Шпаргалка по "Государственному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.

Работа содержит 1 файл

шпоры гу (печать).docx

— 138.90 Кб (Скачать)

В зависимости от того, как функционируют  прямые и обратные связи, выделяют системы  демократические, авторитарные и тоталитарные, хотя в чистом виде они не встречаются. Для демократических систем характерно существование и прямых, и обратных связей, механизм принятия решений прозрачен для общества. В авторитарных системах преобладают прямые связи, а обратные блокируются. В тоталитарных – система государственного управления отделена от общества, используются только прямые связи (сверху вниз), государственный интерес объявляется приоритетным.

30.  Правовое обеспечение  государственного управления, его  содержание.

Правовое обеспечение государственного управления представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов.

Правовой статус государственного органа состоит из трех групп элементов, имеющих юридический смысл.

Во-первых, он включает в себя месторасположение и природу (существующего или предполагаемого) государственного органа в ценностной системе государственных органов страны.

Во-вторых «несущим» элементом  правового статуса выступает  компетенция государственного органа – юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении  отдельных управляемых объектов. Здесь юридически закрепляются: набор  управленческих функций для конкретного  государственного органа; адекватные (соответствующие им) полномочия; состав полномочий, включающий в себя формы  и методы; осуществление управленческих функций; перечень управляемых объектов или определенных вопросов (аспектов) их функционирования, которые и представляют предметы ведения государственного органа.

В-третьих, правовой статус государственного органа предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования.

своевременность принятия соответствующих  правовых норм. Запаздывание в нормативном  оформлении возникающих управленческих связей создают большие проблемы. Формы правового обеспечения  государственного управления должны быть устойчивыми и стабильными. Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм.

Конституция общедемократической  и призвана выполнять юридические, политические, идеологические функции (основные направления воздействия  на общественные отношения).

Все функции Конституции находятся  в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга.

Ф-ции Конституции:

1)юридическая 2)политическая (опред устройство гос-ва) 3)идеологическая (воспитательная)

Это наиболее авторитетный закон, отражает господствуюую в общ-ве соц-полит  доктрину, опр мировоззрения.

Формы проявления правового обеспечения:

Конституция – Законы – Декреты, Указы Президента – Директивы, Распоряжения – Постановления Пр-ва (распоряжения) – Постановления Министерств (приказы, распоряжения) – Решения исполкомов.

Конституционные основы государственного управления.

понимание государственной власти как системы деятельности народа, составляющих ее общностей и индивидов, создающих органы по реализации их публичных прав, свобод, закрепленных за ними полномочий, обязанностей, а также возложенной на них ответственности, выражающих их социальное качество и потребности.

Такое понимание государственной  власти позволяет отразить:

ее связь с носителями власти;

единство государственной власти как системы деятельности первичных (народ, составляющие его общности и индивиды) и производных субъектов государственной власти;

основу осуществления государственной  власти, т. е. права, свободы, обязанности и ответственность субъектов государственной власти, их обеспечение.

Единство государственной власти, его закрепление и практическое обеспечение находит отражение  в конституции страны.

Государственная власть как структурированное  единство включает:

во-первых, субъектный состав (государство  в целом, государственные образования, органы, лица, сообщества, объединения);

во-вторых, предметы ведения, компетенции, полномочия, права и обязанности, ответственность действия, программы, меры и т. д.;

в-третьих, организационные структуры, учреждения и институты Современное  понимание государственной власти включает следующие ее разновидности:

законодательную власть;

власть главы государства;

исполнительную власть;

судебную власть;

контрольную власть.

Президент – это единоличный глава государства, должностное лицо, который получает свои полномочия в результате избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на определенный срок.

Порядок избрания президента зависит  в основном от формы правления. В  президентских и смешанных республиках, где президент обладает широкими властными полномочиями, выборы, как  правило, прямые, по мажоритарной системе (абсолютного большинства). Всенародно избирают президента во Франции, в большинстве стран Латинской Америки, Польше, России, Беларуси, Украине, Литве, Египте, Мексике и других странах. При прямом избрании президент несет ответственность перед избравшим его народом, а не перед парламентом и не каким-либо другим органом власти, что возвышает его над ними.

В некоторых президентских республиках  применяются и косвенные выборы (США, Аргентина).

В парламентских республиках президент  избирается парламентом либо самостоятельно (Турция, Израиль, Греция, Венгрия, Чехия  и др.), либо с представителями  местной законодательной власти (Италия, ФРГ, Индия) – так называемыми  избирательными коллегиями. Его роль сводится, в основном, к представительским, церемониальным функциям.

президент обладает особым статусом, компетенцией и ответственностью. Полномочия президента закрепляются конституционно.

Институт президентства предусматривает  создание исполнительного аппарата (администрации президента), который обеспечивает ему реализацию конституционных полномочий.

Основным субъектом исполнительной власти является правительство и  подчиненные ему органы.

Правительство – это высший коллегиальный  орган исполнительной власти, который  отличается от других органов предметом  и сферой деятельности. Правительство обеспечивает: исполнение законов, соблюдение законности в системе государственного управления, поддержание правопорядка в стране, осуществляет управленческие функции и обеспечивает реализацию принимаемых решений, определяет возможности и порядок использования ресурсов страны, обеспечивает управление государственным аппаратом, регулирует социально-экономическое развитие страны и т. д.

В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства. При парламентарных формах правления – это высший орган исполнительной власти.

Порядок формирования правительства  в разных странах имеет свою специфику, но в качестве общей основы можно выделить партийную принадлежность кандидатов.

В странах с президентской формой правления правительство формируется президентом из числа представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. В некоторых странах (например, США) назначение на ключевые министерские посты, наряду с принципом партийной принадлежности, производится с ведома и согласия сената.

В самой общей форме полномочия, задачи и функции правительства закреплены в Конституции страны, более широкие полномочия закрепляются соответствующими законодательными и нормативными актами.

К числу важнейших полномочий правительства  в любой стране можно отнести  следующие:

разработка основных направлений  внутренней и внешней политики и  определение мер по их реализации;

формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;

исполнение законов;

составление и исполнение бюджета;

прогнозирование социально-экономического развития;

руководство отдельными отраслями  хозяйства, духовной и социальной сферами;

участие в законодательной деятельности – посредством права законодательной  инициативы разработки законопроектов;

принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;

ведение международных переговоров  и заключение соглашений.

За исполнение своих полномочий практически во всех странах правительство  ответственно либо перед президентом, либо перед парламентом, либо несет  двойную ответственность (в зависимости  от формы правления).

Судебная власть реализуется через  судебные учреждения, обеспечивая охрану и защиту прав и законных интересов  граждан, охрану правопорядка.

Судебная система государства включает суды различных категорий:

конституционные (уставные) суды;

суды обычные (общей юрисдикции и военные трибуналы);

арбитражные суды.

Совокупность судов и судебных учреждений, должностных лиц с  их компетенцией, полномочиями составляет судебную систему.

Контрольная власть включает систему  разнообразных процедур, организационных  структур и инструментов, направленных на выявление отклонений от принятых норм, стандартов и параметров, нарушений принципов законности с целью принятия адекватных мер, направленных на их устранение или предупреждение.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 6 Конституции Республики Беларусь государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения власти отрицает единовластие, по никак не противоречит ее единству.

Разделение властей предопределило выделение такого социального института, как государственное управление.

Реализация деятельности государственной  власти, ее целевых установок, основных направлений политического, социально-экономического развития страны обеспечивается действенной организационной структурой государственного управления.

32.  Информационное обеспечение  государственного управления.

Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации.

Управленческая информация – это  часть социальной информации, которая  выделена из ее общего массива по критериям  пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий.

Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

нормы законодательных и иных актов, дающие право государственным органам  и государственным служащим на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении;

обращения граждан в государственные  органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);

обязательные указания вышестоящих  государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления;

факты, выявляемые отношения в процессах  контроля, которые отражают состояние  управляемых объектов, а также  уровень функционирования управляющих  компонентов;

проблемные, конфликтные, экстремальные  и иные сложные ситуации, нуждающиеся  в оперативном и активном, сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

Ее можно разделить на официальную  и неофициальную, общезначимую и  региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, по степени доступности, а также  на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).

Информация, из каких бы источников она ни шла, и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать  определённым требованиям. Она должна быть актуальной, достоверной, достаточной, доступной, оперативной, адекватной для принятия соответствующих решений.

Цель информационного обеспечения  административно-государственного управления состоит в том, чтобы на базе собранных  исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая  должна служить основой для принятия управленческих решений. Направленность на формирование единого информационно-правового пространства,

Классификация информации государственного управления (на всякий пожарный)

Информация, используемая в системе  государственного управления разнообразна и разнородна, она имеет свою природу  и особые формы. Она позволяет  описать внешнеполитическую, экологическую, социально-политическую и др. обстановку, проследить динамику тех или иных процессов, реализуемых в государстве  и обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"