Шпаргалка по "Государственному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.

Работа содержит 1 файл

шпоры гу (печать).docx

— 138.90 Кб (Скачать)

парламентская госслужба: в палатах Национального Собрания и их секретариатах; местных Советах депутатов и их аппаратах;

 правительственная госслужба: в Правительстве и его аппарате;

исполнительная госслужба: в министерствах, иных органах госуправления, их территориальных подразделениях; местных исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

Специализированная госслужба – это реализация особо установленных полномочий госслужащими с соответствии с их профессиональной специализацией в госорганах, имеющих особую (специальную) компетенцию, и осуществляющих преимущественно однородную деятельность (по соответствующим предметам ведения). Специализированная госслужба выделяется как вид гражданской госслужбы в зависимости от функциональной специфики и особенностей компетенции соответствующих госорганов, а также необходимого специального профессионального образования для исполнения полномочий по соответствующим государственным должностям.

К специализированной государственной  службе можно отнести:

госдолжности в диппредставительствах, консульских учреждениях и миссиях  РБ;

 контрольно-надзорную госслужбу:  в органах Комитета госконтроля,  органах Прокуратуры;

в госнотариате (государственных нотариальных конторах), называемую нотариальной госслужбой;

финансово-кредитную госслужбу (в  Нацбанке);

избирательную госслужбу (ЦИК по выборам  и проведению республиканских референдумов и ее аппарате).

Специальные функции и специальная  компетенция присущи также специально уполномоченным госорганам, которые призваны заниматься правоохранительной деятельностью. Госслужба в правоохранительных органах, называемая правоохранительной, осуществляется на должностях, учрежденных:

в Конституционном Суде и его  Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и  хозяйственных судах и их аппаратах;

в таможенных органах (ГТК), называемая таможенной госслужбой.

(Действие закона о госслужбе  Республики Беларусь не распространяется  на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета госконтроля Республики Беларусь).

36.  Виды государственной  службы и принципы организации.

По принципу разделения властей  различают государственную службу:

представительной (законодательной) власти, называемую парламентской;

исполнительной власти, называемую правительственной, т.е. осуществляемую в аппарате правительства и органах исполнительной власти по сферам государственного регулирования (управления);

судебной власти, называемую судебной, т.е. осуществляемую в аппарате судов всех инстанций.

Общая или общеадминистративная (управленческая) госслужба – это служба в органах госвласти общей компетенции, т.е. в органах, содержание государственно-служебной деятельности которых не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой. К этому виду относятся:

президентская госслужба: в Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных госорганах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента.

парламентская госслужба: в палатах Национального Собрания и их секретариатах; местных Советах депутатов и их аппаратах;

 правительственная госслужба: в Правительстве и его аппарате;

исполнительная госслужба: в министерствах, иных органах госуправления, их территориальных подразделениях; местных исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

Специализированная госслужба – это реализация особо установленных полномочий госслужащими с соответствии с их профессиональной специализацией в госорганах, имеющих особую (специальную) компетенцию, и осуществляющих преимущественно однородную деятельность (по соответствующим предметам ведения). Специализированная госслужба выделяется как вид гражданской госслужбы в зависимости от функциональной специфики и особенностей компетенции соответствующих госорганов, а также необходимого специального профессионального образования для исполнения полномочий по соответствующим государственным должностям.

К специализированной государственной  службе можно отнести:

госдолжности в диппредставительствах, консульских учреждениях и миссиях  РБ;

 контрольно-надзорную госслужбу:  в органах Комитета госконтроля,  органах Прокуратуры;

в госнотариате (государственных нотариальных конторах), называемую нотариальной госслужбой;

финансово-кредитную госслужбу (в  Нацбанке);

избирательную госслужбу (ЦИК по выборам  и проведению республиканских референдумов и ее аппарате).

Специальные функции и специальная  компетенция присущи также специально уполномоченным госорганам, которые призваны заниматься правоохранительной деятельностью. Госслужба в правоохранительных органах, называемая правоохранительной, осуществляется на должностях, учрежденных:

в Конституционном Суде и его  Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и  хозяйственных судах и их аппаратах;

в таможенных органах (ГТК), называемая таможенной госслужбой.

(Действие закона о госслужбе  Республики Беларусь не распространяется  на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета госконтроля Республики Беларусь).

35. Государственные служащие: понятие, правовой статус.

Правовой статус госслужащего определяется законодательством в связи с замещением государственной должности, т.е. в отличие от рабочих, крестьян (фермеров), предпринимателей служащие – это лица, занимающие должности. Под должностью понимается первичная организационная единица в структуре управления, характеризующая роль и полномочия лица, занимающего ее, это элементная (базовая) штатная единица государственного управления.

Должностное лицо – это государственный служащий, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти, т.е. наделен распорядительными полномочиями в отношении органов, не находящихся у него в подчинении, и лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

37.  Классификация государственных  служащих.

В государственном управлении участвуют  классифицированные государственные служащие, т.е. имеющие классные чины, ранги, звания, от которых в определенной степени зависят их полномочия и материальное положение. «Простые» государственные служащие, муниципальные служащие, если им не предоставлены полномочия государственных органов и государственных должностных лиц, государственным управлением не занимаются. Лица, находящиеся на высших государственных должностях (премьер-министр, председатели палат парламента, министры и др.), могут быть выделены в особую категорию. Они занимают свою должность не в результате назначения, а путем выборов или иным способом и обычно к собственно государственной службе не относятся. Поэтому нередко различают политические и административные должности.

В разных странах число классных чинов, рангов неодинаково (например, в  Великобритании – четыре, в Японии – 15). Обычно выделяют классы администраторов, профессионалов, исполнителей и др. В органах Европейского союза  выделяют четыре категории в соответствии с должностными обязанностями: «А»  – административный и консультативный  персонал; «В» – исполнители; «С»  – канцелярский персонал; «Д» –  обслуживание. В Совете Европы, в  НАТО таких категорий три. Существует категория «L», включающая, в частности  переводчиков. Обычно не включаются в  число государственных служащих министры. Они считаются политическими деятелями, занимают не административную, а политическую должность. Особенно это относится к парламентарным республикам и монархиям, где министрами становятся видные деятели той партии (партий), которая завоевала на выборах большинство голосов и имеет большинство мест в парламенте.

Классность государственных служащих в Республике Беларусь определена в  ст. 11 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» и имеет свою специфику.

Для государственных служащих устанавливается  высший класс и 12 классов, из которых 12 класс является низшим.

Государственным должностям Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, Управляющего делами Президента Республики Беларусь и их заместителей, а также председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов соответствует высший класс государственного служащего.

Министрам Республики Беларусь может  быть присвоен высший класс государственного служащего в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Присвоение классов осуществляется:

Президентом Республики Беларусь –  в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления, председателей областных и Минске го городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь;

Премьер-министром Республики Беларусь – в отношении государственных  служащих республиканских органов  государственного управления, назначаемых  Правительством Республики Беларусь, в том числе по согласованию с  Президентом Республики Беларусь;

председателями областных и  Минского городского исполнительных комитетов  – в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.

Присвоение классов иным государственным  служащим осуществляется на основании  заявления государственного служащего или представления его руководителем комиссии по присвоению классов соответствующего государственного органа.

Соотнесение классов государственных  служащих и государственных должностей устанавливается Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

38 Профессиональная культура  управленческих кадров

Профессиональная культура госслужащих  вычленима лишь в абстракции. В  реальности она вплетена в различные  другие культуры госслужащего: политическую, правовую, информационную, нравственную, которые в свою очередь связаны  с культурой общества. Системный  подход к профессиональной культуре государственного служащего позволяет  увидеть структуру профессиональной культуры управления, состоящую из таких важных компонентов, как: политическая культура, правовая культура, нравственная культура, собственно управленческая как технологический компонент, т.е. профессионализм.

Государственная служба как социально-нравственный институт имеет важное идеологическое значение. Она носитель государственной  идеологии.

В сущностной характеристике профессиональной культуры можно выделить три важнейшие  составляющие. 1. Профессиональная культура – это феномен, который предстает как результат человеческой деятельности и как процесс, находящийся в постоянном развитии. 2. Профессиональная культура – показатель качественного состояния управления. 3. Это сложная самоорганизующая система, на которую воздействуют факторы, условия как извне (культура, деятельность общества, мирового сообщества), так и изнутри, т.е. закономерности развития самой системы управленческой культуры государственных служащих).

Модель профессионально-психологической  подготовки государственного служащего  можно представить в виде трех блоков:

1. Что должен знать специалист.

2. Что должен уметь специалист, какими навыками должен владеть.

3. Какими способностями, личностными  свойствами должен обладать специалист.

39. Концепции бюрократии  Вебера - Вильсона.

Концепция М. Вебера–В. Вильсона. В начале ХХ века М. Вебер, выдающийся немецкий ученый разработал концепцию рациональной бюрократии как основы организации современного типа, которая пришла на смену организации патриархальной (по Веберу патримониальной). Возникновение бюрократической организации в веберовском смысле слова многие считают таким же важным этапом в развитии цивилизации как переход от феодальных отношений к капиталистическим.

На смену системе патриархальной, средневековой администрации, при  которой обычному человеку без денег и связей добиться справедливости зачастую было практически невозможно, поскольку сроков рассмотрения дел не существовало, порядок их производства и подведомственность были неопределенны, а главное – во всем господствовал произвол лиц, решающих вопросы, а отсюда взятки, вымогательства, протекции. Исход дела решали богатство, связи, ловкость, умение задобрить нужную персону.

Словом, организация современного типа предполагает господство общеобразовательных  регламентированных процедур. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков конкретных людей и возможных злоупотреблений. Такова концепция рациональной бюрократии, как ее сформулировал М. Вебер.

По Веберу, основные характеристики бюрократии сводятся:

бюрократическая юрисдикция четко  регламентирована, т.е. зафиксирована  нормативным образом;

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"