Шпаргалка по "Государственному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.

Работа содержит 1 файл

шпоры гу (печать).docx

— 138.90 Кб (Скачать)

В зависимости от масштабности, можно  выделить следующие виды социальных интересов: общественные; государственные; местные; национальные; религиозные; профессиональные; корпоративные; частные.

Система представительства интересов  выполняет следующие функции:

посредничество между государством и гражданами;

коррекция государственных решений, причем как на этапе их подготовки, так и при необходимости –  на стадии их принятия.

Система представительства интересов  включает политическое представительство  и функциональное (прямое) представительство.

Политическое представительство  представляет собой прямое и опосредованное участие населения в органах государственной власти через избирательный процесс, в котором ведущую роль играют политические партии.

Функциональное представительство  является органической частью системы  государственного управления. Основными  формализованными структурами функционального  представительства являются партии, группы интересов, группы давления.

Группы интересов – это по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения  и отстаивания своих интересов  в отношениях с государством, а  также другими политическими  институтами.

Различные группы интересов владеют  широким набором ресурсов для  воздействия на власть: экономическими, финансовыми, информационными и т.д.

Группы давления – это заинтересованные группы, не стремящиеся к овладению  властью и ограничивающиеся давлением на нее с целью принятия конкретных решений в свою пользу. К ним можно отнести, например, бастующих рабочих.

Группы интересов выполняют  следующие функции:

артикуляции интересов.

агрегации интересов.

интеграции интересов

15.  Целеполагание в  государственном управлении: сущность, принципы формирования "древа  целей".

Основные принципы целеполагания  в демократическом государстве  – открытость, прозрачность и гласность.

субъектом формирования целей государственного управления является народ.

Над процессом формирования целей  государственного управления неумолимо  довлеют три негативных фактора:

субъективность;

большое число целей, их изменчивость и противоречивость;

неопределенность 

Целеполагание реализуется как  отражение в гос документах, концепциях, программах направлений и путей  развития общества.

Приоритетным в исполнении своих  обязанностей целеполагание явл  для высших законодательных и  исп органов власти, Института  Президента.

древо целей, благодаря которому обеспечивается взаимосвязь множества целей и подцелей разного содержания (политических, экономических, социальных, духовных и др.), их согласованность для получения заданного результата.

Древо целей образует систему. Формируется древо целей от общего к частному. Стволом являются стратегические цели-задания, связанные с качеством жизни общества, его сохранением и развитием. Стратегические цели развертываются в оперативные, оперативные – в тактические. Таким образом, происходит целеполагание, целеопределение, и целеутверждение государственного управления.

Согласно действующей в Республике Беларусь Конституции, основным источником власти является народ, а политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своих граждан. Это – главная цель государственного управления, магистральное направление внутренней и внешней политики белорусского государства. Ее достижению подчинены другие цели государственного управления, к которым следует отнести:

обеспечение внутренней и внешней  безопасности государства;

создание условий для развития демократических институтов общества;

гарантированная защита прав и свобод граждан;

создание равных правовых условий  для развития всех форм собственности, формирования рыночных механизмов;

создание благоприятной экологической  среды обитания;

взаимовыгодное сотрудничество центральной  и местной властей.

16.  Классификация целей  государственного управления.

Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных.

Социальные цели в Республике Беларусь они заключаются в создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности

Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации.

Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.

Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления с целью получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и при необходимости коррекции управляющего воздействия.

Важную роль в государственном  управлении играют разъяснительные цели.

Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления  об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, оперативные, тактические. Стратегические цели – это долгосрочные цели, определяющие основные направления развития общества на длительную перспективу. Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических, поэтому их еще называют обеспечивающими.

Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:

общимичастными, охватывающими отдельные подсистемы.

По результатам: – конечные и промежуточные цели.

По времени выделяют:

долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);

среднесрочные цели (на 5 лет);

краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).

По отношению к главным целям  могут возникнуть побочные (вторичные) цели, которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.

17. Виды целей в практике  государственного управления

В государственных организациях существуют три вида целей: цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения.

1. Цели-задания государственным организациям ставятся вышестоящим субъектом управления – это собственно управленческие цели, т.е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе управления, т.е. то, ради чего она создана.

При выполнении цели-задания различных  проблем:

неадекватное восприятие их органом  управления;

возможное несоответствие между содержанием  сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;

противоречие между высоким  пафосом задач и низким ресурсным  уровнем их обеспечения.

2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям. Идеальной является такая модель ориентации коллектива, когда бездействие воспринимается самими государственными служащими как несоответствие занимаемой должности, а отказ в приеме заявления, например, о факте злоупотребления служебным положением, порождает в коллективе негативное отношение, как к самому факту отказа, так и к факту злоупотребления.

3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.

Устойчивость – это постоянная цель и условие самосохранения организации. Речь идет, прежде всего, о преодолении текучести кадров, уменьшении числа реорганизаций, снижении конфликтности. Однако в этом случае есть опасность, что коллектив организации перестанет адекватно реагировать на изменение внешней среды, будет противиться переменам.

Таким образом, каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач.

Итак, цели должны быть:

масштабными, но реально достижимыми;

понятными и понятыми во всей полноте  работниками управляющих и управляемых  организаций;

скоординированными во всей своей  совокупности.

18. Принципы государственного  управления: классификация, применение  в практике.

Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.

Анри Файоль писал, что для того, чтобы осуществлять управленческую деятельность, надо опираться на принципы, т.е. на признанные истины, считающиеся  доказанными»

Файоль А. сформулировал 14 общих принципов управления:

Разделение труда

Выделение полномочий и согласование их с ответственностью каждого работника  бюрократического аппарата

Исполнительская исциплина

Принцип единоначалия

Единство руководства

Принцип целенаправленности (или единство направлений деятельности работников одной организации)

Подчинение частных интересов  общим

Принцип стимулирования работы (вознаграждения)

Централизация

Порядок\упорядоченность

Справедливость

Инициатива работников

Единение персонала(корпоративность)

Стабилизация рабочего места

Рациональное использование чел  ресурсов

Принципы гос-управленческой деятельности, охватывающие процессы и отношения  внутрисистемного характера.

Общественно-политические принципы, устанавливающие административно-территор устройство и формы взаимодействия между элементами ГУ и обществом.

Структурные принципы, определяющие порядок построения и функционирования системы ГУ

19. Общественно—политические  принципы государственного управления  и их характеристика.

Принципы – первооснова, правила (требования) в практической и теоретической  деятельности людей, а также любой  организованной системе включая  систему ГУ.

Общественно-политические принципы отражают соц природу ГУ, процессы взаимод  или взаимоотн общ-ва и власти, административно-территориальное и  полит устройство.

А) унитарность\федерализм

Этот принцип определяет форму  административно-территориального деления, устройство полит сист, взаимосвязь  между центрами управленческой и  полит деятельности.

Унитарное: Глава гос-ва - Нац.собр/СовМин/Высший суд – (Облсоветы депутатов/Облисполкомы/Облсуды  – подзаконные)

Федеральное: Глава гос-ва – Высш законодат.(Дума)/Высш исп./Высш суд. –  Зак.органы/Правительство/Суд

Разница: у унитарного областные  органы не имеют законодат власти; ф-ция зак-ва в унитарном гос-ве состредоточена в 1-2 ур-нях, у федерального – 1,2,3

Различие между схемами гос  устр-ва состоит в централизации (либо децентрализации) законодательной  деятельности. При федеральной схеме  законы принимаются на федеральном  уровне, что аналогично и унитарной схеме, а также на ур-не субъектов федерации.

При унитарной – ниже республиканского ур-ня ни один орган не наделён ф-ми законотворчества и его решения явл. подзаконными.

Б) демократизма\авторитаризма

Принцип авторитарности состоит в  преимущественном значении мнения 1го или высшего гос органа в формиров сист приоритетов или внутр гос  политики, несоотв мнению большинства.

Принцип демократизма проявляется  в приоритете общественного мнения, отражающего интересы большей части  народа и сост основу в гос политике.

Следовательно мнение народа или большей  части общ-ва явл решающим в реализации данного принципа.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"