объект);

коммуникативная система – система  взаимодействий между элементами управляющей  и управляемой системы: прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т.д.

Рассмотрим структуру управляющей  системы. Если взять вертикальный срез, то ее можно представить в виде двух подсистем:

подсистемы А, осуществляющей публичное управление обществом и реализующей власть в масштабах государства всеми тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества, обеспечивать национальный суверенитет, отстаивать национальные интересы на международной арене;

подсистемы Б – государственно-административной, выполняющей функции по управлению повседневными делами в конкретных областях общественной жизни. Она призвана осуществлять государственную деятельность по управлению делами государства, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть в лице ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном (центральном), региональном и местном, т.е. речь идет об исполнительной власти.

Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.

Управление – это процесс  создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Можно сказать, что управление – это специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах.

Исходной концептуальной схемой, моделью  постановки проблем и их решения, методов управления выступает управленческая парадигма (от греческого paradigma – пример, образец).

парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий

27. Организационная структура  системы государственного управления.

Универсальным свойством систем является их структурированность.

Система государственного управления – это сложное образование, состоящее  из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой, социальными системами. Это:

система управляющая (субъект);

система управляемая (объект);

коммуникативная система – система  взаимодействий между элементами управляющей  и управляемой системы: прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т.д.

подсистемы А, осуществляющей публичное управление обществом и реализующей власть в масштабах государства всеми тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества, обеспечивать национальный суверенитет, отстаивать национальные интересы на международной арене;

подсистемы Б – государственно-административной, выполняющей функции по управлению повседневными делами в конкретных областях общественной жизни. Она призвана осуществлять государственную деятельность по управлению делами государства, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть в лице ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном (центральном), региональном и местном, т.е. речь идет об исполнительной власти. Отметим особенности исполнительной власти:

во-первых, она означает право и  возможность, принуждать, повелевать, подчинять своей чужую волю;

во-вторых, она имеет исполнительское  предназначение;

в-третьих, она осуществляется особой системой многочисленных государственных  органов.

То есть, исполнительную власть можно  рассматривать в трех аспектах: компетенционном, функциональном и структурном, которые тесно взаимосвязаны. В каком бы аспекте она не рассматривалась, все равно предполагается наличие и других частей. Право, возможность принуждать (компетенционный аспект) ничто без соответствующих органов (структурный аспект), которые могут получить реальное воплощение только при осуществлении исполнительской деятельности (функциональный аспект). Все три аспекта в равной мере раскрывают суть исполнительной власти.

На уровне подсистемы «А» исполнительная власть представлена правительством, на уровне подсистемы «Б» – сложной  иерархической системой административных органов разных уровней

Органам административной власти присущи  следующие признаки:

1. Организующий характер деятельности.

2. Универсальный характер управляющего воздействия.

3. Использование властных полномочий с применением административного ресурса.

4. Административная власть осуществляется на конкретной территории

5. Иерархия административных органов в порядке их подчиненности снизу доверху

Если рассматривать горизонтальный срез системы государственного управления, то можно выделить:

институциональную подсистему;

нормативно-правовую подсистему;

функционально-структурную подсистему;

коммуникативную подсистему;

профессионально-кадровую подсистему;

профессионально культурную подсистему;

научно-технологическую подсистему.

Важнейший элемент – институциональная  подсистема, так как невозможно оказывать  управляющее воздействие, не определив, кто конкретно имеет право и может это делать.

Нормативно- правовая подсистема –  это основа функционирования системы  государственного управления.

Коммуникативная подсистема представляет собой комплекс управленческих отношений, официальных и неофициальных  связей субъектов управления

Функционально-структурная подсистема. Каждый структурный элемент системы  имеет свое предназначение, выполняет свои специфические функции.

Управленческие функции органов  государственного управления различаются  по объекту, содержанию, способу, объему управляющего воздействия. Это позволяет  не только очертить функции, но и проанализировать их распределение по горизонтали и вертикали управления, обнаружить и исключить дублирование в различных органах, устранить несоответствие организационно-структурного строения функциям государственного органа.

Анализ функциональной структуры  позволяет определить форму государственного устройства, уровень централизации  и децентрализации, развитости местного самоуправления, т.е. картину предметно-деятельностного  управляющего воздействия.

28. Специальные функции  государственного управления.

Специфические функции государственного управления находят свое проявление в конкретных ситуациях, где необходимо действовать только от имени государства – это правоприменение, проведение выборов и референдумов, переписи населения, лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (введение президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и другие.

Развитие государства, влияние  на деятельность органов государственного управления процессов и тенденций мирового масштаба (глобализация, децентрализация и др.), новые технологии и т. д. обусловливают возможность появления иных функций, целей и задач, стоящих перед государственным управлением.

На сегодняшний день, несмотря на многообразие целей и функций  государственного управления, в целом  они лежат в плоскости следующих  проблем:

обеспечение независимости государства  в связи внешней опасностью и  угрозами;

защита прав и свобод граждан;

обеспечение общественного порядка  и согласия внутри страны;

содействие всеобщему благосостоянию.

Следует отметить, что реализация отдельных функций может повлечь  за собой необходимость формирования других, как, например, обеспечение общедоступности минимальных социальных гарантий населению требует государственного регулирования цен на социально-значимые товары и услуги. Исходя из этого уже нельзя однозначно классифицировать функции государства как экономические, социальные, политические, культурные, экологические и т. д., или внутренние и внешние, так как они во многом взаимосвязаны и взаимозависимы и здесь целесообразнее выделять целевую направленность функции, а именно – для противодействия каким угрозам предпринимается данная деятельность государства.

- оперативное планирование: планиров  развития здравохран, региональное  планирование планиров роста  благосост.

- временные варианты общих функций

- управление финансами и инвестициями

- управл трудовыми ресурсами.  НТП

- обеспеч территор целостности.

29. Обратные связи в  государственном управлении: их  виды и реализация в практике .

субъект – движущая сила управленческого  процесса, его определяющий фактор. Здесь следует отметить, что структура  субъекта и тип взаимосвязи между  его элементами воспроизводят организацию  государственной власти. Высшему институту власти соответствует центральный управляющий орган; функциональное разделение государственной власти на ее ветви воспроизводится в соответствующих центрах принятия управленческих решений на высшем и региональном уровнях; иерархическое структурирование субъекта управления дублирует иерархическое строение власти и т.п.

Прямые связи могут быть вертикальными (связи подчиненности, субординации) и горизонтальными. В зависимости от времени воздействия они могут быть постоянными (служебная субординация), временными или эпизодическими (например, в случае принятия главой государства, каких-либо чрезвычайных мер в кризисной ситуации). В хорошо отлаженном управленческом механизме прямое воздействие может быть мягким («управлением дирижера»), или вовсе незаметным и, как правило, именно оно дает наилучшие результаты. В кризисных ситуациях оно может доходить до силовых форм.

Вертикальные связи означают следование одних органов предписаниям других: местного управления и самоуправления – региональным органам управления, а региональных – правительству страны. Это – связи соподчинения. Централизация государственного управления всегда базируется на вертикальных связях.

Горизонтальные связи характеризуются  взаимодействием управленческих органов  как относительно самостоятельных и равноправных по своим полномочиям в рамках установленных законом предметов ведения. В Республике Беларусь отношения между многими министерствами носят координационный характер, однако, например, Министерство образования может давать обязательные распоряжения Министерству здравоохранения, Министерству сельского хозяйства и продовольствия и другим органам по вопросам, касающимся подведомственных им образовательным учреждениям.

Прямое управляющее воздействие  предполагает изменение поведения  объекта в нужном для субъекта направлении.

Устойчивость система государственного управления приобретает в том  случае, если прямые связи дополняются обратными. В зависимости от места возникновения и реализации можно выделить два типа обратных связей: объектные и субъектные. Объектные обратные связи отражают реакцию восприятия управляющего воздействия со стороны управляемой системы: выражение согласия, несогласия, поддержки, противодействия. Эта информация в открытой системе государственного управления поступает к субъекту в лице государственных органов или должностных лиц, в соответствующие аналитические центры, которые производят ее отбор, делают анализ, обобщения, соответствующие выводы для принятия новых управленческих решений, что находит новый отклик в управляемой системе. Таким образом, прямые и обратные связи носят циклический характер.

Объектные обратные связи по способам выражения могут быть активными (например, забастовка, митинг протеста и т.д.) и пассивными (текущая информация).

Субъектные обратные связи позволяют понять и оценить информацию о реакции и действиях нижестоящего уровня управления на решения и действия вышестоящего уровня. К субъектным обратным связям относятся: контроль, анализ и оценка выполнения функциональных обязанностей должностных лиц. Особую роль они играют в связи с разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также в странах с децентрализованным управлением. Необходимо иметь в виду, что абсолютная автономия подсистем, противопоставление интересов и полномочий структур государственного аппарата друг другу могут привести к обрыву обратных связей, разбалансированности действий структурных элементов управляющей системы, к дублированию их функций. Субъектные и объектные обратные связи тесно переплетены.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"