Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:01, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского учета, а также контроля материально – производственных запасов и наметить пути его совершенствования в условиях предприятия.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учета и контроля материально –производственных запасов;
- проанализировать наличие и движение материально – производственных запасов;
- изучить эффективность использования материально - производственных запасов;
- рассмотреть состояние первичного, аналитического, синтетического учета материально производственных запасов;
- наметить пути совершенствования учета, контроля материально – производственных запасов.
Введение
Глава 1.Теоретические основы бухгалтерского учета и контроля материально – производственных запасов и основные задачи их учета.
1.1.Экономическое содержание материально-производственных запасов и основные задачи бухгалтерского учета и их контроля.
1.2. Оценка материально-производственных запасов.
Глава 2.Экономическая характеристика ОГУ СП совхоза « Луговской» и анализ наличия , движения и эффективности использования материально – производственных запасов.
2.1. Краткая характеристика условий и результатов производственно-финансовой деятельности ОГУ СП совхоза « Луговской».
2.2 Анализ наличия, движения и эффективности использования материально – производственных запасов.
Глава 3.Бухгалтерский учет и контроль материально -производственных запасов в ОГУ СП совхозе «Луговской».
3.1. Организация учетной работы в ОГУ СП совхозе « Луговской».
3.2. Документальное оформление поступления и расходования сельской продукции ,семян, кормов ,прочих материальных ценностей.
3.3. Организация складского хозяйства и учет материально – производственных запасов в местах их хранения.
3.4. Синтетический, аналитический учет сельскохозяйственной продукции, семян, кормов, прочих материальных ценностей.
3.5 Учет материальных ценностей при компьютерной форме учета.
3.6. Контроль за сохранностью материально – производственных запасов и совершенствования бухгалтерского учета.
Выводы и предложения.
Список литературы.
Приложения.
РАСЧЁТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В СОВХОЗЕ
ПОКАЗАТЕЛИ |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
Изменения(+,-) | |||
1.выручка,тыс.руб. |
11566 |
11113 |
9946 |
86,0 | |||
2.количество дней |
360 |
360 |
360 |
100 | |||
3.однодневная выручка тыс.руб. |
32,1 |
30,8 |
27,6 |
85,9 | |||
4.среднегодовая сумма оборотных средств,тыс.руб. |
9281 |
8496 |
8929 |
96,2 | |||
5.коэффициент оборачиваемости оборотных средств( количество оборотов)(1:4) |
1,2 |
1,3 |
1,1 |
91,6 | |||
6.продолжительность одного оборота, дней(4*2):1 |
289 |
275 |
323 |
111,7 | |||
7. коэффициент загрузки средств в обороте(4:1) |
0,80 |
0,76 |
0,89 |
111,2 | |||
8.сумма высвободившихся(-) привлечённых(+)оборотных средств,тыс.руб. |
- |
(-)431,2 |
(+)1324,8 |
- |
РАСЧЁТ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ
ПОКАЗАТЕЛИ |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2002г. к 2000г в % | ||||
1.выручка, тыс. руб. |
11566 |
11113 |
9946 |
86,0 | ||||
2.среднегодовая сумма оборотных средств, тыс.руб. |
9281 |
8496 |
8929 |
96,2 | ||||
3.коэффициент оборачиваемости, |
1,2 |
1,3 |
1,1 |
91,6 | ||||
4.продолжительность оборота, дни |
289 |
275 |
323 |
111,7 | ||||
5.валовая продукция в текущих ценах,тыс.руб. |
12878 |
|
| |||||
6.прибыль(+)убыток (-) |
-4555 |
-2296 |
-1533 |
33,7 | ||||
7.валовый доход, тыс.руб. |
7588 |
842 |
||||||
8.получено валовой
продукции на один рубль |
1,5 |
|
||||||
9.получено валового дохода на один рубль оборотных средств, руб.(7:2) |
0,82 |
0,09 |
||||||
10.получено прибыли
(+)убытка(-)на один рубль |
-0,49 |
-0,27 |
-0,17 |
Расчетные показатели таблицы 10 свидетельствуют о том , что показатели оборачиваемости ухудшились. Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешне, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние , на которое предприятие может и должно активно влиять . К внешним факторам можно отнести такие, как общеэкономическая ситуация, налоговое законодательство, условия получения кредитов и процентные ставки по ним.
На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам , влияющим на состояние и использование оборотных средств, можно отнести как кризис неплатежей , высокие налоги , проценты по кредитам. Кризис сбыта произведенной продукции и неплатежи приводят к замедлению оборота оборотных средств.
Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств кроются непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится прежде всего к производственным запасам. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию, ликвидации сверхнормативных запасов, улучшению организации снабжения.
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ИИ КОНТРОЛЬ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ОГУ СП совхоз «ЛУГОВСКОЙ»
3.1 Организация учетной
работы в ОГУ СП совхоз «
Организация бухгалтерского учета – это система условий и элементов построения процесса учета в целях формирования постоянной полной информации о хозяйственной деятельности предприятия. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель совхоза.
Общие принципы построения бухгалтерского учета определяются законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учету. Нормативными документами установлены единые правовые и методологические основы организации и ведения учета. Регулирование бухгалтерского учета в маштабах страны заключается в разработке и утверждении обязательных инструктивных материалов для всех организации на территории России. Для оформления всех происходящих операции в ОГУ СП совхозе «Луговской» применяют унифицированные формы документов первичного учета. Первичный учет формируется вместе совершения хозяйственной операции. Небольшое количество первичных документов( по учету денежных средств, основных средств расчетных операций) составляются непосредственно в бухгалтерии хозяйства. Ответственность за данные в первичных документах несут должностные лица, составляющие документ. Одной из необходимых предпосылок правильного построения бухгалтерского учета является надлежащая организация документооборота. Он представляет собой движение документов в учетном процессе от момента их составления до завершения использования и сдачи в архив. Документооборот составляется в виде графика , где указываются наименование и номер каждой формы документа, его назначение, сроки, в каком количестве и кем составляется, кто подписывает документ, когда и куда он представляется, кто его принимает , проверяет, обрабатывает, куда и на основании чего сделаются записи. График документооборота составляется главным бухгалтером, утверждается руководителем и является обязательным для исполнения. Контроль за соблюдением графика осуществляет главный бухгалтер. Организационная структура учетного процесса в совхозе « Луговской» строится на принципах полной централизации, то есть весь учетный процесс сосредочен в центральной бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером. В подразделениях хозяйства, в бригадах, на фермах ведется лишь первичный учет. Заполненные первичные документы поступают в центральную бухгалтерию, где их проверяют, обрабатывают, сверяют и все записи вносят в учетные регистры.
Распределение
служебных обязанностей в
Самые ответственные и сложные работы в хозяйстве выполняет главный бухгалтер. В конце года на основании производственных отчетов он исчисляет фактическую себестоимость каждого вида произведенной продукции, отвечает за состояние учета денежных средств, расчетных и кредитных операций, учета фондов и резервов, финансовых результатов хозяйства: отвечает за правильность составления и своевременность предоставления годовой и квартальной отчетности. В совхозе «Луговской» учет строится в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, представляющим систематизированный их перечень и обеспечивающий такую организацию бухгалтерского учета, которая позволяет получить необходимую учетную информацию для оперативного руководства и управления производством. Основная форма учета при ручной обработке данных в совхозе является журнально-ордерная. В журналы ордера ведутся по кредиту соответствующих счетов. Этим обеспечивается стройность и последовательность записей в них. При журнально-ордерной форме учета применяются накопительные ведомости, ведомости учета расходов в синтетическом и аналитическом разрезах. В составе регистров журнально-ордерной формы учета имеются листки-расшифровки, таблицы и главная книга. Листки-расшифровки в совхозе применяются для группировки соответствующих сумм в журналах-ордерах, ведомостях по субсчетам и счетам аналитического учета. Обобщающим регистром , с помощью которого составляется отчетный баланс, является Главная книга. Все регистры при журнально-ордерной форме учета представляют собой листы, изготовленные типографским способом. Основанием для записей в регистры журнально-ордерной формы учета являются типовые первичные документы. Данные документов, отражающие хозяйственные операции, предварительно группируют в производственных отчетах, ведомостях. В конце месяца подводят итоги за месяц , которые записывают в журналы- ордера. Окончательные итоги переносят в Главную книгу. Контроль за соблюдением указаний по ведению бухгалтерского учета в совхозе «Луговской» возложен на главного бухгалтера. Он обеспечивает правильную постановку и достоверность учета в хозяйстве, контролирует сохранность и правильность расхода денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер подчиняется руководителю совхоза.
3.2 Документальное оформление
поступления и расходования
Первичные документы
по поступлению и расходу
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и сопроводительные документы- платежное поручение, счет-фактуру Ф.№868 (прил. 1),товарно-транспортные накладные (прил.2),спецификацию на ТМЦ и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию совхоза, где проверяется правильность их оформления. В случае обнаружения при приемке материалов недостачи или порче составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к поставщику или транспортной организации.
В бухгалтерии работники
проверяют соответствующие
Поступающие документы регистрируют в специальном журнале учета поспупающих грузов ( прил.4) .
После регистрации в журнале счета поставщиков с приложенными к ним документами передают на склад для оприходования поступивших материалов в складском учете. Для получения материалов со склада поставщиков экспедитору выдают доверенность, в которой указывают перечень материалов, подлежащих получению. Основными документами, которыми оформляют отпуск товарно-материальных ценностей, являются накладные и лимитно-заборные ведомости. Разовый отпуск материалов для потребностей или перемещения внутри совхоза производится на основании накладной внутрихозяйственного назначения Ф.87 ( прил. 5,6 ), а отпуск на сторону по товарно-транспортным накладным в зависимости от вида материалов. Для отпуска систематических потребляемых материалов в совхозе применяют лимитно – заборные ведомости (прил.7).
Поступающие в совхоз нефтепродукты принимают на основании товарно-транспортной накладной и паспорта качества нефтепродуктов, где указывается их качество, марка, государственный стандарт (прил.2).
Материальные ценности, поступающие от переработки продукции собственных промышленных и обслуживающих производств, приходуют на основании отчета о переработке продукции.
Основными документами, которыми оформляют отпуск товарно-материальных ценностей , являются накладные и лимитно-заборные ведомости (прил.8).
Отпуск семян, минеральных удобрений, нефтепродуктов, строительных материалов оформляют лимитно – заборными ведомостями (прил.9).Лимитно-заборную ведомость выписывают в двух экземплярах в пределах календарного месяца. Она является накопительным документом и значительно облегчает ведение материального учета. В ведомости указывается лимит. Отпуск материальных ценностей прекращается после использования лимита. Один экземпляр лимитно-заборной ведомости находится у получателя второй остается у кладовщика. На основании накладных и лимитно-заборных ведомостей материальные ценности отпускаются со склада в места их потребления: ферму, отделение и др. При расходовании материальных ценностей на нужды производства их списывают на основании актов: на списание семян, удобрений, производственного и хозяйственного инвентаря, который составляют от руки (прил.10).
Акт об использовании минеральных , органических удобрений применяется для списания в расход минеральных удобрений , его составляет агроном по окончании внесения удобрений. Акт на списание производственного и хозяйственного инвентаря применяется для списания пришедшего в негодность инвентаря. Акт составляет комиссия.
Списание на затраты израсходованных на производство нефтепродуктов производят на основании путевых и учетных листов, предварительно обобщенных в накопительных ведомостях Ф № 301- АПК.
Учет поступления зерновой продукции ведут в совхозе « Луговской» по реестру отправки зерна и другой продукции с поля Ф № 77. Новая форма № 161- АПК не используется . Продукция поступает в сжатые сроки при различных погодных условиях, поэтому еще до уборки проводится подготовительная работа по организации мест приемки, состояния весоизмерительных приборов . Проводится инструктаж зав.током , кладовщиков, сторожей , материально ответственных лиц.
Перед началом уборочных
работ бухгалтерия совхоза
В начале смены комбайнер на каждую автомашину при первой ее загрузке выписывает реестр отправки зерна в двух экземплярах. Первый остается у комбайнера ,а второй у шофера. В реестре комбайнер указывает дату ,номер отделения , фамилию шофера , наименование продукции.
При разгрузке зерна из комбайна в кузов автомашины комбайнер записывает в свой экземпляр реестра номер автомашины и бункерную массу зерна, при этом шофер расписывается в реестре комбайнера о приеме продукции.
На току учет поступления зерна ведут в реестре приема зерна и другой продукции. В данном документе учитывается зерно , поступившее от нескольких комбайнов и автомашин.
Зав.током записывает массу нетто доставленного зерна шофером в реестр, указывая фамилии шофера и комбайнера. Реестры ежедневно сдаются в бухгалтерию вместе с ведомостью движения зерна. Этот документ является сводным. Здесь фиксируется количество зерна на начало и конец дня. В бухгалтерии проверяют все поступившие документы и учитывают движение продукции.
В совхозе « Луговской» выращивают овощи в открытом грунте, картофель , хотя производство картофеля сократилось, а овощей увеличилось на 63,6%.
Первичным документом по учету выхода продукции овощеводства, картофеля является дневник поступления сельскохозяйственной продукции. С места уборки продукцию отправляют на пункты сортировки, в хранилища. На каждую партию выписывают сопроводительный документ- накладную внутрихозяйственного назначения. Дневники поступления сельскохозяйственной продукции с приложенными накладными сдают ежедневно в бухгалтерию. В пункте сортировки, хранилищах всю продукцию взвешивают и записывают в книгу складского учета . Значительную часть продукции отправляют заготовительным организациям при этом составляют товарно-транспортные накладные , но также все первичные документы старой формы.