Сущность реструктуризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:31, дипломная работа

Описание работы

В современных рыночных условиях предприятия для обеспечения конкурентоспособности вынуждены регулярно вносить изменения в хозяйственную деятельность и с помощью соответствующих мер обеспечить свою дееспособность. В качестве средства и инструмента в процессе антикризисного управления может использоваться наиболее радикальный способ преобразований - реструктурирование предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….…..7
1 ПОНЯТИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ……………………………..………....….10
1.1 Сущность реструктуризации…………………………………………..…......10
1.2 Цели реструктуризации………………………………………..………….….12 1.1Этапы проведения реструктуризации…….............……………..……..………13
1.4 Основные направления реструктуризации…………………………..………14
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………….....22
2.1 Краткая характеристика ОАО «Завод горного оборудования»……………22
2.2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприя-тия……………………………………………………………..………………..….23
2.3 Анализ коэффициентов характеризующих платёжеспособность предприя-тия………………………………………………………………..…………...…….29
2.4 Анализ внешних условий деятельности предприятия……………….……..34
2.5 Анализ внутренних условий деятельности предприятия…………………..36
2.6 Анализ рынков, на которых осуществляется деятельность
предприятия…………………………………………………….……………...….36
2.7 Анализ активов……………………………………………………..…………38
2.8 Анализ пассивов……………………………………………………..………..40
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ……………………………………………….42
3.1 Расчёт размера долга, подлежащего к погашению к концу срока финансового оздоровления………………………………………………………………….42
3.2 Анализ возможности безубыточной деятельности предприятия за счёт реализации, упущенных возможностей и резервов в операционной деятельно-сти…………………………………………………………………………...……….43
3.3 Финансовый план и график погашения задолженности с учетом прове-дения антикризисных мероприятий в производственной, инвестиционной и финансовой деятельности и реструктуризации имущественного
комплекса……………………………..…………………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………60
ПРИДОЖЕНИЕ А ФОРМА№1……………………………………………..…….64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ФОРМА№2…………………………………..……….….....…68
ПРИЛОЖЕНИЕ В ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КАПИТАЛА………..….….....…70
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КАПИТАЛА………....……...….72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ПРИЛОЖЕНИЕ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ……..74

Работа содержит 1 файл

Диплом по реструктуризации 2.doc

— 420.50 Кб (Скачать)

 

    1. Этапы проведения реструктуризации

 

Последовательность этапов реструктуризации может существенно  различаться в зависимости от состояния компании, ее потенциала, позиций на рынке, поведения конкурентов, характеристик производимых ею товаров и услуг и многих других факторов.

Первый этап - определение целей реструктуризации. Собственники и менеджмент должны определить, что именно их не устраивает в текущей деятельности компании, и чего они хотят добиться в результате структурных изменений. От того, насколько грамотно они определят цели и круг задач, зависит дальнейшее развитие компании и соответственно судьба реструктуризационной программы.

Второй этап - диагностика  компании. Ее проводят для того, чтобы  выявить проблемы компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес. При проведении диагностики, как правило, осуществляется правовой, налоговый анализ, анализ операционной деятельности, рынка и инвестиционной привлекательности компании. Также изучается ее финансовое состояние, стратегия и деятельность руководства.

Третий этап - разработка стратегии и программы реструктуризации. На этом этапе по данным, полученным в результате диагностики, составляется несколько альтернативных вариантов развития компании. Для каждого варианта определяются методы реструктуризации, рассчитываются прогнозные показатели, оцениваются возможные риски, объемы задействованных ресурсов. На основе различных критериев собственниками компании и менеджментом проводится оценка эффективности той или иной альтернативы и осуществляется выбор, в соответствии с которым разрабатывается программа реструктуризации. При этом формализуются и уточняются стратегические цели предприятия, детализируются качественные и количественные целевые параметры, которые должна достичь система с учетом ресурсных ограничений.

Четвертый этап - осуществление  реструктуризации в соответствии с  разработанной программой. Формируется команда специалистов, задействованных в работе. Затем прорабатываются и последовательно реализуются все этапы программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются целевые показатели и, если происходит их отклонение от запланированных значений, компания осуществляет корректировку программы.

Пятый этап - сопровождение  программы реструктуризации и оценка ее результатов. На последнем этапе команда, ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной работе.

 

    1. Основные направления реструктуризации

 

Существуют  оперативная и стратегическая реструктуризации.

Варианты преобразований стратегии бизнеса при стратегической реструктуризации.

I Стратегии роста:

1) Интегрированный  рост (расширение путем добавления  новых структур внутри отрасли) - вертикальная интеграция: прямая (приобретение фирм- продавцов); обратная (приобретение фирм-поставщиков); горизонтальная интеграция (усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов).

2) Концентрированный  рост (изменение продукта или рынка в рамках традиционной отрасли): захват рынка (увеличение доли на традиционных рынках); развитие рынка (новые рынки для старого продукта); развитие продукта (новый продукт на традиционном рынке).

3) Диверсифицированный  рост (изменение продукта, рынка, отрасли): центрированная диверсификация (новые производства, совпадающие с основным профилем); горизонтальная диверсификация (новая непрофильная продукция для традиционных рынков); конгломеративная диверсификация (новые непрофильные производства для новых рынков).

Стратегии сокращения бизнеса: выделение (передача части  акций вновь образуемой компании):

- реструктуризация  «вверх» (создание материнской  компании для нескольких независимых ранее фирм, каждая из которых передает часть собственной новой);

- реструктуризация «вниз» (выделение независимого дочернего предприятия из действующей компании);

- горизонтальная  реструктуризация (выделение сестринских  компаний путем создания фирм, специализирующихся в определенных  сферах деятельности);

-продажа части  акций; деинвестирование (продажа отдельных сегментов бизнеса, подразделений);

- ликвидация (полная/частичная).

Преобразования  в рамках процедуры внешнего управления (Закон РФ «О банкротстве»): перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; продажа части имущества; продажа предприятия (бизнеса).

II Изменения в организационной и правовой формы

Уточнение организационно-правового  статуса в соответствии с ГК РФ: хозяйственные товарищества; общества: общество с ограниченной ответственностью (ООО); общества с дополнительной ответственностью; акционерные общества (открытые – ОАО и закрытые – ЗАО); производственные кооперативы; государственные и муниципальные предприятия; некоммерческие организации.

Расширение  сферы деятельности: слияние, присоединение, создание филиалов и представительств, покупка имущества, аренда имущества, лизинг имущества, приватизация, совместное предприятие, участие в инвестиционных проектах, венчурные инвестиции, лицензирование, маркетинговые соглашения, технологическое участие, франчайзинг.

Сокращения  сферы деятельности: разделение, выделение, продажа имущества, сокращение собственного капитала, сдача имущества в аренду, безвозмездная передача активов, передача имущества в зачет обязательств, консервация имущества, ликвидация отдельных подразделений, предприятия в целом.

Выбор типа объединения  по степени участия в управлении: концерн, синдикат, картель, холдинг, финансово-промышленная группа, ассоциация, стратегический альянс, союз.

Реорганизация юридического лица (ст.57-60 ГК РФ) может  осуществляться в форме: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Возможности по изменению структуры собственности и активов: приватизация, создание совместных предприятий, создание филиалов и представительств, предоставление в аренду части имущества, лизинг, франчайзинг.

III Структура и системы управления.

Выбор типа организационных структур управления: иерархические структуры - элементарная структура, линейно-штабная структура, линейно-функциональная структура, дивизиональная структура.

Дивизиональная  структура подразделяется на продуктовую  структуру, структуру с ориентацией на клиента, региональную структуру, структуру на базе бизнес - единиц, смешанную структуру. Адаптивные структуры подразделяются на проектную структуру, матричную структуру, программно-целевую структуру, структуру на групповом подходе. Структура на групповом подходе состоит из командной структуры, групповой структуры, бригадной структуры, сетевой структуры.

Мягкие факторы  организации – инструменты, воздействующие на поведение персонала. Развитие персонала: повышение профессиональной квалификации, повышение общей квалификации. Организация отношений доверия: стимулирование внутрифирменных и предпринимательских отношений, создание в коллективе атмосферы творчества. Интегрированные организационные концепции: развитие фирменной культуры.

В наиболее общем  виде направления реструктуризации можно представить в форме двух основных организационных стратегий: расширения или сокращения бизнеса. Стратегия, направленная на интегрированный рост путем добавления новых структур внутри организации, называется вертикальной интеграцией.

Различают прямую и обратную интеграцию. При прямой интеграции (приобретение фирм-продавцов) условиями выбора организационной  стратегии являются следующие: дистрибьюторы  компании дороги, несговорчивы или  слабы для того, чтобы удовлетворять  запросами компании; возможности дистрибьюторов ограничены с точки зрения создания для компании стратегических преимуществ в конкурентной борьбе; компания конкурирует в быстрорастущей отрасли и ожидается продолжение расширения рынков сбыта продукции, компания имеет капитал, и персонал, необходимые для того, чтобы справиться с задачами дистрибуции своей собственной продукции; стабильность производства особенно ценна, это связано с тем, что через собственную систему дистрибуции легче предсказывать потребность рынка в выпускаемой компанией продукции; действующие дистрибьюторы и продавцы продукции компании получают очень высокий процент прибыли, в этом случае посредством прямой интеграции компания может серьезно увеличить свою прибыль и за счет снижения издержек обращения существенно снизить конечную цену на свою продукцию, усилив, таким образом, свои конкурентные позиции.

При обратной интеграции (приобретение фирм-поставщиков) условиями  выбора организационной стратегии  являются следующие моменты: поставщики компании дороги, несговорчивы или слабы для того, чтобы удовлетворять запросы компании; число поставщиков ограничено по сравнению с числом конкурентов; компания конкурирует в быстро растущей отрасли, и ожидается продолжение расширения рынков сбыта продукции; компания имеет и капитал, и персонал, необходимые для того, чтобы справиться с задачами организации поставок сырья и материалов для своего производства; особую ценность имеют стабильные цены на сырье и материалы, через обратную интеграцию возникает возможность стабилизировать эти цены; поставщики компании получают высокий процент прибыли, что свидетельствует о том, что бизнес на поставщиках материалов в данной отрасли является стоящим предприятием; компания нуждается в быстрых поставках сырья и материалов.

При горизонтальной интеграции (усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов) возникают следующие условия организационной стратегии: компания конкурирует в растущей отрасли; компания может стать монополистом в определенном регионе без привлечения особой поддержки местных властей или сильной конкурентной борьбы; увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества; у компании есть достаточные и капитальные, и трудовые ресурсы, чтобы успешно справиться с задачами своего расширения; конкуренты компании допускают ошибки из-за недостатка опыта управления или отсутствия особых ресурсов, которыми располагает компания.

Концентрированный рост (изменение продукта или рынка  в рамках традиционной отрасли) включает в себя следующие организационные стратегии: захват рынка, развитие рынка, развитие продукта, централизованная диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломеративная диверсификация.

Стратегия захвата  рынка (увеличение доли на традиционных рынках) осуществляется при следующих  условиях выбора организационной стратегии: существующие рынки не насыщены продукцией компании; норма потребления продукции компании у традиционных потребителей вскоре может возрасти; увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества. Стратегия развития рынка (новые рынки для старого продукта) осуществляется при следующих условиях выбора организационной стратегии: появляются новые недорогие надежные каналы сбыта продукции; компания очень преуспевает в своем бизнесе; существуют новые неосвоенные или ненасыщенные рынки; компания имеет необходимый капитал и трудовые ресурсы для того, чтобы справиться с расширением круга своих коммерческих операций; у компании имеется запас производственных мощностей; основная отрасль компании развивается достаточно быстро. Стратегия развития продукта (новый продукт на традиционном рынке) осуществляется при следующих условиях выбора организационной стратегии: компания выпускает достаточно успешные продукты, находящиеся в стадии зрелости жизненного цикла продукта – идея в том, чтобы привлечь вполне удовлетворенных потребителей попробовать новый, улучшенный продукт компании; компания конкурирует в отрасли промышленности, характеризующейся быстрыми технологическими изменениями; основные конкуренты компании предлагают продукцию лучшего качества по сравнимой цене; компания конкурирует в отрасли, развивающейся высокими темпами; компания отличается своими научно-исследовательскими и проектными возможностями. При централизованной диверсификации (когда новые производства, совпадают с основным профилем) существуют следующие условия выбора организационной стратегии: компания конкурирует в отрасли промышленности, не имеющей роста либо имеющей очень низкие темпы роста; добавление новых, но в то же время профильных продуктов могло бы существенно улучшить реализацию традиционной продукции; новые профильные продукты могут предлагаться на рынке по достаточно высоким конкурентным ценам; вводимые новые профильные продукты имеют сезонные колебания спроса, и эти колебания находятся в противофазе с колебаниями финансовых пиков и спадов компании; традиционные продукты компании находятся в стадии умирания по их жизненному циклу; компания располагает сильной управленческой командой. При горизонтальной диверсификации (новая непрофильная продукция для традиционных рынков) существуют следующие условия выбора организационной стратегии: добавлении новых, но в то же время непрофильных продуктов, которое могло бы существенно улучшить реализацию традиционной продукции; компания конкурирует в высоко конкурентной и неразвивающейся отрасли, в которой достаточно низкая норма прибыли и дохода; традиционные каналы дистрибуции продукции компании могут быть использованы для продвижения на рынок новой продукции для традиционных потребителей; реализация новой продукции по времени будет проходить в противофазе с уже выпускаемыми компанией продуктами. При конгломеративной диверсификации (новые непрофильные производства для новых рынков) существуют следующие условия выбора организационной стратегии: в базовой отрасли компании происходит ежегодное снижение объемов реализации и прибыли; компания располагает капиталом и управленческими кадрами, необходимыми для того, чтобы начать конкурировать в новой отрасли; у компании есть возможность скупить непрофильный для нее бизнес, который представляет надежный объект для инвестиций; существует финансовое взаимодействие между приобретаемой и приобретающей фирмами; существующие рынки для продукции компании вполне насыщены.

Стратегия деинвестирования (реализация части предприятия или фирмы в целом) включает в себя частичное сокращение компании. Существуют следующие условия выбора организационной стратегии деинвестирования: у компании имеется четкое представление о своем бизнесе, но в течение значительного периода времени она не смогла достичь стоящих перед ней целей; компания является одним из самых слабых конкурентов в отрасли; компания неэффективна, низкоприбыльна, имеет персонал с низким средним уровнем трудовой дисциплины. Продажа части фирмы возникает при причине когда, стратегия сокращения компании не принесла желаемого эффекта. Передача части акций вновь образуемой компании возникает тогда, когда какое-то подразделение компании требует значительно больше ресурсов для поддержания своей конкурентоспособности, чем компания может обеспечить. Полная ликвидация возникает когда компания стоит на грани банкротства, и в процессе ликвидации может быть получена максимально возможная сумма наличных денег за ее активы; ни стратегия сокращения, ни стратегия отторжения не привели к желаемому результату.

Стратегии реструктуризации можно представить в виде двух основных направлений: расширения или  сокращения бизнеса.

Стратегия расширения сферы деятельности может быть реализована  в следующих формах: слияние, присоединение, покупка имущества, аренда имущества, лизинг имущества, приватизация. Задача внутреннего развития может быть решена следующими способами: совместное предприятие, участие в инвестиционных проектах, венчурные инвестиции, лицензирование, маркетинговые соглашения, технологическое участие, франчайзинг. В результате осуществления различного вида интеграционных преобразований в состав организации может входить одна фирма или несколько, объединенных системой участия. Здесь возможны следующие варианты: синдикат, картель, холдинг, финансово-промышленная группа, ассоциация, стратегический альянс, союз.

Стратегия сокращения может быть воплощена путем разделения, выделения, продажи имущества, сокращения собственного капитала, сдачи имущества в аренду, создания дочернего предприятия, безвозмездной передачи активов, передачи имущества в зачет обязательств, консервации имущества, ликвидации предприятия.

Сущность оперативной  реструктуризации заключается в  том, что она направлена на решение проблем по восстановлению платёжеспособности компании в краткосрочном периоде и реализуется за счёт внутренних резервов.

Основные задачи оперативной реструктуризации обусловлены  её сущностью:

- восстановление  платёжеспособности компании в  текущий момент времени.

- создание экономических  и финансовых условий для устойчивого функционирования компании в долгосрочном периоде и обеспечение конкурентоспособности.

Информация о работе Сущность реструктуризации