Шпаргалка по "Государственному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.

Работа содержит 1 файл

шпоры гу (печать).docx

— 138.90 Кб (Скачать)

1.Система государственного управления.

иерархичность статусов элементов;

целенаправленность, формирующаяся и функционирующая на основе определенных норм и ценностей

наличие в системе механизмов самоуправления;

самосознание субъектов и объектов управления;

формальные и неформальные отношения;

организация (социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность).

осуществлением властных полномочий, что означает монопольное право  на издание законов и применение принуждения, формирование бюджета  и налоговой системы.

На высшем уровне присутствуют:

- президент - нац собрание- судебная ветвь власти

+ сюда идет правовая база (законы, акты, декреты, указы)

+ кадровое обеспечение в виде  квал госслужащих! И спецы в  сферах: соц, экол, произв сфера  жизнедеят и обеспечивания.

обеспечении стабильности, прогрессивного развития общества, удовлетворения его потребностей, интересов, ожиданий.

Система государственного управления – это сложное образование, состоящее  из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой, социальными системами. Это:

система управляющая (субъект);

система управляемая (объект);

коммуникативная система – система  взаимодействий между элементами управляющей  и управляемой системы: прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т.д.

подсистемы А, осуществляющей публичное управление обществом и реализующей власть в масштабах государства всеми тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества, обеспечивать национальный суверенитет, отстаивать национальные интересы на международной арене;

подсистемы Б – государственно-административной, выполняющей функции по управлению повседневными делами в конкретных областях общественной жизни. Она призвана осуществлять государственную деятельность по управлению делами государства, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть в лице ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном (центральном), региональном и местном, т.е. речь идет об исполнительной власти.

2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.

Управление – это процесс  создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Можно сказать, что управление – это специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах.

Исходной концептуальной схемой, моделью  постановки проблем и их решения, методов управления выступает управленческая парадигма (от греческого paradigma – пример, образец).

Научный термин «парадигма» наиболее часто используется в значении «теория», «концепция», «доктрина», «модель», «представление», «система взглядов». В более общем виде, парадигма это то, как мы видим других людей, события, ситуации, будущее, когда говорим об управлении не с точки зрения его психофизиологических возможностей, а в смысле умственного восприятия, понимания, толкования.

парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий. Управленческая парадигма отражает степень профессионализма субъекта управления и включает познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты.

3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная  необходимость управления.

Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей.

В широком смысле государственное  управление означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правопорядка.

В узком смысле под государственным  управлением понимается административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на профессиональной основе.

масштабы применения – общегосударственный  масштаб, региональный, местный уровни, уровень отдельной сферы и отрасли, коллектива. Под содержанием управления понимают совокупность всех видов управленческой деятельности, которые наз-ся ф-циями управления(-нац.безопасности, -защиты территории,-суверенитета,-различных сфер жизндеят.(эк., соц, эколог. и т.д.)).

Особенности ГУ:

Контроль за всеми процессами жизнедеят. общ-ва во всех его сферах, включая  влияние на формирование общ. мнения, соц.приоритеты, взаимод. с гос-вом  и общ.организациями в выработке  рациональной гос. И нац. Политики.

Исключительное и приоритетное право формирования законодат актов, регл деят органов учережд, субъектов хоз-вания, общ.орг и граждан на тер гос-ва, при этом гос.органы также подпадают под действие принятого зак-ва

Гос-во имеет исключит меры возд на общ-во, как его граждан, так и  орг и учрежд с применением  физич возд, эк и др санкций, силовых  противодействий, огранич свободы, банкротства, прекращ деят и т.п. Существенные различия между правовым полем органов ГУ и всех ост учережд, орг и граждан сост в том, что если вторым(последним) разрешены все виды деят и действий, не запрещ в зак-ве, то гос органам разрешено лишь то, что конкретно регламентировано в действ зак-ве.

Необходимость государственного управления с необходимостью регулирования  отношений, явлений и процессов, протекающих в обществе, выполнением  «общих дел», преодолением возникающих  конфликтов, решением проблем социального  неравенства и т.д

4. Английская научная школа  государственного управления.

До начала 30-х гг. ХХ века господствующим подходом к изучению государственного управления был институциональный: Э.Баркер, Д.Коул, Г.Ласки, Ч.Маннинг, У.Робсон, Г.Файнер и другие. Позднее начинают доминировать бихевиористские методы.

две тенденции – социологическая  и экономическая. В работах представителей социологического направления (Э.Берч, И.Берлин, У.Риз, Р.Роуз) рассматривались вопросы взаимоотношений власти и общества, господства и подчинения. Авторитет государственной власти, по мнению Р.Роуза, может быть измерен, с одной стороны, степенью ее поддержки гражданами, а с другой – тем, насколько последние подчиняются ее законам.

Э.Берч выделил три вида ответственности:

Ответственность перед общественным мнением.

Проведение продуманной государственной  политики, основанной на всестороннем анализе проблем.

Ответственность перед парламентом.

Берч также указал, что в современной  Англии изменилось понятие «первичной ответственности правительства».

В конце ХХ столетия в трудах ученых социологического направления центральное  место заняла проблема стабильности государственных институтов, которую  многие связывают со степенью участия  граждан в политике. Дж.Баджа,

Экономическое направление экономисты рассматривали государственное  управление как сферу рациональной деятельности людей. Б.Барри – разработал концепцию «экономического типа» государственной власти, когда властные отношения в обществе рассматриваются в понятиях «выигрыш – потеря».

целевая и гражданская, сформулированные М.Оукшоттом. По его мнению, в чистом виде они не встречаются, ибо представляют собой идеальные теоретические модели. Но европейские народы проделали путь от «бессознательной солидарности целевого объединения» в рамках государства к сознательной гражданской ассоциации наших дней. Однако и сегодня этот процесс не завершен: в одних государствах идеал «гражданской ассоциации» осуществлен в большей степени, в других – в меньшей.

Целевое государственное управление характеризуется следующими чертами:

граждане являются работниками  предприятия, существующего для  определенных целей (благосостояния, уровня производства, культурного единства и т.д.);

отсутствие формального равенства, означающее, что ценность человека определяется его вкладом в «общее дело», что означает подчинение индивидуальности корпоративизму;

административный, регулирующий, прикладной характер законодательства;

справедливость проявляется в  распределении, цель которого – обеспечение  эффективности системы государственного управления.

Гражданская ассоциация – это объединение, не связанное общностью целей. Гражданская  концепция государственного управления не имеет вида целенаправленной деятельности. Совокупность соблюдаемых гражданами норм поведения гарантирует сохранность их прав и свобод. Однако этот «идеальный» тип государственного управления не достигнут еще нигде.

влияние в теории государственного управления имеет направление, именуемое  «мягким мышлением», которое основал П.Чекланд. Отличительной чертой этого направления является то, что принцип системности перенесен с реальности на процесс ее познания. Этот подход позволяет структурировать управленческие процессы посредством исследования различных взглядов и позиций и обсуждения их правомерности в конкретных обстоятельствах.

По мнению Чекланда, единственный способ изучить целостность –  это посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения, а  управленческая деятельность – это  перманентный процесс познания. Для  принятия управленческого решения  необходимо всестороннее изучение ситуации.

Новым направлением в области государственного управления является организационная  кибернетика. Центральное понятие  организационной кибернетики –  балансирующая систе- 
ма – было введено С.Биэром. Балансирующей является такая система, которая способна реагировать на изменения окружающей среды и соответствовать ее сложности. Следовательно, цель организации всегда есть компромисс между требованиями внешней среды и внутренними функциями системы, а стратегия организации может быть определена как стратегия баланса. По мнению Биэра, подобные системы должны обеспечивать пять функций: организацию, координацию, контроль, сбор и обработку информации, разработку политики.

5. Германская научная школа  государственного управления.

фундаментальные теоретические исследования философского характера. Большая часть  немецких исследователей видела в государственном управлении воплощение «вечных» ценностей и сферу реализации свободы. Х.Кун, Э.Форстхофф, Э.Хиппель. Так, Х.Кун считал, что основой предмета теории государственного управления является человеческая природа, и, следовательно, рассматривать его необходимо с философских позиций: «Государство живет человеком: человек основывает, формирует, руководит им и одновременно живет в нем, постигая его как свою судьбу».

По мнению А.Гелена, основой государственного управления является стремление к стабильности внутреннего и внешнего мира. Административные институты сложились «путем стабилизации порядка и правил». Институты государства «освобождают человека от мучительного поиска достойного поведения, поскольку они предстают перед ним уже сформировавшимися и заранее определенными».

концепция М.Вебера. По его мнению, на тех, кто правит, возложена задача создания административной элиты, которая  должна быть легитимирована народом. Однако именно в этом заключается основная сложность: «демократической легитимации» преграждает дорогу «антидемократическая сущность бюрократии».

Вебер считал идеальным такое государственное  управление, которое построено на жестких бюрократических принципах: авторитарная власть руководителя, принимающего решения, отдающего распоряжения и контролирующего их исполнение. Задача служащих государственной администрации состоит в умении применять управленческие принципы к конкретным ситуациям. Он считал, что профессиональные служащие – это не только высококвалифицированные специалисты духовного труда, но и люди с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. концепция государственного управления Людвига Эрхарда, который был вначале министром экономики, а затем вице-канцлером и канцлером Германии. Он считал, что эффективность государственного управления определяет усиление мер по государственному регулированию экономики. Для их реализации был образован Совет экспертов по оценке общего экономического развития Германии, в который вошли крупные ученые. Эрхард предлагал изменить социальную структуру общества посредством крупных мер по рассеиванию собственности и демократизации капитала, по смягчению экономических кризисов и классовых противоречий.

Им была разработана концепция  общества, в котором все группы населения подчинялись общему благу, возрастала роль правительства, все  социальные слои поддерживали существующий социальный строй.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"