Шпаргалка по "Государственному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.

Работа содержит 1 файл

шпоры гу (печать).docx

— 138.90 Кб (Скачать)

Разделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся:

Гос планирование (доводит показатели в стоимостном и реальном отношении, предусматривает пр-во мат ценностей  и услуг)

Гос заказ (Как правило финансируется  из бюджета и размещается для  удовлетворения потребностей общества, включая вопросы нац безопасности и обеспечения. Распространяется на пр-во продуктов, с\х продукцию, мат сырья и ресурсов, включая энергетические, а также обеспечивающие существование общества и восстановление гос инфраструктуры при чрезвычайных ситуациях, военном положении, стихийных бедствиях и т.д. (Гос комитет по матер резервам))

Гос инвестиции (как правило внутренние. В виде финансирования перспективных  программ и проектов имеющих важное хоз-народное значение, включая вопрос гос безопасности)

Для централизованной гос экономики  с преимущественно гос собственностью, прямым методом явл ценообразование (гос установление цен). В рыночных усл это заменяется косвенным методом контроля и регулирования цен.

К косвенным относятся:

Ставки налогов и пошлин

Регулирование оплаты труда

Ставка рефинансирования, определяющая меру стоимости денег и ден-кредитные  отношения в общ-ве (явл исходной для коммерческих банков в депозитно-кредитных  операциях)

Контроль рентабельности произв сферы  и её регулирование

Регулирование рынка труда посредством  стимулирования создания новых рабочих  мест, расширения пр-ва, привлечение  внешних инвестиций в разл сферы  бизнеса

9. Государство как субъект  управления: сущность, признаки + общественные  функции.

несмотря на большое количество определений государства, для управленца наиболее важным является рассмотрение государства как субъекта управления.

Прежде всего следует отметить, что в демократическом, правовом государстве, в котором мы живем, главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий своих представителей в органы власти, и, таким образом, участвующий в процессе управления. Государство, действуя от имени народа, создает для управления свои органы: парламент, правительство, суды и др. и выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм, составляющих ее субъектов управления. Индивид или группа людей, представляющих тот или иной субъект управления, наделяются властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других.

субъекты управления обладают рядом  универсальных признаков, в которых  проявляется их сущность. Каждый субъект управления:

выражает интересы определенной социальной общности – народа, класса, социальной группы;

является системно организованным, ему свойственны черты социальной системы;

имеет присущие ему определенные функции;

обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компонент;

занимает строго определенное место  в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.

В пределах полномочий, установленных  законом, субъекты управления применяют  различные средства, имеющиеся в  их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного  развития какого-либо определенного объекта, устанавливаются преференции (предпочтения) для него, предоставляются государственные инвестиции.

Те или иные органы и должностные  лица могут применять только такие  средства государственного управления, которые разрешены им законом.

Обратные связи могут проявляться  в различных формах: носители хозяйственных  функций могут поддерживать, либо отказывать в поддержке правительству, выступать с предупреждениями в адрес правительства. Парламент может выражать недоверие правительству.

10. Виды государственного  управления и его уровни.

Виды  и уровни государственного управления

определяются различными признаками:

характером взаимоотношений центральной  власти и органов административно-территориальных  единиц. Здесь можно выделить субординационное (основано на административном подчинении периферии центру) и координационное управление

по воздействию на объект и в  зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое (предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия и реализуется через функциональные и отраслевые министерства) и функциональное управление (осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность

в зависимости от масштаба временных рамок, управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным (

Можно выделить такой специфический  вид управления, как антикризисное

Можно выделить также доверительное управление, которое носит договорной характер между органами государственного управления и предприятиями на основе паритета сторон и осуществляется специальными управляющими.

Территориально-административное деление  государств во многом определяет структуру  уровней государственного управления. В большинстве стран их три: национальный, региональный и местный.

На национальном главы государства, парламент, правительство, министерства и ведомства и др.

На региональном уровне управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие территорий и  выравнивание уровней их экономического и социального развития.

На местном уровне, вне зависимости  от формы территориально-административного  устройства, выполняются следующие функции:

обеспечение общественной безопасности;

решение проблем здравоохранения;

социальные программы;

регулирование (защита потребителей, дорожная безопасность);

обслуживание (школы, парки, библиотеки и т.д.);

владение и распоряжение государственными предприятиями.

В соответствии с Конституцией в  РБ существуют: Республиканский уровень  высших органов ГУ, областной (облисполкомы, ведомства), базовый (районы и города областного подчинения), первичный (органы районного подчинения, сельские, поселковые (исполкомы))

11.Дискреционная деятельность и ответственность в ГУ.

Самостоятельность, свобода действий, право субъекта на принятие решения  именуется усмотрением (дискреционной деятельностью) в государственном управлении.

В качестве основных субъектов деятельности по усмотрению могут выступать:

Президент Республики Беларусь;

Совет Министров Республики Беларусь;

республиканские органы государственного управления;

местные органы государственного управления;

отдельные должностные лица.

Деятельность по усмотрению может  осуществляться по следующим направлениям:

2. По объекту усмотрения:

при оценке определенных фактов;

при принятии правовых актов;

при совершении определенных действий: повышения по службе, поощрения, наказания  или иных мер.

3. По формам:

в правотворческой, правоприменительной  и иной, юридически значимой деятельности;

при проведении организационных мероприятий;

при использовании материально-технических  ресурсов.

4. По областям и сферам государственного управления:

в хозяйственной;

социально-культурной;

административно-политической и иных сферах.

Субъектам управления предоставляются  достаточно широкие права для  самостоятельного решения многих вопросов государственного управления во всех сферах жизнедеятельности общества. Главное, чтобы их действия не вели к нарушению законности и произволу.

12. Ответственность в государственном  управлении: понятие, виды.

Ответственность может быть политической, нравственной, юридической, дисциплинарной, административной. Политическая ответственность наступает, как правило, за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. Политическую ответственность можно рассматривать по отношению не только к настоящему времени, но и в ретроспективе, когда оценку действиям тех или иных политиков дает история, или в перспективе, когда идет речь об ответственности перед будущими поколениями.

Конституция Республики Беларусь в  общих чертах предусматривает политическую ответственность Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совета Министров. Так, статья 88 предусматривает возможность смещения с должности Президента в связи с совершением им государственной измены или иного тяжкого преступления; статья 94 предусматривает досрочное прекращение полномочий Палаты Представителей, статья 102 – лишение депутатской неприкосновенности, статья 106 – отставку Правительства.

Нравственная ответственность  в государственном управлении нормативно не зафиксирована. Это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. Если у власти находятся люди с двойной моралью: одна для имиджа, другая – для себя, то это чревато для общества опасными последствиями.

Юридическая ответственность следует  в случае нарушения конкретных правовых норм. Она распространяется как на субъект, так и на объект управления и наступает в том случае, если произошло правонарушение, в результате чего были ущемлены права и интересы других граждан. Юридическая ответственность всегда связана с применением санкций (лат. sanctio – строжайшее постановление).

Одним из видов юридической ответственности  является административная ответственность. Лица, совершившие административные правонарушения, несут ответственность перед государством в лице полномочного административного органа, либо компетентного лица, имеющего соответствующие полномочия по применению мер административного взыскания.

Дисциплинарная ответственность  связана с нарушением правил (норм) труда, трудового распорядка и исполнения государственной должности. Существует специальное дисциплинарное законодательство, которое конкретизировано применительно к различным категориям служащих и работников. Дисциплинарные взыскания накладываются, как правило, вышестоящим руководителем в порядке подчиненности. Они имеют определённый срок действия – могут накладываться временно, или носить долгосрочный характер.

13. Объект государственного  управления, его сущность, виды, структура.

Часто наряду с процессами и явлениями, протекающими в обществе, объектами государственного управления признавались территория, ее ресурсы, средства и орудия труда и другие вещественные элементы. Поэтому необходимо выделить, какими качествами они обладают.

1. Преимущество в практически осуществляемом управлении находится на стороне субъекта управления.

2. Управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно-исторические условия и закономерности

3. Управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах.

4. Управляемые объекты, поскольку их активность имеет общественный характер, связана с потреблением и производством общественных ценностей

Исходя из человеческой сущности управляемых  объектов (систем) можно выделить следующие  свойства управляемых объектов:

Самоактивность управляемых объектов (систем

Целенаправленный характер,

Адаптивность (приспособляемость)

Самоуправление (социальное саморегулирование)

Зависимость от объективных условий  и факторов общественной жизнедеятельности.

В управляемой общественной системе  в компонентно-структурном отношении  четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов:

человек в проявлениях его сознания

коллективы и объединения людей

общество в целом

В соответствии с основными сферами  общества и указанными критериями управляемые  объекты (системы) подразделяются на следующие  видовые группы: экономические, социальные и духовные.

В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.

Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий

К духовно управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая.

14.  Представительство  интересов в государственном  управлении: сущность, виды.

Представительство интересов в  государственном управлении является механизмом, позволяющим государству учитывать и согласовывать не совпадающие, а иногда противоположные интересы, цели различных групп населения, проводить на практике политику улаживания конфликтов и достижения стабилизации общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"